14 мин.

25 неплохих легионеров в истории российского футбола

Говном они не были, но и до вершин не добрались.

 

25. Эктор Бракамонте

Аргентинец с внешностью рок-звезды летом далёкого 2003-го перебрался из «Бока Хуниорс» в тогда ещё «Торпедо-Металлург». В начале следующего сезона клуб будет переименован в ФК «Москва», и Бракамонте станет полноценной легендой «горожан» и рекордсменом команды по количеству сыгранных матчей и забитых голов. Уйти он, однако, успел ещё до кончины клуба, но ни с «Тереком», ни с «Ростовом» больших успехов не добился.

24. Макбет Сибайя

Южноафриканца Сибайю тогда ещё малоизвестный Курбан Бердыев хотел привести в «Рубин» ещё перед ЧМ-2002, но в итоге пришлось ждать ещё год и Макбет пришёл уже в клуб премьер-лиги, сходу став с ним бронзовым призёром. Сибайя был основным полузащитником казанского клуба почти вплоть до своего ухода из команды, но на то были объективные причины: Макбету было уже 33, а Бердыев затеял перестройку и омоложение команды. Тем не менее, даже в нынешние толерантные времена сложно найти африканца в российском клубе, который будет стабильным игроком основы на протяжении 7 лет.

23. Ким Дон Джин

Кима вместе с другим корейцем Ли Хо привёл в «Зенит» Дик Адвокат, тренировавший обоих в южнокорейской сборной. Но если Ли так и не сумел стать основным, то Ким, напротив, сразу застолбил место на левой бровке, став с клубом чемпионом России, обладателем Кубка и Суперкубка УЕФА. Правда, его пребывание в «Зените» так и ограничилось эпохой Адвоката – с приходом в клуб Спаллетти, Ким неожиданно не смог пройти медицинское обследование перед началом сезона и контракт с ним был расторгнут.

22. Бенуа Ангбва

В футболе в целом и в российском в частности есть такое явление, как «игроки одного тренера», которые путешествуют за своим наставником из команды в команду. Среди легионеров эту практику наиболее хорошо прочувствовал именно Ангбва, провёдший едва ли не всю российскую карьеру под руководством Гаджи Гаджиева – дважды они встречались в «Крыльях Советов» и «Анжи», а также успели вместе поработать в «Сатурне». Камерунец везде был нужен своему тренеру и лишь под его руководством показывал более-менее сносную игру.

21. Томаш Нецид

Когда-то ЦСКА активно прочёсывал восточноевропейский рынок на предмет новых Красичей и Оличей, но всё было крайне безуспешно. Томаш попал в ЦСКА в 19 лет, забил в дебютном матче, но почин особенно не поддержал, с каждым годом лишь теряя в результативности. Слуцкий долго мучился, пытаясь найти применение высокому нападающему, но всегда приходилось отдавать предпочтение более мастеровитым и результативным Вагнеру и Думбия. В итоге Нецид хоть и провёл в общем больше сотни матчей за ЦСКА, забив в них 30 мячей, но серьёзным бомбардиром для армейских болельщиков он так и не запомнился.

20. Гелор Канга

Соотечественник Обамеянга приходил в «Ростов» в ранге лучшего игрока чемпионата Габона. Конечно, невесть какое достижение, но для тогда ещё скромного ростовского клуба это был небольшой скаутский успех. В «Ростове» Канга должен был заменить Дэвида Бентли, который совсем недолго пробыл на берегах Дона. И Гелор в целом справился с этой задачей, будучи одним из лидеров добердыевского «Ростова». Главным его минусом были лишь нервы – по количеству глупых карточек Канга может дать фору даже Марио Балотелли в его «лучшие» годы. Бердыеву же для его крепких схем нужны игроки с крепкими нервами, а потому Гелор отправился к Миодрагу Божовичу, с которым успел пересечься в «Ростове», в «Црвену Звезду».

19. Марек Сухи

Чех Сухи, хоть и провёл за «Спартак» больше ста игр за «Спартак» во всех турнирах, но так толком и не смог превратиться из «молодого и перспективного» в «нового Видича». Его пиком спартаковской карьеры был матч квалификации Лиги Чемпионов против «Фенербахче», когда комментатор Шмурнов дал Марек прозвище «Су-17» за уверенную игру в воздухе. Однако Карпин никогда не был до конца доволен им, а потому и покупал новых защитников, постепенно задвигая чеха в запас, откуда он выбрался, лишь перейдя в «Базель».

18. Ибраима Бальде

«Кубань» покупала Бальде на замену тогда ещё отлично игравшему Ласине Траоре, проданному в звёздный «Анжи». Тогда для кубанцев это была нормальная практика: молодые таланты покупались в небольших клубах, проявляли себя и уходили в более статусные клубы, принося двойную, а то и тройную прибыль. Бальде, однако, прибыли не принёс, хотя и трансферным провалом его назвать нельзя – в первые два сезона его результативность была на неплохом уровне, а упадок совпал с упадком самого клуба.

