«Хочешь получать назначения и думать о Европе – должен судить эту команду более лояльно». Жизнь молодого судьи в России
Пользователь Sports.ru прошел судейские курсы и подробно рассказал о них Роману Муну.
Егору Таршину 35 лет, он работает риелтором в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад Егор пошел на судейские курсы Академии Николая Левникова (выпуск 2010), где преподавали Левников, Вячеслав Безбородов и ассистенты главных арбитров Вячеслав Семенов и Николай Голубев, после чего год судил на детском уровне. Егор – пользователь Sports.ru, о том, частично о своем судейском опыте он рассказал в комментариях к новости о списке русских арбитров ФИФА (пользователь spoongirl, комментарий от 20.57).
Роман Мун связался с Егором и узнал много интересного о нашем судействе.
– Как вы решили пойти на курсы для судей?
– Мне нравился футбол, мне хотелось просто быть ближе к нему, не просто как болельщик, а как участник. Точно не помню, как и где узнал, что есть курсы. Брали тогда всех желающих. Это был 2010 год.
Возглавлял академию Николай Левников. Он сейчас глава судейского департамента. Как я понимаю, тогда он в России был в опале и занимал аналогичную должность в Белоруссии. Базовую подготовку нам давал Вячеслав Семенов, арбитр из Гатчины. Он и сейчас работает ассистентом главного арбитра – то есть боковым – в РФПЛ. Уже позже подключался Вячеслав Безбородов – как я понимаю, на добровольной основе. В конце одно-два занятия вел Левников. Дальше экзамены у нас принимали Левников, Лапочкин и Николай Голубев, он тоже ассистент главного арбитра. Насколько я знаю, он считается одним из лучших ассистентов главных арбитров.
– Что было на занятиях?
– У нас появилась на руках – то ли мы купили, то ли подарили – книжка правил футбола по версии ФИФА. Мы начали разбирать термины – надо было понимать, с чем мы работаем. Все это сопровождалось анализом видео спорных ситуаций. И дальше были какие-то тесты. В середине обучения, когда у нас были ошибки, мы их обсуждали. Безбородов приходил, делился своим опытом.
Правила такие, что они описывают общую канву, а их трактовка может быть совершенно разной. Судить нельзя помиловать – где запятые ставить, это каждый раз вопрос. Безбородов с нами делился своим видением ситуаций. Выходить в поле и судить детей 6-7 лет мы начали только в конце обучения.
Вячеслав Безбородов
– Приведите пример правила, про которое сказали: написано одно, но трактовать вы должны по-своему.
– В основном это касается взаимодействия между игроками. Про контакт в штрафной при пенальти не говорили – там все однозначно. Это больше касалось попадания мяча в руку, причем в любой части поля. Безбородов объяснял, что если рука в естественном положении и нет акцентированного движения в сторону мяча, а удар нанесен с близкого расстояния и достаточной силы, чтобы у игрока не было возможности отвести руку, то нарушения правил нет.
– Левников расказывал что-то интересное?
– Он рассказывал, что на ЧМ, который он судил, попал в черный список после того, как не удалил игрока, который грубо сыграл в отношении кого-то из звезд, условного Марадоны. Он говорил, что на семинаре перед ЧМ были даны жесткие рекомендации беречь звезд – вплоть до удаления. И от него получалось, что ему намерено не было это то ли переведено, то ли донесено. Он так не сделал, привлек к себе ненужное внимание, после этого его карьера на международном уровне пошла на спад.
– Про чемпионат России было что-то интересное?
– Как я понял, очень престижно быть арбитром ФИФА, а их назначает местный судейский комитет. Все зависит от лояльности людей, кто там находится. Надо быть на хорошем счету среди своих. Если ты им нравишься, то попадаешь в Европу, дальше уже все зависит от тебя. Там тебя оценивают не российские судьи.
Судьям премьер-лиги нужно держать нос по ветру. Когда наступают резонансные моменты, то они выступают лакмусовой бумажкой с точки зрения того, какая команда имеет большее лобби. Внутри судейского комитета те или иные лица имеют свою версии. Они не то что при какой-то команде, но их настроения меняются. Они смотрят последние резонансные решения. Они смотрят, например, как Хави Гарсия нарушил правила, сломал локтем нос игроку «Краснодара». Сначала заявляется, что вообще не будут рассматривать этот эпизод. Если бы его так и не рассмотрели, для всех судей это бы означало, что у «Зенита» сейчас сильные позиции в судейском корпусе. И если ты хочешь быть на хорошем счету, получать назначения на матчи, думать о Европе, то ты должен судить эту команду более лояльно.
