Перестановки Карреры не помогают «Спартаку». Вся тактика РФПЛ
Александр Дорский – о 21-м туре.
5 неожиданных решений
Переход Грасии на схему с тремя центральными полузащитниками
После травмы Каннуникова, полученной в сборной России, испанский тренер казанцев наконец отошел от привычной расстановки с двумя чистыми форвардами. Жонатас остался на передней линии в одиночестве, а центр поля был укреплен за счет одновременного появления Мвилы, Камболова и Цакташа.
Дополнительный игрок в середине в первые полчаса позволял «Рубину» и не допускать разрывов между линиями, и заполнять зоны при начале собственных атак (что совсем не получалось у Казани в предыдущих весенних матчах).
При обороне четверка хавбеков «Рубина» (Ахметов, Мвила, Цакташ, Жемалетдинов) действовала в линию, а Камболов располагался ближе к центральным защитникам, не позволяя Жулиано беспрепятственно получать мяч между линиями.
Руслан опускался к штрафной Рыжикова не только в момент атак «Зенита», но и при розыгрыше мяча Самбрано и Бурлаковым в первой фазе казанской атаки. Этим билдап команды Грасии существенно отличался от предыдущих встреч во второй части сезона – в матчах с «Анжи», «Оренбургом» и «Уралом» за продвижение мяча в первую очередь отвечал Мвила.
Камболов открывается под первую передачу от Самбрано, Мвила и Цакташ находятся примерно на одной линии в районе центрального круга.
До гола Дзюбы «Рубин» выдал едва ли не лучший отрезок после возобновления чемпионата, однако после пропущенного мяча структура игры казанцев стала разваливаться. Во втором тайме у петербуржцев и вовсе было достаточное количество атак через середину за счет неслаженного прессинга команды Грасии.
Появление Ломбертса
Последний раз в матче РФПЛ бельгийский защитник появлялся еще в конце ноября – тогда «Зенит» сумел не пропустить от «Уфы». Выход Ломбертса в старте на игру с «Рубином» стал сюрпризом – Нету был здоров, и даже несмотря на многочисленные ошибки, Луческу продолжал доверять португальцу на протяжении всего сезона. В Казани Луиш остался в запасе.
Скорее всего, появление Ломбертса связано с необходимостью противостоять Жонатасу – одному из лучших нападающих лиги по игре на втором этаже. В результате в верховую борьбу с бразильцем чаще вступал Иванович, но внизу Николас почти полностью закрыл форварда «Рубина». 6-й номер «Зенита» действовал в привычной манере, играя на опережение – к концу матча у Ломбертса набралось 6 перехватов (больше только у Эрнани). «Зенит» с бельгийцем в составе вновь не пропустил, да и опасности у ворот Лунева практически не возникало.
Перемены в обороне «Спартака»
На матч с «Оренбургом» Массимо Каррера произвел существенные перестановки в линии обороны – Тигиев занял место на правом фланге, а Боккетти заменил Таски в центре. Итальянский специалист объяснил эти решения работой игроков во время тренировочного процесса, но появление и Георгия, и Сальваторе в старте напрашивалось уже давно. Ещенко, и в первой части сезона не отличавшийся особенной надежностью, сейчас на своей половине поля действуют еще хуже, а в отсутствие Боккетти (хотя и не только по этой причине) «Спартак» испытывает большие трудности в продвижении мяча за центральный круг.
Тигиеву Каррера отвел 57 минут. За это время экс-защитник «Анжи» совершил 4 отбора (больше всех среди игроков москвичей за весь матч) и 2 перехвата. В первую очередь приличные цифры Тигиева связаны с тем, что у «Оренбурга» левый фланг был гораздо активнее правого. В атаку же Георгий подключался не очень часто, но в первый час игры у чужой штрафной редким гостем был и Комбаров.
Слева – карта касаний Тигиева и Комбарова до 57-й минуты. Справа – карта касаний Ещенко и Комбарова после 57-й минуты. Основной отрезок крайних защитников «Спартака» на чужой половине случился после того, как счет стал 2:0, а «Оренбург» стал больше атаковать позиционно и оставлять свободные зоны.
Тигиева стоит ждать в стартовом составе и в следующих матчах – Ещенко стал одним из виновников обоих мячей в ворота Реброва. На 70-й минуте Андрей бросился на Поповича и был обыгран, а спустя 60 секунд потерял на фланге Полуяхтова и дал защитнику «Оренбурга» беспрепятственно пробить.
