«Почему бы нам не выиграть эту Лигу чемпионов?» «Лестер» возвращается в сказку
Дария Конурбаева – из Лестера, вновь сошедшего с ума от счастья.
Я пишу этот текст спустя шесть часов после матча на King Power Stadium. У меня под две тысячи фотографий, пакет «лисьих» чипсов в рюкзаке и еще пара-тройка деталей вроде корочки аккредитации. Все это вроде как должно подтверждать, что ответный матч 1/8 финала Лиги чемпионов существовал в реальности.
Шесть часов прошло. Но это была такая эмоциональная мясорубка на 90 минут, что я все еще не могу нормально дышать.
…В понедельник из раннего лондонского утра меня увозит смешной синий поезд с гравировкой «Бесстрашные лисы» на блестящем боку.
Через час дороги Лестер встречает солнцем и ощущением весны: к середине дня город прогреется до невозможных +16, но даже в 10:30, в которые стартует предматчевая тренировка, на базе тепло – и многолюдно. Помимо стандартных журналистов со всего света к кромке тренировочного поля подтягивается человек 80 тайцев. «Вы в курсе, кто это?» – осторожно интересуюсь у стоящих рядом коллег с BT Sport, но парни только пожимают плечами. Кажется, то ли обитатели VIP-лож на домашнем стадионе, то ли друзья владельца клуба, то ли просто тайские поп-звезды.
Сам «Лестер» в отличном настроении. Улыбаются и смеются все: от Джейми Варди на поле до Крэйга Шекспира на пресс-конференции.
В медиа-центр он приходит вместе с Дэнни Дринкуотером, и тот признается, что новый тренер помогает команде получать удовольствие от футбола. А еще выдает главную гениальность дня: «Что Шекспир привносил в команду как ассистент Пирсона и Раньери? Ну, он ассистировал…»
Сам новый полноценный тренер «Лестера» принимал поздравления от многочисленных журналистов и выдавал цитаты, глобальностью напоминающие его тезку. «По силам ли «Лестеру» выиграть Лигу чемпионов? – Почему бы и нет».
А вот Хорхе Сампаоли, отвечающий на вопросы ближе к вечеру, выдал почти пророческое: «Если мы будем слишком нервничать, то победит команда в синем».
На старте игрового дня довольствоваться, правда, приходится красным: если не главному тренеру «Севильи», то мне точно. Испанцы, которых почти не было видно в городе накануне, не то не успели заселиться в гостиницы поздно вечером, не то начали делать это с раннего утра, но под дверью моего номера громкие южные вопли начались в 8:30. Выспаться не удается: парни в майках, шарфах и повязанных на бедрах флагах снуют туда-сюда по коридорам все утро, даром что не распевая песни.
В Лестере же до полудня пока тихо. По улицам суетливо бегают студенты всех мастей и национальностей (университет Лестера – один из крупнейших в стране, а сам город – один из самых иммигрантских в Англии). Из под пиджаков и легких курток иногда выглядывает ярко-синяя майка или шарф, но первой по настоящему «лисьей» достопримечательностью в день матч становится мемориальная табличка на стене тихого паба King’s Head. «На этом месте в 2016-м мы стали свидетелями того, как сказка становится реальностью» – город не признается в этом громогласно, но осторожно готовится к вечеру и надеется на еще одно чудо.
У кого точно нет проблем с громкостью, так это у болельщиков «Севильи», которые ко второй половине дня заполонили все бары в центре (включая специально выделенный для них под символичным и почти севильским названием «Апельсиновое дерево»).
Еще больше испанцев на площади, оборудованной под фан-зону: здесь играют музыканты, но их перекрикивают уже изрядно согревшиеся пивом товарищи. И хотя они все равно кутаются в пуховики (ох уж эта избалованная теплом южная Европа…), песни слышны даже у кафедрального собора, где похоронен Ричард III. Король слышит – и у короля, наверняка, совсем не испанские предпочтения на лигочемпионский вечер.