Алексей Николаев, арбитр матча «Краснодар» – «Зенит»
В итоге Вернблуму дают один матч, Хави Гарсию с трудом дисквалифицировали на три матча, причем один – условно. Будь это какие-нибудь «Крылья Советов», были бы все семь. Причем еще заявляют: так как инспектор в протоколе ничего не указал, мы и рассматривать не будем. Замечательная формулировка. Еще важно не только хорошо отсудить, но и быть в хороших отношениях с инспектором матча. Он ставит итоговую оценку, на которую ориентируется судейский комитет. Если у тебя с ним хорошие отношения, но ты плохо отсудил, он просто закрывает на это глаза, не отображая в протоколе спорных моментов. После этого у судейского комитета – при желании – есть повод сказать, что инспектор ничего не сказал, значит, нет повода его рассматривать. Мол, мы бы рады, но закон не позволяет.
Это лазейка, которая используется для ухода от острых углов. Каждый такой эпизод воспринимается судьями не просто как констатация факта. Они понимают, какой клуб имеет больший вес в судейском комитете и делают для себя выводы. Те, кто хочет быть на хорошем счету, делают вполне однозначные выводы: клуб, который добился значительного снижения наказания, скорее всего, в фаворе. Значит, против него, по крайней мере, в этом сезоне, [не надо принимать] резонансных решений, вроде красных карточек в спорных ситуациях… Если ты будешь более лоялен к нему, то будут более лояльны к тебе.
– Что еще?
– Когда мы начали встречаться с судьями, которые судили ФНЛ, там всех интересовал момент, как двигаются наверх. Я сделал для себя вывод, что на 95%… знаете, как в анекдоте: «Почему сын полковника не станет генералом? У генерала есть свой сын». Мне рассказали, что в среднем путь судьи до премьер-лиги занимает около 10 лет. Это если ты успешен, не допускаешь ошибок и талантлив.
Это нигде не прописано. Каждый двигается в силу способностей и возможностей. Я этот путь от начала и до конца не проходил. В моем понимании обычный средний обыватель на каждом уровне проводит по два года. Но некоторые выбиваются из этого тренда, они проводят один год и дальше автоматом идут выше. Если посмотреть, кто это, то становится понятно – почему. Безбородов действительно оказался суперталантлив, я с уважением отношусь к нему. Точно не знаю, сколько судил Кирилл Левников, сын Николая Левникова, который сейчас судит в премьер-лиге. Но если по Безбородову было видно, что он арбитр с большой буквы, то к Левникову все относились как к товарищу. Он абсолютно нормальный парень, но харизмы судьи премьер-лиги в нем тогда не было. И когда два-три года спустя я увидел его выходящим судить премьер-лигу, я сразу понял, к чему это, но глаза полезли на лоб. Или история с Лапочкиным – у него папа тоже судья.
За пять лет пролететь все наши круги ада – это явно неспроста. Неспроста арбитр, который еще года четыре должен судить ФНЛ или второй дивизион, но является сыном одного из главных функционеров среди российских судей, уже судит премьер-лигу и постоянно совершает ошибки. Ему ведь до сих пор не дают крупные матчи. То есть Левников-старший понимает, что это будет опасно даже для него самого. На уровне «Алании» еще можно замять скандал, на уровне «Спартака» на действие будет противодействие.
Кирилл Левников
– Вы сами можете судить по итогам этих курсов?
– Есть сертификат, что я закончил судейские курсы, я могу судить. У меня даже есть сертификат, который подписал Левников: набрал высший балл при выпускных экзаменах.
Я судил год. Брал каждый матч, который был свободен. Но нам буквально на каждом занятии говорили, что упор будут делать на молодых судей лет 20-23. А мне было 30. И еще на бывших футболистов. Меня это удивляло. У меня высшее образование, я закончил Санкт-Петербургский Государственный университет экономики и финансов. Безбородов закончил в Америке какой-то университет. Но Левников считал, что люди, которые поиграли в футбол, душой понимают те или иные моменты, а вот люди, которые профессионально не играли, их якобы не чувствуют. Позволю себе с ним не согласиться.
Самое главное, нам говорили, что по правилам ФИФА, кажется, в 40 лет у судьи кончается международная карьера. По-моему, в этом году отменили эту норму. Я читал интервью Николая Голубева, он уже готовился уходить на покой, потому что когда ты работаешь судьей в премьер-лиге, ты занимаешь место. Если ты уже не судишь Европу, но являешься арбитром ФИФА, то ты как собака на сене: не даешь место молодым, которые могут по возрастному цензу проходить в Европу. Поэтому при выборе судей на повышение всегда учитывается их возраст, у них должен быть потенциал. Грубо говоря, зачем назначать человека, которому через два года стукнет сорок лет.
