«Ростов-папа». Как встречает гостей Ростов-на-Дону
«И на Будёновском будьте осторожны, обворуют! Меня вот один раз чуть не обворовали: спасло только то, что я знала хозяйку притона. Парнишка уже руку засунул мне в сумку, а потом глаза поднимает, видит меня и на всю маршрутку своим бесятам: «Атас!». И в рюкзаке ничего не носи – подрежут. Из кармана – вытащат. Они это в два счета. Это Ростов!» – пугала меня бабушка перед отъездом. Она прожила в Ростове-на-Дону пол своей жизни, но на мой вопрос, что посмотреть в Ростове, она долго думала, а потом сказала: «Ну, сходите на набережную, в кондитерскую «Золотой колос», которая там с 50-ых годов. Обязательно купите там венские булочки – это визитная карточка этого заведения. Что еще? Ну, в парк сходите, не знаю…»
Вообще, фразу «это Ростов» я слышал довольно часто и почти всегда совсем не в благоприятном ключе. Но, откинув все предрассудки и стереотипы, решив не смотреть свежее видео в топе YouTube «Как фанат МЮ футбольных хулиганов в Ростове искал», чтобы не разочароваться в людях заранее, я решил, что составлю свое представление, свою картину этого города.
Заселившись в отель, я пошел в ближайший паб в надежде увидеть там местных болельщиков, чтобы обсудить с ними ближайший матч с «Манчестер Юнайтед». Я полагал, что они, конечно, смотрят там матчи Лиги чемпионов. Но питейное заведение «Пинта» было на удивление пустым. «Да кому какое дело до этой «Барселоны», когда завтра наш «Ростов» играет. Вот тогда здесь будет ад, все столы были уже забронированы за неделю. Так, пшеничное за 105 рублей будете? С креветками – идеально», – оживленно рассказывала официантка, одновременно принимая заказ. Ростову некогда обсуждать выход «Барселоны» в следующий этап плей-офф. Он готовится.
Ночью Будёновский проспект словно вымер, на улице то и дело встречались лишь местные пьяницы (возможно, болельщики «Барселоны»). Я заметил, что прямо рядом с моим отелем находится «джентльменский клуб». Решив непременно заглянуть туда, чтобы понять, что такое стрип-клуб в Ростове, я увидел у входа курящую девушку, закутанную в пальто. «Из Москвы? - спросила она и тут же пояснила. – Акцент московский, да и выглядишь хорошо, прилично. Значит из Москвы. В Ростове впервые?» Разговорившись, рассказываю, что прилетел специально на футбол, а в ответ слышу восхищенное, доброе и очень искреннее: «Ой, возьми меня с собой! Я тоже очень хочу, я ведь спортсменка! Теннисом занималась. А что, Азмун забьет, как думаешь? Спорим?». И мы стояли так, обсуждая Ибрагимовича и Погба, всю неприятную ситуацию с билетной программой на матч, и на что могут рассчитывать «мужики Бердыева». Прервал нас большой мужчина, выйдя из клуба и прокричав: «Николь, возвращайся! Перерыв окончен. Твоя очередь». Все же отказавшись от «привата», я вернулся в отель. Хотел было подумать о комичности всей прошедшей ситуации, но потом вспомнил, что «это Ростов» и пошел спать.
Утром, вспомнив о том, что завтракать в Ростове надо свежими булочками и кофе исключительно в «Золотом колосе», я неспешно побрел по оживленному центру города к пекарне, рассматривая как людей, так и архитектуру города. Ростов – город очень приземленный, высоток практически нет, поэтому любое небольшое расстояние от точки «А» до точки «Б» увеличивается по ощущениям. Просто ты не замечаешь периферическим зрением дома над головой, как в Москве, идешь себе и идешь, а картинка перед глазами не меняется, поэтому и кажется, что идешь ты уже долго. Несмотря на очевидный пласт советской культуры, ты не воспринимаешь Ростов маленьким и забытым для всего мира городом, тебе он не кажется типичной российкой «дырой» с этими полуразрушенными домами, гнетущей атмосферой и угрюмыми прохожими. Меня не покидало ощущение чего-то очень теплого и атмосферного. Посудите сами: самый популярный местный фастфуд – не шаурма, не хот-доги, а блинчики с разными начинками, начиная от бананов со сгущенкой, заканчивая печеными овощами и мясом. И это ужасно мило, видеть, как люди сидят на набережной Дона рядом с памятником «Дону Батюшке» и едят эти блинчики. «Дон Батюшка» тоже бы ел, я уверен, не будь он отлит из металла.
