10 мин.

Татьяне Тарасовой – 70 лет

Фотоочерк к юбилею великого тренера.

Даже если вы ничего не знаете про фигурное катание и никогда им не интересовались (хотя странно, учитывая его популярность), вы наверняка слышали про Татьяну Анатольевну Тарасову. Великого тренера, которая выигрывала Олимпиады с Родниной и Зайцевым, Бестемьяновой и Букиным, Климовой и Пономаренко, Грищук и Платовым, Куликом и, конечно, Ягудиным.

Татьяна Анатольевна – не просто дочь хоккейного тренера Анатолия Тарасова, она – «генетический носитель его победных традиций». Человек, который не раз спасал наше фигурное катание и брал медали в самые сложные минуты, когда в ее учеников (и в нее саму) уже никто не верил.

У Тарасовой сложная судьба, непростая личная жизнь. Она многое пережила, многое выстрадала, о чем подробно и интересно рассказала в автобиографии «Красавица и чудовище». Эта книга, возможно, лучшее, что написано про фигурное катание на русском языке.

Она всего добилась сама, а ее авторитарные методы работы часто сравнивали с отцовскими. Хотя это не совсем так – Татьяна Анатольевна крайне ранимый человек. Она безумно, как за родных, переживала за каждого воспитанника. Она прожила с ними яркую и насыщенную жизнь. И сейчас жалеет только об одном, что «не худая и не молодая».

– А больше мне о чем жалеть? – фраза, которая стала рефреном фильма «Лед, которым я живу». Премьера была на Первом в выходные.

Она и сейчас при деле – комментирует фигурное катание на каналах холдинга «Матч», а ее оценки и характерные паузы в эфирах – фирменный знак.

Мне посчастливилось читать ее книги (в том числе древнюю – «Четыре времени года»), пересекаться на Играх в Сочи, где Татьяне Анатольевне было очень тяжело ходить, но она буквально порхала в микст-зоне, дожидаясь чемпионов Волосожар и Транькова:

– Ну где же они? Где? Я сейчас лопну от нетерпения.

Последний раз я видел ее в аэропорту «Шереметьево» – она, как и остальные, дожидалась паспортного контроля в большой очереди. Не суетилась, не просила пропустить вперед, а терпеливо ждала.

Она – глыба, которых в российском спорте почти не осталось.

И сегодня тот день, когда хочется вспомнить только самое светлое. Самое яркое. Самое интересное.

А ее карьера была (и остается; ведь никто же не думает, что Тарасова куда-то ушла?) именно такой.

***

1963 год. Москва еще не была суетной и огромной, а фигурное катание в ней можно было увидеть на открытых ледовых площадках. Уникальный кадр: Татьяна Тарасова не тренер, а спортсменка. Вместе с Георгием Проскуриным они занимались у Елены Анатольевны Чайковской. Кататься на коньках великий тренер Тарасов научил дочку в 4 года. А потом, после травмы, всячески запретил поступать ей в ГИТИС.

Тарасова и Проскурин катались недолго – всего три полных сезона. За это время они выиграли Всемирную Универсиаду и дважды стали призерами чемпионата СССР. На Европе и мире медалей не брали, но были к ним близки.

С учениками Тарасовой везло. Она сама притягивала их – своей харизмой, волей, трудолюбием и максимализмом. Ирина Роднина (в центре) и Александр Зайцев (справа) выиграли с молодым тренером все, что только можно.

Не менее уникальный кадр: Татьяна Анатольевна во время бракосочетания чемпионов Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, которые тоже занимались под ее руководством.

Все выступления она жила вместе со своими учениками. «Смотрите людям в глаза, чтобы эмоции и чувства были видны даже на последнем ряду», – она умела говорить так, что пробирало даже самых стойких.

«Я всегда жила со своими учениками на льду. И даже сейчас, когда комментирую, смотрю и переживаю, как будто сама катаю программы»

Один из немногих кадров с отцом – молодая Тарасова и Анатолий Владимирович.

Еще одни ученики Тарасовой – Нелли Червоткина и Виктор Теслей. Улыбка Тарасовой наверняка означает, что прокат получился. Потому что когда не получался, она сидела чернее тучи...

Ее вторая Олимпиада: 1980, Лейк-Плэсид. Татьяна Тарасова (в центре) в хорошем настроении. Словно чувствовала, что Роднина и Зайцев опять выиграют.

Она работала с парниками, одиночниками и танцорами. Ее универсальность и талант не знали границ. Так напряженно, как на фотографии ниже, она ставила олимпийские программы Натальи Бестемьяновой и Андрею Букину.

Тарасова, Бестемьянова и Букин – золотая пирамида советского фигурного катания.

1987 год, репетиция ледового театра «Все звезды» – английские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин внимают движениям Тарасовой, которая, по сути, стояла у истоков профессиональных шоу. Этим она занималась и этим зарабатывала в трудные 90-е.

Награды и слава доставались ученикам, но и Тарасовой перепадало. В том числе из рук первого президента России Бориса Ельцина – Орден почета и Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Возможно, ее самая тяжелая и одновременно самая яркая победа – на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити. Алексей Ягудин с сумасшедшими программами – «Зима» и «Человек в железной маске» опередил всех, включая юного гения Плющенко.

Тарасова и Алексей Мишин – два тренера, которые часто соперничали. Но безмерно уважают друг друга.

У памятной доски, установленной в честь ее отца на доме №75 по Ленинградскому проспекту. Пожалуй, единственная тема, о которой Тарасова готова говорить бесконечно – это тема папы. Для нее он всегда был олицетворением мужества и героизма.

В 2010-м она выводила на олимпийский лед Ванкувера японку Мао Асаду, которая взяла серебро.

Премьера ледового шоу «Снежная Королева», где, конечно, не обошлось без Тарасовой. Бум фигурного катания она позже перенесла в прайм-тайм Первого канала.

Тарасова с Геннадием Хазановым внимательно слушает Владимира Путина.

Тарасова очень любит Максима Ковтуна – она, как и нынешние тренеры, тщательно оберегала его; но и критики в адрес фигуриста именно из уст Тарасовой раздается больше всего. Кого больше любим, от того и больше требуем.

Радостные встречи в Сочи. Тарасова и американская фигуристка Мишель Кван.

Раньше Татьяна Анатольевна комментировала на НТВ-Плюс с Василием Соловьевым, а сейчас на «Матче» с Александром Гришиным. С Соловьевым было точно интереснее... Но Тарасову приятно слушать всегда.

Елена Буянова (слева) делится радостью от победы Аделины Сотниковой в Сочи со своим учителем по жизни – Татьяной Тарасовой. Пожалуй, именно золото Сотниковой Тарасова восприняла эмоциональнее всего.

Татьяна Анатольевна на Первом. В компании пианиста Дениса Мацуева и Ивана Урганта.

Татьяна Анатольевна в своем доме в Подмосковье. Уютно, красиво, тепло.

Она с нами до сих пор. И это здорово.

Фото (1-6, 8-28): РИА Новости/Дмитрий Донской (1,6,8-11); Коммерсантъ/Анатолий Бочинин; РИА Новости/Долягин, Юрий Сомов, В. Ганчук, Владимир Вяткин (12,16), Владимир Родионов, Коммерсантъ/Алексей Куденко; Gettyimages.ru/Doug Pensinger, Алексей Никольский; Gettyimages.ru/Matthew Stockman; РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Дружинин, Александр Вильф (21,22,25,27), Максим Богодвид, Владимир Песня; facebook.com/1tvru; РИА Новости/Владимир Федоренко