Павел Нейхайчик и судья Сергей Лапочкин
Я закончил эти курсы, понимая, что перспективы в большом футболе нет. После этого отсудил год. Уровень города, дети-юноши. Взрослых нам не давали. Отсудил порядка 46 матчей. Тут еще сыграло то, что если судишь профессионально, то практически нет выходных. Ты работаешь пять дней, а в субботу-воскресенье профессионально судишь. По сути, ты все свободное время отдаешь футболу. Продолжать это дело, понимая его бесперспективность… Я понимал, что я могу потратить 6-8 лет своей жизни и в итоге упереться в потолок, потому что дальше идут те, кому от рождения предписано судить премьер-лигу. Я видел судей, которые находились в таком же положении, были под премьер-лигой. Я бы не назвал их счастливыми людьми. В Европе – да, я думаю, что это уважаемые люди.
Я тогда был в начале карьеры бизнесмена. Решил, что с судейством я заканчиваю. Это было полезно – я больше знаю о футболе. Честно скажу, хочется посудить взрослых, но я все взвесил и принял решение: заканчиваю.
– Вам вообще нравилось судить?
– Очень. Но мне не нравилось, что судей не уважают на уровне болельщиков. Даже на уровне игроков, но это только на уровне непрофессиональных команд. На профессиональном уровне люди понимают, что редко кто-то судит действительно предвзято.
Вот все эти разговоры, которые ведет Мистер Луческу о том, что московские судьи засуживают его команду. С моей точки зрения, все думают о своем кошельке. Своими клубными пристрастиями будет руководствоваться один судья из тысячи. Такие пристрастия, на мой взгляд, есть у каждого судьи, не в вакууме же они родились. Был же у нас недавно какой-то перспективный судья, у которого нашли старые фотографии в «Вконтакте», где он в спартаковской футболке. Потом Левников говорил, что это спорная ситуация: вроде человек ни в чем не провинился, а репутация подмочена. Такие фотографии есть у каждого судьи: кто-то в динамовском, кто-то в спартаковском. Но когда они начинают судить, то свои пристрастия отодвигают на двадцать восьмое место. Это не влияет на их решения. Если бы Безбородов судил матч «Зенита», мне кажется, он бы отсудил его идеально.
Арбитр Сергей Костевич – это его репутация подмочена
– Что у непрофессионалов?
– У них понимания не было. Было обидно, что федерация не заботилась о судьях на низших уровнях. Их могут побить, а позиция федерации футбола в том, что судья ни в коем случае не должен драться на поле. Даже если его бьют, он должен только сносить удары. Они говорят: выходите за пределы стадиона и там делайте что хотите. Но в то же время нам рассказывали, что один судья, обладавший какими-то навыками карате, вышел за пределы стадионы и отметелил двух или трех футболистов, которые пришли с ним разобраться. И он тоже закончил судить. Это реальная история. Я думаю, таких случаев было несколько. То есть надо просто убегать. Нам сказали, что даже если ты подрался по правилам, ты все равно неправ.
Был случай, когда судья на уровне города удалил игрока кавказского происхождения. Тот подошел и со всей силы дал судье под зад ногой. И никакого продолжения это не нашло. По сути, надо игрока дисквалифицировать на 10-15 игр, чтобы другие понимали: судья – неприкасаемый человек. Но на уровне петербургской федерации такого понимания не было. Оно было у 98% игроков, но остальные 2 процента – ложка дегтя.
– Вас хоть раз пытались купить?
– Деньги предлагали один раз, на частном турнире. Я зашел в судейскую, там сидел главный арбитр и его ассистент. Я судил первый год, тоже был ассистентом. При всех мне представитель одной их команд протянул тысячу рублей, попросил в спорных эпизодах либо штрафной спорный давать в их пользу, либо, если офсайд спорный, поднять флажок в их пользу. Я отказался, сказал, что не за этим сюда пришел. Как-то я объяснил, что предлагать мне такое не надо, попросил забрать деньги. После этого заметил растерянность на лицах судей. Человек же предлагал деньги при всех, а до этого уже беседовал с ними. Можно было сделать вывод: раз он не стесняясь предлагал мне, значит, они на его стороне. Вопросов задавать не стали, я просто вышел на поле и судил как знал.