Гуляя по набережной, непременно увидишь строящийся стадион «Ростов Арена» на левбердоне. Нет, левбердон – это не какой-то советский комбинат или завод, так местные называют левый берег Дона. О самой же арене местные жители мечтают очень давно. Нынешний стадион «Олимп-2» скорее напоминает о тех же советских временах, что и эти всевозможные сокращения.
Я медленно направился в сторону отеля Mercury, в котором проживали игроки «Манчестер Юнайтед». Время было около 6 вечера, игроки должны были уезжать на стадион, и не я один рассчитывал увидеть Жозе и его команду воочию. Около отеля собралось человек сто. Команда все не выходила, словно боясь этой толпы. Тем более, что за несколько недель до этого BBC выпустил фильм про российских хулиганов. Толпа состояла из людей всех возрастов, полов и клубных пристрастий: девушки, которые надеялись получить автограф Хуана Маты; дети с плакатами, на которых был нарисован Погба; мужчины лет пятидесяти, рассуждающие о том, что “клуб опозорился на всю Европу с этим ужасным газоном на стадионе «Олимп-2»”; и даже явные фанаты «Ростова» (или «Ростсельмаша», как они сами себя называют), которые никого не провоцировали, а молча надеялись увидеть Златана. Вся эта толпа была единым целым, которая шутила и смеялась, обсуждала шансы «Ростова» и восхищенно визжала, когда игроки «Манчестера» стали выходить из отеля и садиться в автобус. Генрих Мхитарян сел у окна и началось... Многочисленные чанты, песни и кричалки в адрес армянского полузащитника. Генрих пытался не обращать на это внимание, но, в итоге, так и не смог сдержать улыбки. В какой-то момент у меня возникло ощущение, что вот этот автобус с игроками английского клуба и есть главная достопримечательность города, на фоне которой фотографировались парочки, радовались дети, восхищались взрослые.
Сам стадион был забит под завязку. Билеты достались не всем, но самые находчивые как-то пробрались на стадион и стояли на лестницах. Стюарды, понимающие, что это праздник для всего города, не гоняли их, лишь изредко покрикивая на курящих людей. Рядом со мной сидели несколько мужчин среднеазиатской внешности. Они болели за «Манчестер Юнайтед», а один из них гордо достал и флаг английской команды. Поначалу мне было страшно за него. Казалось, что весь сектор сейчас набросится на него, порвет сначала флаг, а потом и его самого на этот самый флаг… Но нет, его словно не замечали. А когда на 70 минуте к нему подошли трое парней в шарфах "Ростова", которые выглядели как те самые «russian hooligans» с картинки фильма BBC, я услышал от них вежливое и даже немного робкое: «Простите, а можно с вами сфотографироваться?». Я не мог в это поверить. 2 года назад на матче в Химках «ЦСКА» - «МЮ» я то и дело видел фанатов, которые показывали неприличные жесты и орали всевозможные матерные ругательства в сторону гостевого сектора. А здесь все было иначе. Все было по-семейному. Сейчас, уже после матча, можно найти интервью английских фанатов, которые сказали, что это был «один из самых приятных европейских выездов». Да и на том видео «Как фанат МЮ футбольных хулиганов в Ростове искал» нет никакой агрессии, все пытаются помочь парнишке в форме клуба-противника.
Я наконец-то понял, почему Ростов называют именно папой. Весь город – это целая семья. Да, может и не очень благополучная семья с дочкой-стриптизершей и сыновьями-гопниками. Но это семья, которая всегда рада новым гостям, согреет пледом, накормит блинчиками и никого не даст в обиду. Ростов-папа, спасибо!
Девушка Вам : "москвич", "приличный вид"
А Вы : "дочка-стриптизерша"
Не по джентельменски...
PS Венские, увы, давнор уже не те венские, что были вначале.