Воробьев – на левом фланге
Против Тигиева на краю играл Роман Воробьев, обычно являющийся вершиной треугольника в центре поля команды Евдокимова. Большая часть атак «Оренбурга» в первом тайме шла именно через фланг Воробьева (также привычно активно подключался вперед Полуяхтов). До перерыва Роман 5 раз шел в обводку (2 раза удачно), в то время как Григорьев на противоположном краю не предпринимал попыток обыграть оппонентов. Привычно хорош Воробьев был и в прессинге, но об этом – ниже.
Дебют Фарфана
«Я не имею большего представления о Фарфане, чтобы ставить его на игру со «Спартаком», – сказал Юрий Семин всего полмесяца назад. Очевидно, что теперь представление о текущем состоянии Джефферсона имеет не только тренерский штаб «Локомотива», но и вся РФПЛ.
Ожидалось, что в матче с «Уфой» место дисквалифицированного Ари в атаке займет Майкон, но с первых минут на поле вышел зимний новичок «Локо». Выбор Семина полностью оправдался – Фарфан очень удачно комбинировал с Миранчуком, забил победный мяч, нанес 3 удара по воротам (2 – головой), 2 раза обыграл соперников (из 3 попыток) и отдал 1 передачу под удар. Точность передач перуанца по итогам матча составила 85% - фантастический показатель для игрока атаки и лучший показатель среди игроков «Локомотива» вообще.
3 проблемы
Неспособность «Спартака» выйти из-под прессинга в первые 25 минут
В начале первого тайма «Оренбург» очень активно прессинговал, не давая спартаковцам спокойно разыгрывать мяч на своей половине поля. «Об этом нас просил тренер. Если давать «Спартаку» продвигаться вперед, нам будет намного тяжелее», – сказал хавбек гостей Григорьев в перерыве.
Выход Боккетти должен был разгрузить Фернандо в части первого паса, однако неготовность команды Карреры к активной обороне со стороны «Оренбурга» привела к очень большому количеству брака в передачах даже у защитников. В первые 25 минут точность передач у Боккетти составляла 69%, а у Кутепова – 60% (по итогам всего матча 75% и 72%).
Прессинг «Оренбурга» имел две особенности. Во-первых, Дюриш часто прессинговал до Реброва.
Дюриш прессингует до Реброва, Воробьев атакует Кутепова, которому следует передача от вратаря. Как только Ребров отдает пас на Кутепова, Григорьев и Драгун выдвигаются на Боккетти, закрывая второго центрального защитника «Спартака».
Во-вторых, команда Евдокимова очень большими силами поджимала москвичей при аутах у штрафной Реброва.
Сразу девять игроков «Оренбурга» находятся на половине поля «Спартака» после розыгрыша аута командой Карреры. У спартаковцев есть одно перспективное решение – перевод мяча на противоположный фланг (Григорьев логично двинулся в центр), но москвичи им не пользуются, в результате чего теряют мяч.
Во второй половине первого тайма гости заметно подсели, а после перерыва им пришлось больше атаковать позиционно из-за чего существенно поменялся весь характер игры.
Травма Брызгалова
Центр поля у махачкалинцев не сбалансирован – Гулиев и Эззатоллахи больше ориентированы на атаку (к тому же, иранец пасует с 59,5% точности после перехода в «Анжи»), Гасанову не слишком доверяет Григорян, а Брызгалов подвержен травмам. Из-за повреждения Сергей пропустил игру 20-го тура с «Оренбургом», а в матче против «Урала» опорник был вынужден покинуть поле сразу после перерыва.
Команда Тарханова предпочитала переходить на чужую половину за счет длинных передач на Ильина. Владимир редко выигрывал верховую борьбу у защитников (лишь 3 раза из 10), но оказываемое давление не позволяло Фибелю и Жирову скидывать мячи точно на партнеров. В первом тайме подбор чаще оказывался за игроками «Анжи» (чаще всего – Брызгаловым), но после вынужденной замены Сергея на Гасанова ситуация изменилась. Бикфалви (реже – Лунгу и Димитров) забирали подбор без сопротивления со стороны опорников махачкалинцев. За вторую половину встречи уральцы 6 раз били из-за пределов штрафной, и только 2 удара (Бикфалви и Ильина) были заблокированы хозяевами.
Неэффективность нападающих «Амкара»
В игре с «Тереком» Гаджиев сделал ставку на пару Прокофьев – Костюков, до этого не проведших в премьер-лиге вместе ни минуты. Решение тренера «Амкара» выглядело странно – Бодул и по сезону, и по последним матчам (в частности с «Томью») выглядел самым острым форвардом пермяков, однако Дарко появился на поле лишь на 61-й минуте.
