Журавлика жалко
Ждал и надеялся. Может быть, даже больше, чем игр основы. Была надежда на большой и небывалый успех. Были предпосылки, были основания, все, вроде бы, было…
2016-й год был завершен нашей молодежью блестяще: все сошлось – и состав, и игра, и результаты. Насколько возможно достигнуть пика на уровне футбола этого возраста, настолько это удалось нынешней команде Александра Гришина. Очень способные от природы ребята в составе провели на поле вместе уже два сезона, сыгрались, раскрылись и приобрели уверенность. Подобрались ребята разноплановые, дополняющие друг друга в игре – как на американском гербе – E pluribus unum (можно перевести как «В многообразии – единство»). Даже когда игры складывались поначалу не очень удачно, переламывали нефарт и иногда успевали еще организовать крупный счет.
Все это вылилось в небывалый призыв гришинских птенцов в гнездо больших орлов, в котором молодняк стал осваиваться с разной степенью успеха и уверенности в себе. В контрольных играх иногда самые храбрые из них отпихивали старших от лакомых кусочков и уносили их в клювах сами. Правда, когда дело дошло до календарной игры, все они оказались либо в резерве основы, либо в основе резерва…
Еще по игре с Русенборгом возникло ощущение, что игровые связи, ослабшие за время зимнего отпуска и не укрепленные тренировочными сборами, настоятельно требуют улучшения. С трудностями против норвежцев удалось справиться, и я понадеялся, что за несколько дней, на которые ребят из основы возвратили в молодежку, они это подтянут. Тем более, что волевые качества в этой игре, когда потребовалось, были проявлены в полной мере.
И вот, благодаря благосклонному жребию в борьбе за юношеский Кубок УЕФА наши снова вышли на свое поле «Октября». Кстати, о поле, антураже и отношении к команде и турниру. Ну, раз, мужики, вы с этой затеей связались, все равно тратите силы, средства и время – отчего бы не организовать игру на более приличном поле, с более приличными трибунами и, черт возьми, с большей зрительской поддержкой и, может быть, даже коммерческой выгодой? Разве так уж обязательно было играть в четыре часа дня, ведь день 7-го марта предпраздничный, короткий – начните игру на два часа позже, и получите на пару тысяч зрителей больше…
Начали наши вполне достойно хозяев и своего собственного стиля, попытавшись организовать давление на ворота португальцев, но сразу же стало заметно, что соперник нам достался очень серьезный и в себе весьма уверенный. Гости наладили высокий и интенсивный прессинг и сумели поддержать такую игровую модель в течение всего матча. Нельзя сказать, что у них было территориальное и игровое преимущество, но контроля за игрой они не теряли. Агрессивные намерения они обозначили даже раньше наших — уже на 2-й минуте организовали проход по своему левому флангу к нашим воротам, и Овчинникову пришлось перехватывать прострел в ногах у нападающего.
Прорывом на прорыв ответил на 4-й минуте Олейников, Иван пытался пробить сам, но промахнулся мимо дальнего угла. Буквально с самого начала бросился в глаза очень высокий процент брака в передачах, и очень скоро наши форварды стали пытаться использовать индивидуальные проходы, но не преуспели – что-то получалось в течение всего матча только у Олейникова. А неточные передачи преследовали команду в течение всего матча.
На 16-й минуте случилась беда, непосредственную ответственность за которую должны разделить двое. Сначала Леонов упустил момент заброса себе за спину и поздно развернулся вдогонку за форвардом, тут же и Овчинников ошибся – и с определением направления навеса, и с тем, что непозволительно поскользнулся и пропустил мяч мимо себя. Португалец забивал в пустые ворота…
Из этого момента приходится сделать несколько печальных выводов. Во-первых, это не первый случай, когда наш вратарь ошибается подобным образом, и это очень печальный симптом – такие вещи очень трудно лечатся. Во-вторых, это, к сожалению, оказался далеко не последний случай фатальных ошибок наших центрбеков. Забросы им за спину повторялись неоднократно и приводили фактически к выходам один на один с вратарем. Минимум дважды в этих ситуациях выручал Овчинников, еще один выход был сорван успевшим-таки в последний момент вернуться на подстраховку Алибековым.
