Звездный исход, или Почему Каррера теперь - символ РФПЛ
Отъезд в Китай Акселя Витселя и Одила Ахмедовапродолжил тенденцию последних лет: чемпионат России теряет громкие имена.
На протяжении длительного времени символом чемпионата России служил Халк. У нас могли его критиковать за игровой эгоизм, могли им восхищаться, но за пределами нашей страны, куда РФПЛ старается продавать телетрансляции, турнир ассоциировался в первую очередь именно с бразильцем.
Как ранее с Это’О, который был самым популярным игроком первенства, пока пребывал в "Анжи" с лета 2011 до лета 2013 года. Никаких трофеев в составе махачкалинского клуба камерунец, хотя и был на виду, не завоевал, но, как говорилось в одной рекламе, имидж – все. Магия имени иногда пересиливает даже Его Высочество результат.
Теперь чемпионат расстался с Витселем, фигурой важной как для "Зенита", так и для турнира в целом. Можно спорить, был ли бельгиец по достоинству оценен футбольной общественностью в России, но за рубежом футболист, приобретенный питерским клубом в связке с Халком, котируется высоко. Даже замещал бразильца в качестве символа.
А если не он, то кто? Разве что Промес, но спартаковец еще не стал для западного любителя футбола за пределами Голландии персонажем с глянцевых обложек. Муса, как и Халк, уехал на Запад минувшим летом, а перед закрытием трансферного "окна" в "Валенсию" перебрался финалист ЧМ-2014 Гарай. Звезды различной величины, в том числе те, кого далеко не все причислят к светилам, российский чемпионат покидают.
Зимняя кампания переходов всегда скромнее летней. Да и времени до ее окончания еще много. Но, помимо Витселя, чемпионат уже потерял еще и Ахмедова, лучшего игрока "Краснодара" сезона 2014/15.
А кто на входе? Слухи сватали и сватают целый отряд игроков в "Спартак" и "Зенит", но это происходит каждый раз с клубами, которые, с одной стороны, привлекают много внимания, с другой, располагают возможностями для приобретений. Агенты используют названия таких клубов при информационных вбросах, чтобы устроить для своих подопечных виртуальный аукцион.
Та же ситуация в других странах – например, во Франции. Интерес со стороны "Лорьяна" или "Нанси" никого не впечатлит, в выдумки насчет "ПСЖ" вряд ли поверят – Парижу нужны очень серьезные фигуры, зато "Марсель", приобретенный осенью американским миллиардером Фрэнком Маккортом, в самый раз. Не случайно главный тренер этого клуба Руди Гарсия заявил буквально вчера на пресс-конференции: "В "Марсель" много кого отправляют, но пока наш состав не изменился и, возможно, так и не изменится до 31 января".
Составы "Спартака" и "Зенита" уже претерпели изменения. Вместе с тем перспективные россияне, 22-летний бразилец Эрнани и Луиз Адриану, который, видимо, станет красно-белым, но от которого всячески хотел избавиться "Милан", поскольку бывший горняк в команду не вписался, – это далеко не звездный призыв. Хотя новички, вполне вероятно, принесут новым клубам пользу.
Исход дорогостоящих легионеров напрямую связан с финансовой ситуацией в стране. Ведь контракты с иностранцами заключаются не в рублях. В последнее время курс национальной валюты укрепился. Но все познается в сравнении. Да, у рубля были поистине кошмарные проседания. Однако не далее, чем три года назад, в январе 2014 года, доллар, согласно официальному курсу ЦБ РФ, стоил 33-35 рублей, евро – 45-48.
Между тем, к курсу привязаны не только зарплатные ведомости, но и стоимость многих товаров и услуг, включая авиаперелеты и проживание в гостиницах, которые клубы оплачивают из своих бюджетов.
Такие коллективы, как "Амкар" и "Уфа", осенью решили главный вопрос – обезопасили свое пребывание в премьер-лиге. Посему они смогли вплотную заняться финансами и отпустили Селихова, Джикия и Лунева. В то же время "Анжи", который хорошо зарекомендовал себя в первой части сезона, но чье положение еще недостаточно прочно, устраивает вторую за три с половиной года распродажу. Прямо скажем, в плане имиджа это минус и для клуба, и для чемпионата, хотя ключевое значение имеет все-таки следующий шаг – выполнение контрактных обязательств перед футболистами.
Ситуация в отечественном футболе, хотя санкций в отношении него никто не принимал, вызывает параллели с положением в экономике. Отъезд дорогостоящих иностранцев теоретически открывает перспективы для российских футболистов, и это у части публики вызывает удовлетворение. Вот вам, дорогие товарищи, рабочие места. Пользуйтесь, выходите на ведущие позиции в клубах, привыкайте к лидерскому бремени и приходите в сборную людьми, привыкшими брать на себя ответственность. Увы, процесс "импортозамещения" продвигается со скрипом.
По итогам прошедшего года большого признания добился Смолов. Именно он (плюс Акинфеев и Промес) и является, пожалуй, сейчас символом российского чемпионата для внутреннего потребления, хотя, в данном вопросе, конечно, могут быть и иные мнения. Но кто олицетворяет наш турнир за границей, невольно пропагандируя его своей персоной, как это делал, ничего особенного не показывая на поле, Роберто Карлос?
Рискну предположить, что сейчас эту роль как бы взял на себя не футболист, а тренер Массимо Каррера. Причем, взял опосредованно, как друг и сподвижник Антонио Конте, лидирующего в английской премьер-лиге с "Челси". Чтобы у всех на устах было имя российского футболиста, как когда-то Аршавина, тому же Смолову надо произвести фурор или хотя бы фурорчик на международной арене.
На протяжении многих лет символом футбола в России были распильно-откатные клубы динамо, Кубань и Анжи.
И главная проблема в том, что лигой руководят непонятные "профи", которые пытаются продать телеправа, как конфету "дюшес", по цене "ферреро роше".