Что общего у NASA и штрафных Димитри Пайета ?
Раз уж сегодня физика ударов на повестке дня, то мы просто не можем не вспомнить некоторые из величайших ударов в истории футбола. Таким определенно можно считать гол Роберто Карлоса в 1997 году в матче против сборной Франции. После удара Роберто мяч обогнул стенку и “со свистом” влетел в ближний угол ворот. Или удар со штрафного Микаэля Нильссона в Лиге Чемпионов. Нильссон магическим образом заставил вратаря соперника метнуться в одну сторону, а потом в другую, тем не менее мяч все-таки влетел в сетку ворот. Из более современной футбольной истории можно упомянуть удары Димитри Пайета и Виллиана, которые запомнились нам своей бешеной подкруткой.
NASA уже организовала исследовательскую группу, которая занимается изучением этих ударов. Они даже создали онлайн-симулятор ударов, где можно задать позицию, направление, силы и подкрутку мяча, а после рассчитать траекторию его полета. Ниже я воссоздал удар Пайета в матче против сборной Камеруна с помощью данного симулятора.
Эксперименты с этим симулятором наводит на мысль о том, сколько продвинутой физики присутствует в каждом изящном ударе.
На конференции в MIT физик Вильям Спирман (William Spearman) предложил свое решение еще большей проблемы, чем отслеживание полета мяча после штрафного удара : описание того, как игроки пасуют и принимают мяч во время игры.
Модель, которую использует Вильям, упрощена. Она не принимает во внимание так называемый эффект Магнуса, который успешно использовался Роберто Карлосом и Микаэлем Нильссоном для придания мячу непредсказуемой траектории. Тем не менее, его модель принимает во внимание сопротивление и силу гравитации, две силы, которые, по большей части, диктуют условия полета мяча.
Модель Вильяма, созданная вместе с его коллегами из Hudl, рассчитывает вероятность того, что мяч прилетит прямиком к адресату передачи и вероятность того, что мяч по пути перехватят игроки команды соперника. Для этого он принимает во внимание такие факторы как : начальная скорость игрока, пытающегося перехватить мяч; время, за которое он может добраться до мяча; траектория полета мяча и быстрота реакции игрока. Ниже приведен пример таких расчетов.
В этом примере мяч проходит возле трех игроков. Ближайший к мячу игрок практически не имеет времени, чтобы среагировать на пас. Именно поэтому его шансы на получение мяча всего лишь равны 17.78%. Второй игрок, находящийся близко к мячу, имеет в своем распоряжении больше времени на то, чтобы среагировать и, соответственно, его шансы добраться до мяча выше ( 56.02% ). И третий игрок получит мяч только, если первые два не доберутся до мяча раньше, чем он. Вероятность того, что мяч в итоге получит третий игрок равна 26.21% ( 100% - ( 17.78% + 56.02% )).
Я считаю, что понимание того, кто контролирует различные участки поля, имеет большое значение. Раз система Вильяма может высчитать потенциального получателя передачи, то с ее помощью мы можем определять, какие игроки контролируют различные участки поля. Пример вы увидите ниже на видео.
В этом ролике синяя команда забивает после передачи 24 игрока на игрока под номером 28. Вильям демонстрирует, как можно было предотвратить подобную ситуацию, перемещая защитника красной команды в разные места. С перемещением игрока меняются и зоны, которые он контролирует. В матче игрок под номером 24 сделал пас ( вероятность успешности которого была 26% по модели Вильяма ), и 28-й игрок ворвался в штрафную площадь, после чего точно пробил по воротам красной команды. P.S. ролик добавить в саму статью не представляется возможным, для просмотра перейдите по ссылке.
Применение законов физики для расчета поведения мяча открывает абсолютно новую сферу в анализе игры. Вильям добавил : “Я очень рад тому, что теперь собирается очень большое количество данных о футболе. Это позволяет нам по другому взглянуть на анализ пространства, контроль и возможность контр-действий в исполнении команд на футбольном поле ”.
Его работа совместно с Hudl на данный момент является одной из самых продвинутых в этой сфере, и будет очень интересно понаблюдать за тем, как клубы смогут использовать эти исследования для последующего анализа информации по матчу. Когда я спросил его о том, как он сам видит применение этих исследований в будущем, он ответил : “ Клубы лучше поймут, как можно использовать правила перемещения мяча и игроков для достижения результата. Думаю, мы увидим появление новых тактик в связи с данными исследованиями”.
Будет интересно узнать, оказался ли он прав. И будут ли тактики в будущем создаваться с помощью компьютеров?
Источники :