И в-третьих, и главных – стало ясно, что наша команда сражается сразу с двумя противниками – с лиссабонской Бенфикой и с собственным мандражом. Непонятно, почему вдруг у ребят, успешно сражавшихся с в групповойтурнире, вдруг задрожали поджилки. То ли Гришин чересчур их перепугал своими мрачными предматчевыми оценками и прогнозами, то ли сказалась «высотная болезнь» — ощущение, что чересчур высоко залетели. Буквально каждая вторая передача даже с близкого расстояния шла в ноги сопернику, а попытки прорывов наших премьеров Чалова и особенно Жамалетдинова срывались в зародыше.
Особенно огорчительно выглядел Астемир Гордюшенко, которого по привычке считают лидером нашей молодежки. Однако, еще на предсезонке со старшими мне показалось, что прогресс этого парня остановился, и он выглядит едва ли не слабее всех призванных из младшей команды. В матче с Бенфикой у него было очень низкое качество передач, он просто поразительно часто терял контроль за ситуацией, не чувствовал соперника, и у него два или три раза крали мяч со спины. Кстати, непонятно, почему ему никто из товарищей не подсказывал? Там что – нелады? Астемиру еще и не везло: на 29-й минуте Олейников выдал ему хороший пас в штрафную, Гордюшенко и пробил сходу неплохо, но удар сумел отразить португальский вратарь, в целом действовавший почти безошибочно.
Была надежда, что в перерыве Гришин сумеет привести команду в чувство. Не знаю, что и как планировал на второй тайм Александр Сергеич, но явно не то, что получилось. Достаточно простой навес со штрафного могучим ударом переправил в свои ворота все тот же Кирилл Леонов, для которого эта игра, наверное, надолго останется кошмаром. Я абсолютно убежден, что оба гола в наши ворота – исключительно результат психологической неуверенности, мандража.
Наши не сдавались без боя: Гришин по справедливости заменил Гордюшенко на Пухова, и Тимур усилил нашу неорганизованную, но отчаянную атаку. Вскоре после навеса со штрафного Хосонова Леонов головой перевел мяч под удар Олейникову, и тот слета угодил в перекрестье, а добить отскок не дал вратарь. Оценивая футбольную эстетику момента, можно согласиться, что он стоил обоих, в которых забивали нам, но на табло у Бенфики осталось два мяча, а у нас — ни одного…
Армейцы и дальше продолжали упорно биться в лиссабонскую стену, а соперник, играя по счету, контролировал мяч, изредка переходя в контратаки, и очень мало что давал сделать у своих ворот. Очень неудачно провел второй тайм Жамалетдинов, который совершенно растворился на поле и лишь один раз сумел ударить по воротам Бенфики, которую без особого труда выручил вратарь. Больше был заметен Чалов, но и у него конкретных достижений не числится. Как ни странно, но не менее опасен для вражеских ворот был Маклаков, часто ходивший вперед и минимум один раз заставивший португальского голкипера спасать ворота в броске в «шестерку». А самым опасным, активным и настойчивым снова оказался Иван Олейников.
Он постоянно прорывался по своему флангу, хотя с точностью ударов и передач проблемы были и у него. После углового Иван запорол, наверное, последнюю реальную возможность, свободно приняв мяч в штрафной и пробив в небо… Вратарь Бенфики в этот момент лежал, а угол ворот пустовал… Все тот же Иван заработал и очень опасный штрафной на 79-й минуте – на линии сегмента, но это был не наш день, и Хосонов даже не смог поднять мяч над стенкой.
Результат для всех нас – игроков, тренеров и болельщиков печален, хорошо бы сделать из него, не впадая в отчаяние, правильные выводы. Лидерам молодежки Жаме и Астику, провалившим матч, надо призадуматься над своей игрой – на них рассчитывали как на лидеров, а они надежд не оправдали. Олейникову, Пухову и Тикнизяну, которые на общем фоне выглядели получше – не огорчаться, но и не обольщаться. А главные выводы, как мне представляется, надо сделать тренерским штабам обеих наших команд. У молодых выявились два существенных дефекта: психологическая неустойчивость в борьбе с не уступающим в классе соперником, и органический дефект в центре обороны, который постоянно приводил к опасностям, и никакого противоядия в течение всего матча выдумано не было.
Видимо, не пошел на пользу молодежке и разрыв ее на части, и, если имелось в виду всерьез бороться за юношеский трофей, надо было раньше и четче разделить составы и задачи. Что ж, теперь конец двойственности задач, и вся армейская рать может сосредоточиться на делах главной команды в первенстве России, успех в котором жизненно важен для будущего.
Жаль небольшого упущенного в небо журавлика…
------
"E pluribus unum" - это еще и девиз "Бенфики" )