Прокофьев отвечал за верховую борьбу при длинных передачах от центральных защитников, а Костюков, действовавший чуть глубже, должен был заполнять освобившееся Станиславом пространство. Взаимодействие случилось лишь раз – в самом начале матча Прокофьев скинул мяч на Костюкова в районе центрального круга, но Михаил не смог обработать мяч. В остальном нападающие не смогли проявить себя – Прокофьев и вовсе лишь 2 раза коснулся мяча в штрафной «Терека» (одно из касаний – фантастический промах на 19-й минуте).
3 тенденции
Уязвимость правого крыла обороны «Уфы»
Несмотря на отсутствие пропущенных мячей в первых матчах весны, в обороне у «Уфы» было не все гладко. В первую очередь из-за присутствия большого количества свободных зон между средней линией и защитниками, а также наличия каналов между центрбеками и латералями из-за слишком узкого расположения первых.
Первую проблему в матче с «Локомотивом» Семак решил за счет глубокого расположения Карпа. Молдованин до перерыва не давал спокойно принимать мяч Миранчуку и Фернандешу, но во второй половине заметно подустал и на 64-й минуте был заменен на Безденежных.
Вторая проблема (я отмечал ее еще по матчу с «Краснодаром», когда Классон несколько раз прорывался в штрафную в зону между Суховым и Живоглядовым), должна была исчезнуть за счет соблюдения ширины Живоглядовым и Никитиным, заменявшим дисквалифицированного Аликина. Если на левом краю «Локо» не создавал команде Семака неразрешимых задач, то на противоположной бровке Сухов явно не справлялся с Игнатьевым.
Живоглядов уходит ближе к центру за Фарфаном, а Сухов остается в полупозиции, и не сужая зону, и оставляя за спиной Игнатьева. Передача Кверквелии оказалась точной, но Игнатьев не сумел хорошо обработать мяч и заработал всего лишь угловой.
В этом эпизоде претензии можно предъявить уже не только к Сухову, но и к Живоглядову, который должен был располагаться ближе к правому флангу – Фарфан оставался под опекой Пуцко. В то же время Сухов вновь оказывается неготовым к рывку Игнатьева к штрафной. Владислав выполнил прострел к линии вратарской, но Фарфан не успел замкнуть передачу.
Глубокая позиция Натхо при начале армейских атак
До матча с «Крыльями Советов» израильский полузащитник лишь раз за весну появлялся в стартовом составе – против «Томи». Тогда Бибрас заменял дисквалифицированного Вернблума и роль Натхо при начале атак ЦСКА существенно отличалась от той, которая обычно отводится шведу. Если Вернблум практически не участвует в первой фазе атаки, отдавая право первого паса одному из центральных защитников (либо Васину, либо Игнашевичу), то Натхо – полноправный участник процесса продвижения мяча на чужую половину. Против Самары Натхо и Вернблум вместе появились на поле с первых минут, и швед располагался гораздо глубже к чужим воротам, когда мяч был у команды Гончаренко.
В первом голевом эпизоде ситуация повторилась – Вернблум вновь оказался намного ближе к воротам Лории, чем Натхо.
ЦСКА отлично пользуется позиционными ошибками игроков «Крыльев»: тройка полузащитников располагается слишком далеко друг от друга (Глеб и Зинков должны были смещаться ближе к зоне, где находится Головин, а Мияйлович застрял в средней трети поля), а между Божиным и Ятченко возникает канал, куда может ворваться Фернандес. В результате хорошей позиционной структуры армейцев и неправильного расположения самарцев Натхо может как продвигать мяч вперед сам, так и отдать передачу на партнера (сразу пять адресатов – Головин, Фернандес, Вернблум, Ионов, Тошич).
Контратаки «Краснодара» после стандартов у ворот Крицюка
Очевидно, что зимой краснодарцы работали не только над уменьшением количества горизонтальных промежуточных передач, но и над быстрым выходом в контратаку после стандартов у своих ворот. Первые попытки доставки мяча в две-три передачи к чужой штрафной после угловых/штрафных соперника мы наблюдали еще в Стамбуле – нереализованный Смоловым выход один на один с Демирелем случился спустя несколько секунд после штрафного турецкого клуба на краснодарской половине поля.
По ходу матча с «Ростовом» команде Шалимова пришлось действовать и первым номером (это, скорее всего, связано с неготовностью ростовчан к комбинационной игре соперника, о чем после игры говорил Данильянц), и вторым. После перерыва «Краснодар» действовал только на контратаках, самыми опасными из которых стали как раз те, что получились после угловых Калачева.
Двумя главными фигурами в контратаках краснодарцев были Перейра и Мамаев. Павел выдвигался на позицию центрфорварда (при этом в первой фазе атаки он должен был стягивать на себя защитников «Ростова», мяч к Мамаеву приходил уже в чужой штрафной), а уругваец забирал подбор и отдавал мяч свободному партнеру.
