История рекордов «Зенита»: лучшие бомбардиры
В третьей части исторического цикла, посвящённого рекордам «Зенита», речь пойдёт о бомбардирах. А именно, о росте клубного рекорда по количеству забитых голов. Битва за него оказалась ещё более захватывающей, чем за первенство по количеству проведённых матчей, о чём мы рассказывали в первой части цикла.
Лучшим бомбардиром «Зенита» (тогда ещё «Сталинца») в первом клубном чемпионате СССР 1936 года стал нападающий Виктор Смагин. В весеннем первенстве он забил 3 мяча, став ещё и автором первого в истории «Зенита» хет-трика. Правда, вскоре харьковское «Динамо», в ворота которого Смагин этот свой «трюк с шляпой» и оформил, снялось с чемпионата, и результат матча был аннулирован. Но в зенитовской истории это достижение Смагина осталось, его хет-трик в общей статистике футболиста учтён. Дабы утвердить себя в роли первого клубного рекордсмена, к концу 1936 года он имел на своём счету уже 7 голов, а год спустя первым преодолел и отметку в 10 голов за «Зенит». И это несмотря на то, что ещё один из его голов, в ворота ЦДКА, вновь был проведён в матче, результат которого впоследствии был аннулирован. Итого по завершении сезона-1937 на счету форварда с учётом всех этих аннулированных матчей числилось 11 голов – такова была планка нового клубного рекорда.
Но удержать лидерство Смагину помешала длительная дисквалификация, из-за которой он полностью пропустил сезон 1938 года. Отсутствием бомбардира воспользовался заменивший его на позиции центрафорварда один из самых опытных игроков команды, инсайд Алексей Ларионов, в том самом 1938-м ставший первым зенитовцем, забившим более 10 мячей за один сезон. Что позволило ему опередить в списке лучших бомбардиров «Сталинца» первого клубного рекордсмена и вписать новую рекордную цифру – 18 голов.
Лидером Ларионов оставался недолго: уже в следующем сезоне вернувшийся в игру Смагин вернул себе и первенство среди бомбардиров. Впрочем, опять не обошлось без казуса: в матче со сталинградским «Трактором» (будущим волгоградским «Ротором») Смагин оформил свой второй хет-трик, но по нелепым причинам результат и этой игры был аннулирован. Таким образом, из официального бомбардирского счёта нападающего было «украдено» уже 7 голов. Мы же, возвращая ему честно заработанное, отметим и новый клубный рекорд – 25 голов в официальных матчах за команду, установленный им по завершении сезона-1939.
Но словно некий злой рок преследовал первого зенитовского рекордсмена. В 1940-м Смагин забил за «Зенит» 10 мячей, однако по уже сложившейся «традиции» два из них, в ворота тбилисского «Локомотива», были... аннулированы вместе с результатами обоих матчей, домашнего и гостевого. Оставим это на совести затейников из Спорткомитета СССР, лишивших нападающего 9 (!) забитых мячей, вернём ему честно заработанное, и отметим, что Смагин стал первым футболистом, забившим за «Зенит» и 10, и 20, и 30 голов. А новый клубный рекорд, установленный бомбардиром по завершению сезона-1940, теперь равнялся 35 голам.
После войны многоопытный Смагин куда чаще исполнял роль защитника, а потому забивал уже нечасто. Но всё же сумел увеличить свой счёт ещё на 4 гола, в итоге в 1945 году зафиксировав клубный бомбардирский рекорд на отметке 39 голов, и через год с чувством выполненного долга завершив карьеру.
Это достижение продержалось сравнительно недолго. Всего 4 года потребовалось новому центрфорварду «Зенита», воспитаннику футбола г. Таганрога Ивану Комарову, чтобы превзойти рекорд Смагина. В начале 1950 года в матче с минским «Динамо» Комаров стал первым, кто сумел преодолеть отметку в 40 голов за «Зенит», а к моменту завершения карьеры в 1952 году на его зенитовском счету этих голов было уже 60. Следовательно, именно Комаров стал первым футболистом «Зенита», забившим 50 голов в зачёт будущего Клуба 50, и именно ему принадлежит честь его формального открытия.
А вот рекордное достижение Комарова продержалось сравнительно долго, почти 15 лет. Лишь через 5 лет после завершения его карьеры, состоялся дебют того, кто сумел обогнать грозного послевоенного форварда в соревновании бомбардиров и установить новый клубный рекорд. Будущая легенда ленинградского футбола, а в том, 1957 году, 18-летний нападающий Лев Бурчалкин забил свой первый гол за «Зенит», после чего начал восхождение к вершинам славы. Делал он это неторопливо, обстоятельно, без скачков и рывков, лишь дважды за всю свою длиннейшую карьеру преодолев отметку в 10 голов за сезон. Но стабильность и преданность клубу сделали своё дело: в 1967-м во встрече с «Крыльями Советов» на стадионе имени Кирова он забил свой 61-й гол за «Зенит» и опередил Комарова. Всего же на счету Бурчалкина 16 сезонов «Зенит», в каждом из которых он непременно забивал (кстати, тоже достижение в клубной истории рекордное). И на момент завершению своей карьеры в 1972 году планку рекорда он установил на отметке 82 гола.
