I турнир породнённых городов на приз Ленгорисполкома
В 1980-х годах в Ленинграде практически ежегодно проводился зимний турнир породнённых городов, непременным участником которого был «Зенит». Об этом соревновании ныне как-то подзабыли, хотя в те годы оно было довольно популярно и, безусловно, являлось важной вехой в зенитовской истории. Мы постараемся по мере возможностей устранить этот пробел, начиная новый цикл статей, в которых расскажем об этом соревновании прошлого века.
Турниры породнённых городов изначально задумывались, как один из этапов подготовки «Зенита» к новому сезону. В те годы ещё не было практики зарубежных межсезонных сборов с обилием тренировочных матчей с соперниками на любой вкус. Максимум, на что могли рассчитывать советские футболисты – это короткие, обычно, не длиннее недели-другой, зарубежные турне. Которые, впрочем, обычно проводились не перед стартом сезона, а после его окончания. А потому являлись не тренировкой, а по тем временам, скорее, поощрением за завершившийся чемпионат.
Всё остальное время межсезонья советские футбольные клубы, в том числе и «Зенит», месили грязь на южных сборах где-нибудь в Сочи или Адлере, где и готовились к новому сезону. Условия, конечно, получше, чем заснеженные тренировочные базы в какой-нибудь Баковке или Тарасовке, не говоря уже о ещё более северной Удельной, но всё равно далёкие от идеала. Там же, на юге, проводились и контрольные встречи с хорошо знакомыми и давно надоевшими соперниками по чемпионату, которые также проводили там свои сборы.
В мае 1980 года в Ленинграде открылся новенький Спортивно-концертный комплекс (СКК) им. Ленина – одно из крупнейших крытых спортивных сооружений в Европе. Его строительство было приурочено к летней московской Олимпиаде, которая, как известно, проводилась не только в Москве. Олимпийские соревнования того года СКК практически не коснулись, пройдя на других ленинградских спортивных площадках, но турнир прошёл – грандиозный СКК остался. В те годы ещё не было практики использовать подобные сооружения для барахолок или ночных дискотек, а концерты, способные заполнить 25-тысячные трибуны комплекса, проводились не так часто, как ныне. Зарубежные звёзды тогда ездили к нам крайне редко, да и выступать предпочитали в более денежной Москве, а большинство из звёзд доморощенных обычно такие аудитории не собирало, да и также отдавало предпочтение столице.
Идея использовать ленинградский Спортивно-концертный комплекс для зимнего футбола впервые была реализована в 1982 году – тогда на его поле был проведён первый розыгрыш «Турнира породнённых городов» на приз, учреждённый Ленинградским городским исполкомом. Думается, понятие «породнённые города», или «города-побратимы», расшифровывать не надо, кому интересно – найти определение этому термину труда не составит. Но отметить стоит: благодаря этому турниру, зенитовцы получили возможность, никуда не выезжая, встречаться в условиях, приближённых к боевым, с достаточно серьёзными зарубежными соперниками – ведь городов-побратимов у Ленинграда насчитывалось порядка 80 штук, из которых более полусотни – сугубо зарубежных, т.е. из тех стран, которые ныне называются «дальним зарубежьем». В их числе и Манчестер, и Барселона, и Милан, и Рио-де-Жанейро...
Понятное дело, ни МЮ, ни «Фламенго», ни «Барсы», ни «Интера» ленинградцы в СКК за семь проведённых в 1980-х годах турниров так и не увидели. Приезжали к нам соперники обычно куда попроще, но всё же, некоторые из них представляли собой вполне даже крепкие коллективы. Как и в I турнире, проведённом в январе 1982 года. Этот турнир оказался наименее представительным из всех: всего три команды приняли участие в розыгрыше главного приза. Но команды, всё же, неплохие: кроме хозяев, ленинградского «Зенита», на поле СКК выступили дрезденское «Динамо» и команда «Тракия» из болгарского города Пловдива.
«Динамо» (Дрезден) было уже хорошо известно болельщикам «Зенита». Именно этот клуб стал первым соперником зенитовцев в их дебютном выступлении в розыгрышах еврокубков. Менее полугода назад, в сентябре 1981 года, немцы без особых усилий дважды одолели «Зенит» в 1/32 Кубка УЕФА (2:1 и 4:1), выбив ленинградцев из розыгрыша на первой же его стадии.
