7 мин.

Почему в Казани не болеют за Рубин

Казань-Арена

В Казани первыми к Чемпионату Миру построили большой и современный стадион, история Рубина – футбольная сказка: бронзовые медали в первом же сезоне Премьер-Лиге, чемпионство к 50-летнему юбилею.  Однако в Казани не болеют за Рубин: мы ведь не будем называть зрителей Казань-арены, пришедших по бесплатным билетам, болельщиками Рубина. Рубин, обладая возможностями для объединения вокруг себя населения, остается командой, которая не связана с жителями города. Можно утверждать, что сегодняшний Рубин - это больше про элиту Казани, нежели про жителей Казани.

В столице Татарстана сегодня живут представители различных народов и религий, много приезжают жителей из соседних регионов, Казань постоянно меняется, конкурирует с другими крупными городами – это обуславливает необходимость универсальных знаковых явлений, способных объединить вокруг себя жителей с самыми разными представлениями о жизни. Футбольный клуб как объект всеобщего интереса и поддержки обладает возможностями для объединения вокруг себя различных слоев населения. При этом футбольный клуб способен стать центральным звеном городской идентичности – отождествления человека с конкретной городской общностью, усвоением им ценностей, традиций, стиля жизни, присущих жителям данного города. Задача сложная, но в Казани, кажется, её и не рассматривают.

Рубин основан в 1958 году на базе Казанского авиационного завода № 22 им. Горбунова. Это все, что на сегодняшний день связывает команду с предприятием, которое спонсировало клуб практически 40 лет.  Спортивного сообщества как Динамо или Спартак из Рубина не вышло, «заводчанами», как например, Вольфсбург или КАМАЗ, клуб тоже не назовешь. Команду может объединять общая идея – финансовое или идейное противостояние, стиль игры, национальные чувства. У Рубина нет злейшего врага, против которого можно было бы болеть всем городом, нет реальной или выдуманной идеи, объединившей бы болельщиков. Другими словами, отсутствует (или не найден) мощный фундамент, с помощью которого можно было бы развивать интерес к футболу у жителей города.

Болельщицкая поддержка управляема и её можно увеличивать. Болельщик приходит на стадион и это следствие его поддержки, интереса, отождествления с командой, но никак не причина. Поэтому работать с болельщиком нужно до матча и результатом этой работы будет его поход на стадион. В Казани же наблюдается обратное – во чтобы то ни стало стадион должен быть заполнен, должна быть приятная картинка с телевизора и красивые цифры посещаемости. Видится, что в условиях сильной финансовой поддержки, серьезных трансферов, клуб рассчитывает на большие победы в будущем и увеличение болельщицкой поддержки как само собой разумеющийся факт. У Рубина уже были в истории серьезные победы, громкие трансферы, победы в турнирах – значительного эффекта это не дало. Более того, Рубин не смог развить успех тех побед, интерес у жителей быстро угас, как только Рубин превратился в крепкого середняка российского чемпионата. 

Футбол в России с особенностями, безусловно, проблема низкой посещаемости на стадионе - это история практически про все клубы в России, но Рубин среди всех команд выделяется наиболее благоприятными условиями для роста поддержки болельщиков. При этом в клубе, понимая необходимость работы с болельщиками, проводят порой отличные мероприятия.

Фан-фест 2016

Как это было в июле прошлого года на специальном фан-фесте, во время которого болельщикам устроили целое шоу с развлекательной программой и представлением новой команды. Но за этим событием последовали решения, которые говорят об отсутствии какой-либо долгосрочной стратегии развития клуба. 

Спортивный географ Джон Бэйл в своей работе использует термин «топофилия», который означает особую эмоциональную привязанность к месту, часто переходящую в чувство культурой идентичности с группой других людей.  Футбольный стадион как сосредоточение огромного спектра эмоций обладает особенными возможностями для объединения вокруг себя болельщиков. Современные футбольные стадионы имеют уникальную архитектуру, собственную историю, располагаются в живописных местах и в некоторых случаях могут стать священным местом для болельщиков, каким, например, стал стадион Хиллсборо в Шеффилде. Болельщикам Рубина в данном случае повезло больше остальных – только в Казани есть 3 стадиона, которые могут претендовать на особую связь с болельщиками. В последние годы продолжается эстафета проведения матчей Рубина между Центральным стадионом и Казань-ареной, но были матчи и на запасном поле стадиона Рубин, в том числе против Бетиса в Лиге Европы. Особо повезло болельщикам Рубина в Москве и Грозном – клуб заботится о болельщиках в этих городах и проводит матчи в Лужниках и на стадионе имени Ахмада Кадырова. В Москве и вовсе в рамках Лиги Европы был обыгран Лондонский Челси с Терри, Лэмпэрдом и Торресом в составе.