Если англичане три недели назад приезжали в Севилью куда большим количеством, чем мог вместить гостевой сектор, то испанцев было даже меньше выделенной им трибуны. Небольшой кусок в углу стадиона – единственный без белых и синих флагов. Впрочем, эти парни приехали «со своим»: они забивают свой сектор даже раньше, чем на других трибунах начинают появляться болельщики, и распеваются на еще пустом King Power.
От «Лестера» же суетится группа болельщиков: раскладывают огромный баннер, на котором со стартовым свистком должен появиться Шекспир. На противоположной стороне все уже готово: привычные лисьи глаза будут внимательно следить за гимном Лиги чемпионов. Он, кстати, звучит на арене дважды: пока за час до начала проверяют колонки, на разминку как раз символично выходит Шмейхель.
Совсем другая музыка начинает играть, когда со всеми тренировками покончено. Пока я забираюсь на трибуну ради панорамной картинки, все четыре стороны стадиона начинают размахивать флагами, а парень, отвечающий за звук, врубает Club Foot Kasabian. Меня – и, кажется, всех остальных на 32-тысячной арене, прошибает мурашками по спине. А затем из колонок дают тот_самый_гимн. Комментаторы всех каналов будут восхищаться атмосферой все следующие 90 минут, но прямо сейчас, как говорил накануне Дринкуотер, эта музыка творит магию – и электричество, которое можно пальцами трогать.
За секунду до стартового свистка King Power задерживает дыхание, чтобы дальше во всю мощь громыхнуть своим любимым «Чемпионы Англии, мы знаем, кто мы есть!». «Лестер» на поле несется доказывать это: в стартовых минутах хозяева чуть активнее, но первый опасный момент остается за «Севильей»: Насри бьет в ближний, заставляя Шмейхеля после перевода мяча на угловой выговаривать не то собственным защитникам, не то дополнительному судье за воротами (с ними Каспер будет активно общаться почти весь матч).
Первая атака, вторая, третья: ощущение, что матча в Испании не существовало, и сейчас творится какая-то новая история в отрыве от всего. 90 минут чистого времени, за которые может произойти все, что угодно. И одни, и другие огрызаются, пытаются ловить друг друга на контратаках и, наоборот, тормозить на поворотах.
И тут Варди зарабатывает штрафной.
Знаете это ощущение, да? Когда ничего, вроде бы, очевидного, но чувствуешь – сейчас что-то будет. Даже Генич, сидя в Останкино и следя за игрой по ТВ-картинке, за мгновения до того, как Иборра подкатится под Варди, выдал «свой шанс «Лестер» еще обязательно иметь будет, если уж не с игры, так со стандарта». А на бурлящем стадионе, где каждое движение, атака, песня с трибуны или подсказка от скамейки существуют будто в единой экосистеме, такое просекаешь еще быстрее и четче.
Несколько сотен секунд следом – как в замедленной съемке. Марез подает на дальнюю штангу, где-то за широкой спиной дополнительного арбитра, закрывающего мне обзор, Морган проталкивает мяч в сетку – дальше на всех экранах мелькает куча мала у сектора «Севильи», а я ловлю в объектив Каспера, крик которого тонет в общем грохоте сходящего с ума стадиона, и который в моменты этого счастья становится еще больше похожим на отца.
До перерыва «Севилья» вдавливает хозяев в те самые ворота Шмейхеля-младшего, но тут уж «Лестер» чувствует себя как рыба в... как лиса в лесу и едва не ловит испанцев на контратаках. В раздевалки команды в итоге уходят с 1:0 на табло и «Come on, Leicester!» на трибунах.
После 15 минут перерыва, которых едва хватает на то, чтобы перевести дух, «Севилья» проводит сразу две замены и снова прижимает соперников к воротам. Очередное ощущение «что-то будет» звенит в воздухе ударом Эскудеро в перекладину.
Через мгновения Парехо зарубается с Варди, и пока все пересматривают повтор падения Джейми, Фукс с бровки закидывает мяч на Окадзаки. Японец разворачивается на радиусе штрафной, бьет в защитника, от которого мяч отскакивает к Марезу.
Никогда не позволяйте мячу отскакивать к Рияду, если не хотите получить второй.
