12 мин.

За что уволили спортивного директора «Томи»

Почему был отправлен в отставку спортивный директор «Томи»?

Спортивный директор футбрльного клуба "Томь" Игорь Кудряшов оправлен в отставку. В сложившейся в томском клубе ситуации это решение выглядит вполне объяснимым. Хотя, нынешний генеральный директор клуба Руслан Киселев про своего уволенного коллегу сказал буквально следующее: «Как специалист, он – хороший. Он находил футболистов, договаривался с агентами. Умудрялся договариваться со свободными агентами». 

Видимо, этих добродетелей оказалось недостаточно, а вот количество ошибок менеджера превысило рамки терпения президента клуба. Но в чем именно заключались основные ошибки Кудряшова в роли спортивного директора клуба? Ниже попытаемся разобраться с основными причинами его увольнения. 

Не доверял своим воспитанникам

Центр подготовки футболистов «Томь», созданный в 1998 году, на сайте клуба нескромно называют лучшей футбольной школой в Сибири. ЦПФ существует 18 лет, а Кудряшов в «Томи» работал последние 12, при этом количество воспитанников и их игровое время в составе томского клуба находится на уровне статистической погрешности. Единственным молодым воспитанником, который за последние годы получал реальные шансы в первой команде, оказался Павел Кудряшов – сын спортивного директора Игоря Кудряшова.

При этом нельзя сказать, что в Томске нет молодых и талантливых игроков. Например, на том же сайте клуба в разделе Центра подготовки футболистов упоминается команда 1992 г.р., которая была серебряным призером страны в своем возрасте, а Максим Суворов и Алексей Сазонов признавались лучшим защитником и нападающим соответственно. При этом тот же Суворов выступал на дефицитной позиции центрального защитника, но толком не получил достаточного игрового времени даже в дубле «Томи». За молодежный состав «Томи» в это же время чаще играл загадочный кореец Пак Хе Сан, приехавший в Томск лишь для того, чтобы полузащитнику основного состава Ким Нам Илю было с кем поговорить на родном языке.

Что касается Сазонова, то с ним история еще более интересная. Несколько раз сыграв в первой команде, Алексей пробовал получить большую игровую практику в «Сызрани», но там у него не получилось, после чего он хотел вернуться в «Томь». В то время как раз формировалась вторая команда «Томи» для участия в ПФЛ, но даже в нее Алексея брать не хотели. Из неофициальных источников, причиной нежелания возвращать одного из своих лучших воспитанников даже во вторую «Томь» было то, что его появление перекрыло бы путь в состав для того же Павла Кудряшова.

В итоге вопрос о возвращении Сазонова в Томск решали через президента клуба, которым является губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Однако два года Сазонова выпускали не на своей позиции и не баловали игровым временем, ставя в атаку сына спортивного директора, после чего Алексей Томск все же покинул. В первой половине этого сезона Кудряшов стал понемногу выходить в основном составе «Томи» в РФПЛ, но полезными действиями не отличался, а Сазонов, на котором спортивный отдел «Томи» поставил крест, оказался в ФК «Челябинск», где в первых трех матчах забил четыре мяча и привлек внимание некоторых команд ФНЛ.

Уверен, что будь у спортивного отдела «Томи» задача развивать своих молодых игроков и доводить их до основного состава, из тех же Суворова и Сазонова можно было бы выжать гораздо больше. Но, судя по всему, единственным футболистом, в чьем появлении в первой «Томи» были заинтересованы, носит ту же фамилию, что и теперь уже бывший спортивный директор.  

Еще более вопиющий пример – Евгений Чернов. Томский воспитанник, который не получал шанса в родной команде, съездил в три аренды, так и не пригодился в родном клубе. Примечательно, что летом 2015 года Чернова отправили в очередную аренду в «Енисей», при этом на его позицию крайнего защитника взяли в аренду у ЦСКА Петра Тена. Зачем отдавать в аренду своего молодого воспитанника, при этом на его место брать в аренду футболиста ничем не сильнее? Спустя полтора года уже Тен поехал в «Енисей» за игровой практикой, а Чернов все уверенее чувствует себя в основе сражающегося за чемпионство «Зенита». Время все расставило по местам.

Можно вспомнить и Михаила Филиппова, который хоть и не является томским воспитанником, но будучи молодым поиграл в воротах второй «Томи». Пока в прошлом сезоне ФНЛ «Томь» решала вопросы с гражданством Чуваева, отчего устраивала в своих воротах чехарду с участием еще двух вратарей, Филиппов отвоевал место в воротах «Спартака-2» у конкурентов, а сейчас уже получил приглашение в «Уфу» на место ушедшего уз команды Лунева.  

