Откуда в «Монако» такая шикарная молодежь
Сегодня они обыграли еще и «Боруссию» – 3:2. Демография помогла академии стать эффективнее. Перевод материала The Guardian.
Когда в 2014 году новое руководство «Монако» сменило курс развития и резко сократило трансферный бюджет (потратив перед этим более 160 миллионов евро), мало кто верил, что монегаски вскоре смогут бороться с «ПСЖ» за титул главной команды Франции.
Никто не ожидал и того, что стареющий Радамель Фалькао, переживший смену курса, разрыв крестообразных связок колена и пару неудачных аренд в АПЛ, поведет за собой лучшую атаку в Европе.
Тем не менее успех пришел только после того, как «Монако» отказался от дорогостоящих футболистов и вернулся к игрокам из собственной академии. В этом сезоне статистика команды восхищает: 84 гола в 29 матчах чемпионата. Самое убойное нападение континента.
В их атаке нет суперзвезд, а такие игроки, как Валер Жермен или Килиан Мбаппе, только начинают набирать популярность. Жермен и Мбаппе упомянуты не просто так, оба – воспитанники Ла-Тюрби, футбольной академии «Монако».
Перед успехами в чемпионате «Монако» бросил «ПСЖ» полноценный вызов на трансферном рынке. Речь даже не об игроке. Бертран Резо, один из самых уважаемых специалистов по работе с молодежью во Франции, этим летом стал директором академии «Монако». До этого он 11 лет отработал на такой же должности в Париже. Если вы интересуетесь профессиональными качествами Резо, то просто посмотрите на то, сколько молодых игроков «ПСЖ» участвовали в разгроме “Барселоны» (4:0).
«В «Монако» все отлично работало и до моего прихода», – сказал Бертран. Чтобы в полной мере понять это заявление, стоит обратиться к небольшой исторической справке.
Крошечное население княжества, в основном состоящее из иностранцев, никогда не интересовалось клубом, и 18-тысячный стадион, способный вместить половину жителей города, часто оставался пустым. Это привело к рекордно низким доходам от продаж. Клуб, располагающийся в одном из самых фешенебельных мест на планете, страдал от нехватки ресурсов. Со временем за «Монако» закрепилась репутация команды-лифта.
В 1975 году президентом «Монако» стал Жан-Луи Кампора, заявивший, что клуб будет брать пример с «Сошо» и «Нанта» – клубов, добивающихся успеха за счет своих академий.
Академия «Монако» расположилась на месте бывшего карьера, всего в нескольких километрах от средиземноморского побережья. Уникальность ситуации в том, что из-за демографических особенностей княжества в Монако невозможно найти достаточно играющих детей (общее население – чуть больше 35 тысяч человек). А поскольку клубам запрещено набирать совсем юных игроков из других городов, «Монако» стал искать практически сформировавшихся футболистов. «У нас нет детских команд. Мы набираем 15-летних подростков из таких национальных футбольных институтов, как Клерфонтен, и доводим их до ума», – заявил Резо.
Да, несмотря на то, что княжество Монако самостоятельно, для процветания ему нужны французские футбольные центры. Всего таких центров 12, самый известный –– Клерфонтен. Тьерри Анри, Лилиан Тюрам, Эммануэль Пети – воспитанники этих центров.
Звезды «Монако», которых все уже хотят купить
Так клуб успешно компенсировал полное отсутствие детских команд. Имея больше времени на подбор игроков, «Монако» может досконально изучить огромное количество кандидатов и найти среди них лучших. «Игроки, которые присоединяются к нам, провели детство и юность с семьей. Мы начинаем переговоры с ними в возрасте 12-13 лет. Перед переходом к нам молодые люди остаются в комфортной среде максимально возможное время», – объяснил Резо.
За последние 40 лет через систему «Монако» прошло очень много тренеров, президентов и футболистов, но философия поиска игроков дает результат и сегодня.
Да, он отклонил предложение «Арсенала» прошлым летом; да, Килиан Мбаппе действительно идет по стопам Тьерри Анри. Неудивительно, что прежде чем оказаться на Лазурном берегу, оба француза обучались в одном футбольном центре. «Лучшие игроки футбольных академий зачастую выбирают «Монако», поскольку видят стабильный прогресс других молодых футболистов», – сказал Резо.