Ладно, я преувеличиваю футбольный гений алжирца, но в тот самый момент, когда Рами с подачи Мареза выносит мяч точно на ногу Олбрайтона, вдруг мелькает шальная мысль, что так все и должно быть в этой странной, волшебной и не только Шекспиром писаной истории.
Пока Марк подстреленным, но счастливым зайцем несется через все поле искать кого-то на трибуне, Хут мчится выяснять что-то у тренера. «Лисы» устраивают празднование буквально у скамейки «Севильи», но Фукс в этот момент выглядит так, будто «Лестер» не забил, а только что пропустил сразу три. Защитник пытается перекричать праздничных Kasabian из колонок, а потом буквально за шкирку растаскивает партнеров по полю и орет на уши что-то вроде «соберитесь, еще полчаса как минимум!».
«Этот гол вывел «Лестер» в четвертьфинал!» – рискуя сглазить, кричит в микрофон комментатор BT Sport, но на деле гол возвращает нас всех в прошлый сезон. «Мы чемпионы Англии», – не останавливаются трибуны, соперник начинает нервничать, а контратаки телепортируют нас куда-то в осень 2015-го, где 9-ка «Лестера» била рекорды премьер-лиги.
Вы когда-нибудь обращали внимание на это движение, с которым Варди начинает разгоняться? Втягивает носом воздух, почти неуловимо дергает головой – будто с невидимого поводка срывается, и несется на сверхзвуковой скорости.
«Vardy-party!» – взметается баннер на трибуне. Болельщики и правда ждут Варди-вечеринки, но вместо этого форвард огрызается на Насри: тот отвечает несильным кивком головы, но этого оказывается достаточно, чтобы получить вторую желтую и отправиться в раздевалку. Уходит француз долго, все порываясь разобраться с провокатором. «Варди против Насри: я бы отдал за такое больше денег, чем за любой нормальный бокс-поединок!» – шутят в твиттере, пока Самира нежно, но настойчиво отправляет к выходу алжирский конвой.
Кажется, что «Лестеру» остается продержаться каких-то 15 минут, но беда приходит неожиданно: от сверхнадежного сегодня Шмейхеля, который сваливает в штрафной Витоло. «Господи, только не дополнительное время», – стонет коллега рядом, а я мучительно прикидываю, что если дело дойдет и до послематчевых пенальти, то у меня точно разорвется сердце.
Три недели назад на трибуне стадиона Ramon Sanchez Pizjuan через 15 минут после начала я сказала, что Каспер возьмет пенальти. Сегодня на кромке поля King Power даже подумать не успела: отраженный удар с 11 метров даже не увидела (хотя смотрела в камеру и даже фотография есть), а услышала. Но не гулким ударом мяча о перчатки, а почти звериным ревом болельщиков, от которого рискует обвалиться крыша.
Оставшиеся минуты до финиша: истерика у всех, включая тренера «Севильи», отправляющегося в раздевалку вслед за Насри. Трибуны уже срываются на хрип, а Варди после очередного промаха устраивает себе показательную порку, прописывая несколько ударов кулаками по лицу.
Финальный свисток тонет в общем звуковом хаосе: Олбрайтон пробегает еще несколько метров, прежде чем понимает, что все закончилось – и запускает мяч на сектор. В центре поля уже месиво из игроков «Лестера», а Шекспир, уже написавший свою уникальную пьесу, теперь обходит стадион с аплодисментами.
Начиная с прошлого мая один хороший приятель федерального уровня все ворчал: «Ты так и будешь всю жизнь вспоминать, как на чемпионский парад в Лестер ездили?»
Нет, теперь я буду всю жизнь вспоминать, как прожила лестерский выход в 1/4 финала Лиги чемпионов.
Тем более что пока я выгляжу примерно как вот этот ассистент оператора в центре, настолько невозможно поверить в происходящее.
Хотя на самом деле мы все в Лестере сегодня бесстрашные лисы.
«Мы чемпионы Англии, вы никогда не споете об этом!» «Лестер» выжил в Севилье
Фото: Дария Конурбаева, REUTERS/Carl Recine.
пс: спортсу давно пора научиться впихивать несколько картинок в один объект на странице, что сократило бы простыни до постов человеческого вида.