«Томь» перестала раскрывать игроков

Если со своими воспитанниками работать всегда сложно, то умением давать шанс и раскрывать молодых футболистов из других клубов «Томь» всегда славилась. Погребняк, раз за разом унижаемый арендами в «Спартаке», именно в «Томи» раскрылся как высококлассный форвард, получил первый вызов в сборную и заработал не только славу и переход в «Зенит», но и принес солидные деньги в бюджет «Томи». И пусть зарабатывать, как в случае в Погребняком, удавалось не всегда, но раскрывать молодых и недооцененных в Томске всегда умели. Дзюба за две аренды в «Томи» обрел уверенность и вышел после этого игроком сборной. Тарасов и Башкиров приезжали в Томск всего лишь дублерами в именитых клубах, а уезжали крепкими игроками уровня РФПЛ. Помогла «Томь» раскрыться по-настоящему и Портнягину с Канунниковым. Павел Голышев приходил в клуб после неудач в «Спартаке» и «Алании», но расцвел в Томске, Денис Терентьев окреп в Сибири, после чего поехал творить историю в Ростов.   

Куда испарилось это умение «Томи» давать путевку в большой футбол молодым и незаслуженно недооцененным футболистам? Ведь это важно не только с имиджевой точки зрения, но и с финансовой, а это уже следующая пункт списка.  

«Томь» перестала зарабатывать на игроках

В очень многих интервью Игорь Кудряшов ставил в себе в заслугу то, что у «Томи» в последние годы не было бюджета на трансферы, видимо, умышленно забывая, что у всякого бюджета есть две составляющие – расходная и доходная. Очевидно, когда Игорь Владимирович сетует на отсутствие трансферного бюджета, он говорит о расходной части, исключая даже возможность того, что свой трансферный бюджет он мог бы себе заработать сам. И дело здесь даже не только в том, что спортивный отдел клуба перестал находить и раскрывать молодых, тем самым поднимая их цены на рынке для последующей перепродажи. Даже имея в своем распоряжении ликвидных игроков, «Томь» распоряжалась ими бездарно.

Отдать вратаря сборной Черногории в аренду лишь для того, чтобы по истечении аренды отпустить его бесплатно – это мы можем. Отпустить бесплатно защитника сборной Болгарии Миланова, который после этого заиграл в Еврокубках – это по-нашему. За Панченко были получены совершенно смешные деньги, значительно меньше тех, что могли бы быть заработаны. Основной полузащитник сборной Белоруссии Нехайчик при трансферной цене в полтора миллиона евро не только переходит в стан прямого конкурента бесплатно, но и отгружает в ворота «Томи» хет-трик в первом же матче. Относительной удачей можно считать лишь историю с Альбертом Шариповым, на котором «Томь» заработала несколько сотен тысяч евро за его переход в «Рубин».

  

Еще более слабой работа спортивного отдела «Томи» выглядит на фоне таких клубов как «Амкар» и «Уфа», финансовые условия в которых ничуть не лучше томских. Вот только пермяки и уфимцы сумели заранее перестроиться на новые экономические реалии. Трансферное сальдо «Амкара» вот уже три сезона подряд положительное за счет выгодных продаж Канунникова, Узочуквы и Батова, а недавние продажи Селихова и Джикии и вовсе пополнили годовой клуба более чем наполовину.

«Уфа» на продажах Лунева и Зинченко не только прилично заработали в денежном эквиваленте, но и здорово повысили репутацию, ведь молодые игроки теперь знают, что через «Уфу» можно получить дорогу в большой клуб. Из «Томи» дороги пока ведут только в Палату по разрешению споров.

Примечательно, что и в Перми, и в Уфе выгодные продажи игроков не сказываются негативно на спортивном результате, у «Томи» же и с этим очевидные проблемы. Пока другие учились жить по новому и зарабатывать самостоятельно, спортивный отдел сибиряков жил по старой и проверенной схеме, не понимая, что постоянно ждать финансовой милости свыше просто губительно для клуба.

 Напрасно возвращали бывших игроков

За последние годы «Томь» стала тем клубом, трансферная политика которого своей целью поставила опровергнуть поговорку о том, что в одну реку дважды войте нельзя. Как оказалось, можно, вот только все возвращения в «Томь» были неудачными.

Павел Голышев возвращался в «Томь» трижды, но самым удачным периодом в его карьере был первый сезон в Томске. Александр Демидко, который помог в возвращении клуба в РФПЛ в сезоне 12\13, в сезоне 14\15 даже не всегда получал место в составе. Горбанец, вернувшийся в Томск в 2015 году, не сыграл ни одного матча, а только лишь лечился. Невозможно назвать удачными возвращения в «Томь» Джиоева, Ковальчука, Шарипова, Баляйкина, Касьяна, Старикова, Сабитова. Несмотря на это, спортивный отдел раз за разом наступал на те же грабли, и с аргументацией «мы с этим игроком уже работали и хорошо знаем друг друга» зовут в состав тех, кто раньше играл за томский коллектив.    

Содержали откровенно лишних футболистов

Четыре сезона провел в команде Александр Черевко, по два из которых в РФПЛ и ФНЛ, но ни в одном из них не был в команде основным. Пошли ли кому-то на пользу эти годы? Игрок, выходя на поле эпизодически, не прогрессировал, терял драгоценное время, получал зарплату, и не давал игрового времени кому-то из молодых, кто уж точно сыграл бы не хуже. Сейчас Черевко играет за хабаровский СКА, ему 29 и особых перспектив у него нет.