17. Леандро Фернандес

В 2004 году Фернандес стал олимпийским чемпионом со сборной Аргентины, за которую играли Айяла, Маскерано, Савиола, Тевес и ряд других известных игроков. Все они поиграли в больших европейских клубах, а Леандро занесло в московское «Динамо», в котором он провёл 8 сезонов с 2006 по 2014, будучи почти всегда основным защитником команды. Фернандес представлял собой типаж типичного аргентинского защитника – невысок, но прыгуч, отчего и был хорош в воздухе как при игре у своих, так и у чужих ворот. Неизвестно, продолжал бы Леандро играть за динамовцев сейчас, но массовые закупки при Ротенбергах ударили по его месту на поле и заставили покинуть команду, вернувшись в родной «Ньюэллс».

16. Георге Букур

Букур пришёл в «Кубань» вместе с соотечественником Петреску и пережил с клубом эпоху его подъема. Георге, или как его называют Джиджел, не особенно относился к категории тех игроков «Кубани», которых краснодарский клуб готовил для перепродажи, тем паче, что он присоединился к «желто-зеленым» почти в 30 лет. Однако Букур был игроком основной обоймы и одним из лидеров «Кубани» не только при Петреску, но и при других тренерах.

15. Мартин Штранцль

Австрийский защитник был одним из тех, кого призывали придать порядка многострадальной защите московского «Спартака», однако Мартин, как и многие другие, был вынужден сдаться под напором творившегося хаоса. Тем не менее, он сумел трижды стать серебряным призёром чемпионата России, чем, видимо, и заслужил приглашение в мёнхенгладбахскую «Боруссию», в которой завершил карьеру прошедшим летом.

14. Луиш Нету

Как и «Спартак» сейчас, «Зенит» с приходом Лучано Спаллетти обратил внимание на итальянский рынок. В сезоне 12/13 в скромной «Сиене» расцвёл португалец Нету и зимой 2013 года «Зенит» подписал Луиша, не побоявшись слов экспертов о том, что привыкший играть за команду с глубокой линией обороны португалец не сможет показывать такой же надёжности в Санкт-Петербурге. Однако именно так и случилось – Нету пережил множество шуток, связанных с его фамилией, прежде чем сумел окончательно освоиться в обороне «Зенита».

13. Благой Георгиев

Болгарин Георгиев наверняка вполне мог построить европейскую карьеру, тем более что перед переездом в Россию успел съездить на сезон в немецкий «Дуйсбург», но вместо этого оказался в грозненском «Тереке». В Грозном Георгиев был основным полузащитником команды и в итоге так сильно проникся любовью к России, что больше её не покидал – после «Терека» были «Амкар», «Рубин» и «Оренбург». В этих командах он тоже был игроком основного состава, но сколь либо существенных успехов добился лишь с «Рубином».

12. Жоао Карлос

Жоао Карлос был основным защитником в «Анжи», переживавшим пик своего развития, пусть даже и являлся одной из самых «незвёздных» его звёзд. Тем не менее, он был весьма надёжен, а это для игрока его амплуа куда важнее громкого имени. При смене курса и тотальной распродаже в итоге оказался в «Спартаке», где тоже старался играть максимально надёжно, насколько это было возможно в условиях спартаковской обороны. Однако стать полноценным лидером красно-белой защиты ему помешали постоянные травмы и возраст, из-за чего «Спартак» и вынужден был с ним расстаться.

11. Никола Дринчич

Если вычеркнуть крайне неудачный период в «Спартаке», когда Никола получил тяжелую травму на зимнем сборе всего спустя пару недель после подписания контракта с клубом, то в целом его карьера в России была достаточно успешна: игрой за «Амкар» он привлёк внимание не только «Спартака», но и некоторых серьёзных зарубежных клубов, да и в «Краснодаре» он вновь стал игроком основы, участвуя в построении игры команды. Однако несмотря на эти неплохие отрезки, именно в «Спартаке» он вполне мог бы стать звездой, пусть даже на уровне РФПЛ, но так и остался просто «хорошим распасовщиком».

10. Ивица Крижанац

Крижанац пришёл в «Зенит» ещё при Петржеле, который активно работал на восточноевропейском рынке, сумел остаться в команде при Адвокате, приняв активное участие в завоевании всех трофеев того периода, и даже поиграл первые полсезона при Спаллетти, уступив место в составе лишь более дорогому Бруну Алвешу. Тем не менее, вряд ли у болельщиков «Зенита» могут быть какие-то претензии к хорвату – он отдал этой команде всё, что мог и добился максимальных успехов в своей карьере.