После выноса Крицюка кулаком Мамаев уводит за собой ближе к штрафной Терентьева, но в борьбу за мяч Павел даже не вступает – его задача состоит в блокировке ростовчанина. Мяч перелетает через Мамаева и Терентьева, Перейра получает его в свободной зоне и дальше отдает передачу направо на Петрова.
Контрвыпады «Краснодара» к голам не привели, но геометрически они были сделаны на очень хорошем уровне – от пропущенных мячей «Ростов» спасли Медведев и Кудряшов.
2 перестроения по ходу матчей
Возвращение «Крыльев Советов» к четырем защитникам и выход Паскуато
Схема с пятью защитниками не позволила самарцам иметь хорошую позиционную структуру (например, момент с голом Головина). Сразу после перерыва вместо Надсона на поле появился Зуев, «Крылья» перестроились с 5-3-2 на 4-2-3-1, но лучший отрезок Самары в матче был связан не столько со сменой схемы, сколько с выходом на замену Паскуато. Почему Кристиан имеет мало игрового времени весной – один из главных вопросов к Скрипченко.
Высокая оборона «Ростова» в начале второго тайма
После не слишком удачного первого тайма против «Краснодара» ростовчане начали применять прессинг, а тройка центральных защитников поднималась едва ли не к центральному кругу даже тогда, когда мяч был под контролем команды Шалимова. С 46-й по 60-ю минуты игроки «Ростова» совершили 4 перехвата на чужой половине (за остальные 75 минут команда Бердыева перехватила мяч за центральным кругом столько же раз) и выиграли практически все подборы после верховых передач на Азмуна или Ерохина. «Краснодар» к активности хозяев был явно не готов – после потери мяча защитники команды Шалимова не успевали перестраиваться, и перед штрафной Крицюка образовывались каналы, куда врывались Азмун и Полоз (так, например, произошло в эпизоде на 51-й минуте, завершившимся обводящим ударом иранца).
4 невоспетых героя
Ибрагим Цаллагов («Зенит»)
Появление экс-защитника «Крыльев» на правом фланге питерской обороны существенно увеличило атакующий потенциал команды Луческу. В матче с «Рубином» Цаллагов действовал разнообразнее, чем в игре с «Арсеналом» – на счету Ибрагима всего 3 кросса, но 6 передач в штрафную Рыжикова низом. Голевая передача, 2 удара, 3 отбора, 3 перехвата и пропавший на поле Жемалетдинов – отличный второй матч Цаллагова в стартовом составе «Зенита».
Мусса Думбия («Арсенал»)
В Туле малиец открывается с новой стороны – о его взрывной скорости и умении убежать в контратаку мы знали еще по «Ростову», а в «Арсенале» от Думбии требуется гораздо больше фантазии и взаимодействия с партнерами. К четвертому весеннему туру Мусса окончательно привык к новой роли (определенные проблески возникали еще по ходу матчей с «Уралом» и «Зенитом»), а во втором тайме игры против Томи полузащитник и вовсе стал главной действующей фигурой. В каждой атаке команды Кирьякова, завершившейся ударом после перерыва, Думбия принял непосредственное участие. К очевидным плюсам также относится очень успешный дриблинг (6 удачных попыток из 8).
Жано Ананидзе («Спартак»)
Грузин – лучший игрок москвичей этой весной. Пока Промес ищет себя на левом фланге, Самедов действует с катастрофическим процентом брака (в игре с «Оренбургом» – 46% точных передач), а Фернандо далек от осенних образцов самого себя, за креатив (а также продвижение мяча, когда Каррера опускает Жано ближе к центру поля) отвечает Ананидзе. В матче с самой организованной командой нижней части таблицы на счету атакующего хавбека «Спартака» оказалось 4 передачи под удар.
Конечно, самым запоминающимся моментом с участием Жано стала его пауза перед голевой передачей на Зобнина, когда поаплодировать грузину мог даже Малых, усаженный на газон. Пару недель назад Жано таким же образом оставил в дураках Кверквелию – движение становится фирменным.
Михал Дюриш («Оренбург»)
Забитый мяч, 3 обводки, 4 передачи под удар, активное участие в прессинге, всего 1 потеря на ведении – словак провел лучший матч после переезда в Россию.
Разве что непонятен заголовок. Ведь эти перестановки напрашивались и в статье была написано так же. Тигиев явно справился лучше Ещенко, а Боккети хоть и статистически не помог выходу из обороны, но это больше произошло из-за неготовности всего Спартака к такому активному прессингу Оренбурга(что удивляет, потому что это не единичный такой случай у Оренбурга). Так зачем акцентировать внимание на том, что в конкретно этом матче правильные перестановки не сыграли?