Валерий Сорокин здорово провел первый год в клубе, выступая в ФНЛ, но в РФПЛ отметился только лучшим интервью в истории, а не своей игрой. Так ли необходим он был команде, после вылета в ФНЛ?

Ренат Сабитов вернувшись в «Томь» в сезоне 12\13 уже не был твердым игроком основного состава. Зачем было продлевать его нахождение в Томске еще на два года? Явно затянули с расставанием и в случае Никиты Баженова. Безусловно, все эти игроки квалифицированные и принесли команде пользу, а расставаться не всегда приятно, но иногда именно своевременное расставание  является самым правильным шагом для всех сторон, как для клуба, так и для самих игроков.

Без того же Черевко «Томь» запросто могла бы обойтись последние два года, а его зарплаты за этот период хватило бы на то, чтобы построить на базе клуба полноразмерный воздухоопорный манеж с искусственным газоном для тренировки детей в холодную томскую зиму (я проверял, действительно хватило бы).     

Ошибались с трансферами

Трансферные промахи случаются у всех, даже самых выдающихся селекционеров и спортивных директоров, но количество ошибок Кудряшова за последние несколько лет просто зашкаливало. После выхода в РФПЛ к удачным трансферам можно отнести единицы, особняком стоит переход Бикфалви, но в остальном, было много промахов. Касьян, Самодин, Яблонски, Дудиев, Дроппа – все эти игроки не проявили себя в «Томи», явно большего ждали от опытных Дьякова и Комбарова, не назовешь удачным возвращение Ковальчука, снова головную боль вызывает вратарская позиция, при том что в других клубах раз за разом раскрываются новые вратарские имена, такие как Лунев, Селихов, Левашов.

В прошлом сезоне явно не к месту были трансферы Голубова, Нурова, Ярмолицкого, не угадали с Чаловым, Шаховым, Ляхом, уже упоминалась непонятная аренда Тена. Если вспомнить более ранее время, то там можно найти совершенно провальные переходы Валикаева, Чичерина, Комкова, Орехова, Бурмистрова, Михалева, Святова, Аравина, Сидоренко, совершенно необъяснимое решение пригласить в клуб Гарри О’Коннора, обернувшееся полным позором. 

Количество неудачных переходов слишком велико, а единичные успешные трансферы являются скорее исключением, чем правилом.

Не планировал свою работу

Мысль о том, что руководители «Томи» не думали о завтрашнем дне высказал не так давно Валерий Непомнящий. Слова опытного тренера касаются как всего руководства в целом, так и работы спортивного отдела в частности. Казалось, что Кудряшов и его сотрудники просто не способны мыслить в долгосрочной перспективе и не знают, что такое иметь запасной план.

Например, ситуация с легионерами. В ФНЛ можно выпускать только троих иностранцев на поле, но в РФПЛ лимит более щадящий по отношению к иностранцам. Поэтому, выйдя в РФПЛ перед сезоном 13\14, спортивный отдел принялся приглашать иностранцев, ведь теперь их можно было выпускать в большем количестве. Итого в том сезоне на поле выходило 13 легионеров и 17 россиян. Однако менеджеры «Томи» не удосужились подумать о том, что в случае обратного вылета в ФНЛ эти же иностранцы станут обузой. Их невозможно будет использовать на поле, но при этом придется платить им зарплату, так что клуб будет вынужден либо отдавать их за бесплатно, либо думать, как пристроить в аренду.

По закону Мерфи, случился самый неприятный из возможных вариантов, «Томь» покинула РФПЛ, а дальше вы и так знаете. При этом приглашение легионеров аргументировалось тем, что именно с ними в составе «Томь» смогла бы решить задачу по сохранению прописки в высшем эшелоне. Получается, что приглашённые варяги подставили клуб дважды, не выполнив задачу, тем самым загнав клуб в управленческий капкан. Но винить стоит не легионеров, а спортивный отдел, который их приглашал.

Схожая ситуация сложилась и накануне текущего чемпионата. Уже накопив долги, не имея финансовых гарантий, не заработав ни копейки за счет собственной работы, потеряв при этом лидеров в лице Темникова, Санаи, Башкирова, Нехайчика, Бендзя и других, спортивный отдел «Томи» приглашал иностранцев на высокие зарплаты, раздувая и без того большой пузырь долгов клуба. Плана «В» у Кудряшова и его сотрудников не было, а были только сиюминутные решения, которые похоронили клуб.

Безусловно, многие могут сказать, что вину за провалы спортивного отдела «Томи» нужно разделить и с тренерами, которые работали в клубе, а также вышестоящими руководителями клуба. Однако ошибки, допускаемые спортивным отделом клуба, носят системный, постоянный характер, и не зависят от того, кто именно был наставников команды в конкретный момент времени. Ошибка же руководства клуба заключается лишь в том, что Игорь Кудряшов был уволен слишком поздно.

Автор: Илья Штеблов