9. Мартин Йиранек

Недавно Йиранек заявил, что вполне мог бы играть за «Спартак» и сейчас, если бы не конфликт с Карпиным. На эту тему рассуждать сложно, но с уверенностью можно говорить, что Мартин запомнился в каждой из российских команд, за которые выступал. В «Спартаке» он обрусел и стал капитаном (хоть и не стал спасителем красно-белой обороны), за «Терек» забил возможно один из лучших голов в истории РФПЛ, а во время игры в «Томи» отрастил брутальную сибирскую бороду.

8. Саломон Рондон

Именно за судьбу Рондона беспокоился в своё время Андре Виллаш-Боаш, сетуя на лимит на легионеров. Однако статистически Рондон в качестве основного форварда «Зенита» не особенно превосходил вытеснившего его из команды Дзюбу. Тем не мене, до лета 2015 года именно Саломон подставлял свои ноги или голову под навесы/прострелы Халка. Ну а до этого Рондон был весьма успешен в Казани, где в своё время долго искали замену также ушедшему в «Зенит» Бухарову и нашли её в лице венесуэльского форварда.

7. Люк Уилкшир

Как и вышеупомянутый аргентинец Фернандес, Люк Уилкшир долгое время был основным защитником «Динамо» и единственным представителем экзотической Австралии в РФПЛ. И точно также он был вынужден уйти в эпоху Ротенбергов. Однако этот период, как мы знаем, оказался весьма скоротечным, и в итоге транзитом через «Фейеноорд» и «Терек» Люк вернулся в «Динамо», хоть и застал его уже в ФНЛ. В России вообще мало примеров, когда легионер из очень дальнего зарубежья готов вернуться в ставший родным клуб и помочь ему, в данном случае – вернуться в высший дивизион.

6. Балаж Джуджак

Джуджак, как говорится, переходил из «Анжи» в «Динамо» до того, как это стало мейнстримом. Хотя вообще, до переезда в Россию Балаж вполне мог заиграть и в Европе, но из «ПСВ» он перебрался не в топ-чемпионат, а в Москву транзитом через Дагестан. Однако венгр был не так уж и плох в «Динамо», а напротив вполне достойно заменил Самедова в качестве стабильно навешивающего в штрафную крайка, однако чем-то выдающимся так и не отметился.

5. Хосе Хурадо

Хурадо был нестабилен, как и сам «Спартак». Он мог в одном матче выдавать умопомрачительный шедевр, а в следующем полностью провалить игру, или же мастерски вести игру команды, а затем ошибиться в простейшей передаче и обрезать пол команды. Однако это всё не отменяло тот факт, что Хурадо в определённые моменты был одним из немногих, если даже не единственным игроком в составе, кто мог и старался играть в комбинационный футбол.

4. Жозе Маурисио

Целых шесть лет провёл Маурисио в «Тереке» и в целом оставил добрую память, превратившись в Грозном из простого бразильского паренька, коих великое множество, в зрелого футболиста, держащего в своих руках все нити командной игры и умеючи разрезающего оборону соперника классными «закидушками». И хотя «Терек» мало кого отпускает в российские топ-клубы, Маурисио сумел перебраться в «Зенит», где теперь пробует свои силы под руководством известного специалиста по работе с бразильцами Мирчи Луческу.

3. Томаш Губочан

Когда-то Александр Бубнов ставил Губочана в пример другим зенитовским защитникам: словак никогда не обладал особым талантом, но «от и до» выполнял установку Лучано Спаллетти, набирая больше всех ТТД, отчего, по мнению Бубнова, итальянский специалист по возвращению на родину наверняка забрал бы Томаша с собой. Правда, этого так и не случилось, хотя Губочан, который действительно всегда брал старательностью, а не талантом, после двух последних сезонов в «Динамо», к 30 годам всё же перебрался в Европу, пусть даже не в «Рому» к Спаллетти, а всего лишь в марсельский «Олимпик».

2. Ян Дюрица

Ещё один словацкий защитник, который кровь и потом доказывал тренерам своё мастерство сперва в «Сатурне», а затем в «Локомотиве». Его нередко задвигали в запас, но он боролся за место в составе и в итоге всегда выходил победителем, в ближе к концу российской карьеры образовав весьма мощную связку с Чорлукой, которая едва не дотащила «Локомотив» к чемпионству. Правда, в паре Ведраном Дюрица всё же был ведомым защитником, а потому чаще оставался в тени своего более звёздного партнёра, но тень в конце концов стала настолько тёмной, что с Яном не стали продлевать контракт.

1. Ари

На вершине списка тот, кто действительно никогда не был плох, но отчего-то так и не стал большой звездой даже в рамках скромной РФПЛ, постоянно уступая пальму первенства  своих командах то Веллитону, то Эменике, то Смолову. Хотя он всегда играл без каких-либо сильных перепадов, которые присущи бразильцам, а иногда и вовсе забивал решающие мячи в те моменты, когда этого от него никто особенно не ждал. Однако в «Спартаке» его умений за 3,5 года не оценили, а в «Краснодаре» Ари в лучшем случае – лишь один из многих.