Новый Анри, который помог «Монако» выбить «Ман Сити»
Новая волна молодежи – Мбаппе, Лемар и Бакайоко – уже привлекла много внимания со стороны английских топ-клубов, но руководство академии «Монако» это не слишком беспокоит. «Чтобы удержать их, нам сейчас достаточно показать им статистику французских игроков, уехавших в Англию слишком рано», – отметил Резо.
Пять приоритетов академии «Монако»
Скаутинг. «Я могу точно сказать, что во время моего пребывания в «Монако» у клуба была лучшая скаутская сеть, ориентированная на поиск французской молодежи, – сказал бывший спортивный директор клуба Тор-Кристиан Карлсен, – Высококвалифицированные скауты отслеживают всех французских игроков во всех регионах страны, вплоть до 11-12 летних пацанов».
Разнообразие. «Цель – найти игроков с разным набором качеств на одну и ту же позицию, чтобы избежать прямой конкуренции между ними», – объяснил Резо. «В Ла-Тюрби талантливые игроки попадают к отличным тренерам, которые помогают им работать над улучшением качеств – как футбольных так и человеческих», – добавил Карлсен.
Специализация. В академии подростки играют на разных позициях, пока не достигают команды U-17, где их амплуа определяются окончательно. Лучшие игроки академии попадают в дубль, выступающий в четвертом французском дивизионе.
Поведение за пределами поля. «Мы часто отказываемся от игроков с плохой репутацией за пределами поля и всегда стараемся вырастить из игрока сильную личность. Каждый выпускник академии проходит через процесс социализации, который позволяет ему лучше понимать сверстников», – отметил Резо.
Big data. «У всех клубов схожие данные об игроках, но мы хотим выделяться в способе их доставки. Например, у нас есть приложение, чтобы игроки могли изучить анализ в смартфоне» – объяснил спортивный директор.
«Монако», игравший в финале Лиги чемпионов. Где они сейчас?
Оригинал статьи на The Guardian
Фото: REUTERS/Eric Gaillard; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Stu Forster/Allsport
Вернемся к Мбаппе и Клерфонтену. А также к Анри, Анелька, Галласу и прочим. Всех их объединяет, помимо дарования, а то и таланта - место проживания на момент зачисления в Клерфонтен. Это Париж и ближайшие окрестности Парижа. И даже Матюиди, родившийся в Тулузе, оказался в Клерфонтере потому, что совсем мелким с семьей переехал под Париж. Проще говоря, воспитанники в академии не проживают, а после тренировки отправляются по домам - кто-то ближе, кто-то подальше.
Подобная система существует и в Англии. Скаутам Эвертона разрешено приглашать в клубную академию мелких, проживающих в пределах 30 миль от места нахождения базы Эвертона. В исключительных случаях - в пределах передвижения на автомобиле в течение часа.
Стало быть, 12 национальных футбольных центров Франции вполне способны покрыть ее территорию с учетом ограничения места проживания потенциальных воспитанников. Либо какой-то из клубов (в случае глобальной заинтересованности) должен на себя взять расходы по переезду и устройству семьи будущего футбольного гения.
И о России. При описанной выше системе у тагильца Шатова или у жителя Тамбова Жиркова не было бы ни единого шанса оказаться вот в таком условном Клерфонтене, находящемся, например, в Казани или Краснодаре, не говоря уж о Москве и Петербурге. Поэтому можно сколь угодно восхищаться успехами европейской системы физической организации процессов в детско-юношеском футболе Европы, но понимать при этом, воспроизвести этот опыт в России механически невозможно.
Что касается того, чем объясняли подобное территориальное и социальное ограничение в той же академии Эвертона, в их понимании пребывание ребенка в семье, а не в интернате способствует его нормальному социальному и психологическому развитию.
Гораздо проще подписать Милика на два года и толкнуть за 30 лямов, а не ждать прогресса по 10 лет от своих, который и не факт что случится.
На местных пацанов в Эрдивизии давно забили: выплывут сами-хорошо, можно заработать.Нет так нет, владельцы клубов и без них бабки рубить будут.
Не знаю, когда начало заниматься футболом последнее звездное поколение в лице РВП, Снейдера и Роббена, но подозреваю что как раз в конце 80х-начале 90х, до Босмана.И это не совпадение, что больше с того времени звезд нету.