C 2014 по 2016 год Рубин провел 53 домашние встречи, из которых: 9 матчей на запасном поле стадиона Рубин, 20 матчей на Центральном стадионе, 24 матча на Казань-Арене. Причины проведения игр не на новом стадионе известны – плохое состояние газона, обновление газона, бассейн. История Рубина и Казань-Арены больше напоминает мучения о том, как один стадион никак не может стать действительно домашним для одного клуба.

В России знают Рубин из Казани, знают так же Ак барс, Уникс, волейбольный Зенит, но помимо этих профессиональных команд Казань представляют Синтез (водное поло), Динамо-Казань (хоккей с мячом), Динамо (Женский волейбол). Город загружен профессиональными клубами, более логичными видится базирование части клубов в других городах республики. Рассредоточение профессиональных клубов по городам республики обеспечит развитие конкретных видов спорта в регионе, повысит интерес у жителей. В столице же Татарстана внимание болельщиков не будет распыляться, сосредоточится на наиболее популярных видах спорта.

Символы, ритуалы, традиции в нашей жизни играют большую роль. Символы в футболе создают определенный образ футбольного клуба, транслируют историю клуба, его ценности. Символы становятся знаковыми для болельщиков - они наполняются переживаниями, чувствами, событиями. За последние 5 лет Рубин трижды поменял свою эмблему. Трижды руководство пошло на коренное изменение эмблемы, трижды дизайнеры объясняли, чем их эмблема лучше предыдущей, трижды была нарушена связь команды с болельщиками.

Эмблемы Рубина за последние 5 лет, актуальная – крайняя справа.

 Эмблемы Рубина за последние 5 лет, актуальная – крайняя справа

В современном футболе большое значение имеет футбольная атрибутика, не только с точки зрения доходной части, но и в том смысле, что атрибутика выступает в качестве транслятора символов клуба. Клубные товары позволяют болельщикам идентифицировать себя со «своим» фан-сообществом команды и тем самым отделить себя от «чужих» сообществ. У Рубина долгое не было собственного фирменного магазина, в котором, к примеру, болельщики могли бы приобрести форму, представленную на грандиозном фан-фесте в июле 2016 года. Но вместо открытия фан-шопа на Казань-арене, где и следует ему быть, магазин отрыли на Центральном стадионе, и сделали это так, как не следовало делать вообще. Открытие главного магазина клуба на Центральном стадионе вполне себе показывает отношение к болельщикам, которые должны заполнять 45 тысяч мест на Казань-арене, а за атрибутикой ехать на старый стадион. Интернет-магазина тоже нет. Вместо подъема интереса к футболу в Казани получили уникальное и вряд ли положительное явление – маргинализацию фан-сообщества, ставшую следствием разрушения привычных наборов представлений о команде. Только за один день на фан-фесте были представлены: новая форма, новый логотип, новая команда, новый тренер. Рубин «вот-вот» переедет на новую арену, неизвестно, что еще придумают с новым газоном, фан-шоп на старом стадионе – болельщики застряли где-то между Казань-ареной и Центральным стадионом.

Рубин когда-нибудь окончательно переедет на Казань-арену и примерно так будет выглядеть схема пересечений болельщиков с фирменным фан-шопом.

Рубин когда-нибудь окончательно переедет на Казань-арену и примерно так будет выглядеть схема пересечений болельщиков с фирменным фан-шопом

Несмотря на прекрасную историю у Рубина нет и символа прошлого - собственного музея. Музей – отличный способ демонстрации уникальности клуба, воспроизводства собственных мифов и клубной истории, в общем, всего того, что является одним из элементов работы с болельщиками (посмотрите, как это классно сделано в Спартаке), который, к сожалению, в Рубине на должном уровне отсутствует.

Конечно, футбол в России с особенностями, с проблемами, с госфинансированием, и вообще зимой у нас снег идет, но уже давно пора понять, что футбольный клуб – это не вещь в себе, он не существует обособленно от общества, а развивается вместе с ним и способен стать центральным звеном городской идентичности. Футбольный клуб имеет ответственность перед своим болельщиком, так как обладает огромной силой сплочения и способен вызывать колоссальные чувственные переживания. Глядя на активность Рубина в последние годы становится неловко: есть стадион, финансирование, команда, но о самом важном - о болельщиках -  в клубе, кажется, забыли.

Фото: sport.kazanfirst.ru/Михаил Бормин, kazanarena.com/Севастьянов Валерий, realnoevremya.ru/Максим Платонов