Это новое достижение вновь продержалось 15 лет. Лишь через 4 года после ухода «Рыжего» первые матчи за «Зенит» провёл 20-летний воспитанник ленинградского футбола Владимир Клементьев. И забивать молодой форвард начал практически сразу, и немало, уже в следующем году став лучшим сезонным бомбардиром команды. Повторил он этот результат и год спустя. Казалось, достижению Бурчалкина жить осталось недолго. Но из-за неожиданной болезни два сезона, 1980 и 1981, у Клементьева оказались скомканными, забивал тогда он совсем немного, и нового рекорда пришлось ждать ещё 6 лет. В 1987 году 31-летний ветеран отличился всего дважды, но этого всё же хватило, чтобы превысить показатель Бурчалкина. Первый из этих голов, в гостевом матче с «Шахтёром», стал 83-м, рекордным. Итоговый же результат Клементьева, 84 гола, стал новым клубным рекордом. Причём стоит отметить, что голы свои Клементьев забивал на любой вкус: и дальними ударами, и на добивании, и головой (в чём он был вне конкуренции во всём советском футболе 1980-х), и со штрафных... Но ни разу с пенальти.
А вот его многолетний партнёр по атаке Юрий Желудков набирал голы в зачёт будущего рекорда, в том числе, уверенно реализуя всевозможные «стандарты». В первую очередь, с одиннадцатиметровой отметки – несколько лет он являлся штатным и вполне успешным пенальтистом «Зенита». А уж о знаменитых желудковских ударах со штрафных и вовсе до сих пор слагаются легенды. Всё это и помогло Юрию стать новым клубным рекордсменом. Причём по завершении сезона 1989 года, имея на своём счету 79 голов за «Зенит», он, было, покинул провалившуюся в первую лигу команду. Но год спустя по призыву тренера Юрия Морозова вернулся и пополнил счёт ещё 8 результативными ударами по воротам. Рекордный же, 85-й гол он отправил в ворота нижегородского «Локомотива» в своём предпоследнем матче за «Зенит». А в последнем оформил свой 16-й «дубль», установив планку клубного рекорда на отметке 87 голов. При этом почти половину из них проведя со «стандартов»: 22 – с пенальти, 14 – прямыми ударами со штрафных (клубный рекорд) и 1 – непосредственно с углового.
Сам же «Зенит» к тому времени прочно осел в первой лиге. Казалось, этому рекорду жизнь теперь точно уготована долгая. Но нет, нашлись герои и в те смутные времена. Всего через пару недель после последнего гола Желудкова, как бы приняв бомбардирскую эстафету от ветерана, в первый раз отличился 19-летний нападающий Владимир Кулик. После чего начал набирать «зачётные очки» с небывалой скоростью. При этом, уверенно забивая, как непосредственно с игры, так и с самых разнообразных «стандартов», в том числе, и с пенальти. 5 лет подряд он неизменно становился лучшим бомбардиром команды (клубный рекорд), попутно установив в 1993 году достижение, претендующее на звание «вечного» – 40 голов за один сезон! Разумеется, с подобной результативностью он довольно быстро превзошёл внушительный показатель Желудкова. Всего 5 сезонов потребовалось Кулику, чтобы забить 87 мячей за «Зенит», а в первом же матче 1996 года, против челнинского КамАЗа, с пенальти он провёл и 88-й, рекордный. А вскоре стал и первым футболистом «Зенита», забившим за команду 100 мячей – произошло это знаковое событие в домашней встрече 1996 года с владикавказской «Аланией».
Кулику на тот момент было всего 24 года, и, казалось, отметка клубного рекорда в скором будущем взлетит на небывалую высоту. Но по окончании сезона-1996 форвард решил перебраться в ЦСКА и больше за «Зенит» не выступал. А планку бомбардирского рекорда он оставил на отметке 101 гол.
Но и это солидное достижение оказалось не вечным. В 2001 году главный тренер «Зенита» Морозов пригласил в команду 18-летнего нападающего Александра Кержакова. Вскоре, в матче с действующим чемпионом России московским «Спартаком», юный бомбардир забил свой первый гол, а дальше пошло-поехало...
Пять сезонов подряд (с 2002 по 2006) Александр забивал не менее 10 голов, что стало новым клубным рекордом. Весной 2006-го он стал вторым после Владимира Казачёнка зенитовцем, вошедшим в Клуб Федотова, но, в отличие от клубной легенды 1970-х, все свои голы забив исключительно в статусе игрока «Зенит». Причём в этом элитным обществе Кержаков оказался уже в 23-летнем возрасте, став одним из самых молодых его членов – чуть быстрее норматив в 100 голов выполнил лишь Олег Блохин. На бомбардирские подвиги нападающего обратили внимание и в Европе, и в январе 2007-го он перешёл в испанскую «Севилью». На тот момент на его счету было 95 голов, и, казалось, рекорд Кулика всё же устоит.
Но новым рекордсменом «Зенита» суждено было стать именно Кержакову. Вернувшись в команду в 2010 году, в домашнем матче Лиги чемпионов против «Осера» Кержаков забил свой 100-й гол за «Зенит». А спустя ещё месяц, оформив хет-трик в гостевой встрече Лиги Европы с бельгийским «Андерлехтом», обогнал Кулика и стал новым клубным рекордсменом.
В дальнейшем Кержаков не один год исправно пополнял свой бомбардирский счёт, и сейчас его рекорд составляет уже 163 гола за «Зенит». Этот результат, к слову, является третьим в истории всего отечественного футбола после показателей Олега Блохина (267 голов за киевское «Динамо») и Олега Веретенникова (179 голов за волгоградский «Ротор»). При этом карьера Кержакова ещё продолжается, а, значит, и точку ставить пока рано...
Источник: http://zenit-history.ru/5628-istoriya-rekordov-zenita-luchshie-bombardiry