Шестикратный на тот момент чемпион и трёхкратный обладатель кубка ГДР, «Динамо» являлось одной из сильнейших и самой популярной командой этой страны и постоянно имело обширное представительство в сборной ГДР (финалиста Олимпиады 1980 года, к слову). Постоянный участник еврокубковых розыгрышей в 1970-х, имевший на своём счету победы над «Порту», «Ювентусом», «Ливерпулем», «Бенфикой» и другими грандами европейского футбола, «Динамо», хоть серьёзных успехов на европейской арене никогда и не добивалось, всё же считалось командой вполне авторитетной. А её знаменитое противостояние в розыгрыше Кубка чемпионов 1973/74 гг. с могучей мюнхенской «Баварией» Беккенбауэра и Мюллера (3:3 и 3:4) и вовсе вошло в анналы истории немецкого футбола. Верховодил же в «Динамо» в 1982-м капитан команды Ханс-Юрген (Дикси) Дёрнер – настоящая легенда футбола ГДР, один из сильнейших футболистов в его истории.
Пловдивская «Тракия» (нынешний «Ботев») на европейской арене не столь ярко засветилась, да и в родной Болгарии главным её достоинством считался факт того, что команда является старейшим болгарским футбольным клубом с годом основания 1912-м. Но всё же, двукратный чемпион Болгарии и обладатель кубка страны завершившегося сезона 1980/81, тогда был явно на подъёме: в 1980-х «Тракия» вернётся в число лидеров болгарского футбола, 6 раз за это десятилетие став призёром чемпионата страны. Да и их недавняя неожиданная победа в 1/32 розыгрыша Кубка УЕФА 1981/82 над «Барселоной» 1:0 (правда, после поражения в первом матче 1:4) была воспринята с Болгарии с весёлым одобрением. Ну и не будем забывать, что атаку команды на турнире породнённых городов 1982 года возглавлял свежеиспечённый обладатель европейской «Золотой бутсы» 1981 года Георгий Славков, а в сборной Болгарии «Тракию» представляло сразу трое её игроков.
В общем, соперники у «Зенита» были вполне приличные, и, хотя ни о какой серьёзной мотивации ни у одной из команд говорить не приходится, матчи прошли азартно, весело, а порой и несколько резковато. Розыгрыш приза проводился в один круг (все команды встретились друг с другом по одному разу), и по причине малого числа участников уложился в 3 дня (22-24 января 1982 г.).
Первый соперник «Зенита», болгарская «Тракия», начала встречу на непривычном искусственном покрытии осторожно и скованно. Болгары подолгу держали мяч в центре поля, сами особо не атакуя, но и не давая играть ленинградцам. Однако вскоре гости освоились, заиграли веселее и... немедленно начали пропускать. Первый гол в их ворота через полчаса после начала матча забил Вячеслав Мельников, выйдя один на один с вратарём и перекинув мяч через его голову. Болгары ответили опаснейшим ударом со штрафного в исполнении «золотой бутсы» Славкова – ленинградцев спасла штанга. А после перерыва сначала Казачёнок, неожиданно выступавший на том турнире на позиции центрального защитника, реализовал пенальти, забив, кстати, 600-й мяч «Зенита» в международных матчах, а перед самым финальным свистком 19-летний Александр Усанов добил болгар, сделав счёт крупным – 3:0.
Второй матч «Зенита» на турнире с дрезденским «Динамо» начался с события торжественного и немного грустного – через 2 минуты после его начала судья матча остановил игру и вышедший в стартовом составе Владимир Голубев под овации трибун покинул поле. Таким вот символичным образом выдающийся ленинградский футболист попрощался с «Зенитом» и его болельщиками – это был последний матч Голубева в большом футболе. Были торжественные речи, были цветы и подарки, объятия и напутствия... Но было и грустно – ушла Легенда.
А его партнёры приложили все силы, чтобы не омрачить этот торжественный день. И если до перерыва игра была более-менее равной, правда, без особых угроз для тех и других ворот, то во втором тайме преимущество «Зенита» стало очевидным. Ленинградцы буквально заперли соперника на его половине поля, заставив оборону дрезденцев работать с полной выкладкой. По меньшей мере, четыре раза зенитовцы были близки к успеху, предоставив сопернику лишь единственный серьёзный ответный шанс (блестяще сыграл постепенно осваивающийся в основном составе Михаил Бирюков, ликвидировавший выход одни на один). Правда, из своих четырёх шансов «Зенит» сумел реализовать только один: цели достиг мощный дальний удар низом Сергея Веденеева. После этого напряжение игры снизилось и, хотя ленинградцы продолжали доминировать (отметим справедливости ради, что динамовцы, в отличие от зенитовцев, выставили на игру далеко не оптимальный состав), но голов забито больше не было – 1:0.
Таким образом, «Зенит» стал победителем I Турнира породнённых городов и обладателем приза Ленгорисполкома. Ну и для полноты картины – «Динамо» (Дрезден) с «Тракией» (Пловдив) встречу друг с другом завершили вничью 1:1.
Итоги турнира: Зенит провёл два матча, одержал 2 победы, забил 4 мяча, оставив свои ворота в неприкосновенности. Лучшего бомбардира команды определить сложно: четверо футболистов забили по одному мячу.