Матч получился достаточно поучительным. Игра была равная, но вторая команда была чуть сильнее. Но, с моей точки зрения, примерно в четырех эпизодах неоднозначная трактовка была в пользу команды, чей представитель предлагал мне деньги. Это позволило им перевести дух, перестроиться и прочее. Небольшая судейская помощь конкретно в этом матче им помогла, они не пропустили и не проиграли.
Я понимал главного арбитра, который судил этот матч. Он был на два-три года старше меня, все еще судил на уровне города. Понятно, что его уже никто не будет двигать выше. Он бывший футболист, у него нет никаких перспектив. Ему идти либо чернорабочим, либо судьей. Зарплаты, при которой его бы не искушала эта тысяча рублей, эти три похода в «Макдональдс», думаю, нет до сих пор. У меня тогда была основная работа в недвижимости, для меня эта тысяча рублей… Я бы мог достать эту тысячу из своего кошелька и, рассмеявшись, подарить этому человеку. Человеку, который в 32 года, имеет основной профессией работу судьи, сделать так было в разы сложнее.
***
Sports.ru обратился за комментариями к Николаю Левникову - руководителю академии, которую окончил Егор Таршин:
- Как поживает ваша академия судей в Санкт-Петербурге?
– Отлично поживает, процветает. Все у нас хорошо.
- Сколько судей выпустили последний раз?
– В прошлом году – 26 человек.
- Многие ваши выпускники достигли высокого уровня? ФНЛ, РФПЛ?
– У нас есть один главный судья ФИФА, один помощник РФПЛ, несколько помощников ФНЛ, 25 главных судей ПФЛ и человек 10 помощников ПФЛ. Мы работаем с 2007 года, порядка 20 человек судят матчи профессионального футбола.
- А судья ФИФА – это Кирилл Левников?
– Кирилл Левников.
- Я разговаривал с выпускником вашей школы, он говорил: если ты обычный судья, то путь от детского футбола до РФПЛ – около 10 лет. Если у тебя есть родственные связи – в два раза быстрее.
– Дело не в родственных связях. Люди, которые чего-то не добиваются, они всегда считают... Все определяет талант и профессиональная работа. Каждый судья, прежде чем дойти до профессионального уровня, должен три года обучаться по трем уровням обучения плюс два года судить КФК. Это положение такое. А потом уже начинать вторую лигу судить. Сначала помощником, потом шаг за шагом.
- Говорят, что судьи РФПЛ следят за решениями КДК. Если какой-то команде это решение больше помогло, они стараются быть к ней лояльнее – потому что это политически грамотно.
– Я на эти вопросы... Считаю, что судьи не имеют права никуда дуть и никуда смотреть за ветром. Они должны быть совершенно нейтральны и объективны. Тогда они становятся настоящими судьями. Все, извините, я границу прохожу.
Мнение нейтрального человека – Игоря Захарова, бывшего арбитра:
- Разговоры о том, что Кириллу Левникову помог отец, это слухи? Или тут что-то есть?
– С моей точки зрения, это беспочвенно. Парень добился очень многого. Когда он начинал, старший Левников по-дружески даже просил, чтобы я посмотрел, что-то посоветовал, когда он судил только дубль. Прошел этот путь. Ему, конечно, очень сложно, давит фамилия. Думаю, он справится, он способный парень.
- Говорят, что судьи в России следят за тем, в чью пользу принимаются спорные решения, вроде ситуации с Хави Гарсией...
– Кого?
- Хави Гарсией.
– Ой, не слышал, я сейчас абстрагировался от футбола. Я занимаюсь здоровьем, я в санатории.
- Так вот судьи якобы следят за тем, в чью пользу принимают спорные решения, на основании чего делают вывод, у какой команды сейчас сильнее влияние.
– Ну это вечный вопрос. Мне, честно вам скажу, даже не хочется отвечать на ваши вопросы. Совершенно непонятные вопросы. Если вам скучно говорить о футболе, говорите о футболистах, о трансферах. А если вы хотите говорить о судействе, говорите о том, как делать школы, правильное финансирование, структуру, чтобы это было на общем европейском уровне. Вот об этом надо говорить. А не о том, что у нас кто-то чего-то куда-то зачем-то. Это глупость какая-то. Надо повышать зарплаты, искать таланты, для этого нужны квалифицированные преподаватели. Вот и все.
- То есть то, о чем я сказал, не имеет отношения к реальности?
– Ну какая реальность? Реальность – это в журналистике. Это вам нужно написать, чтобы было интересно. А это все неинтересно, что внизу происходит. Вы пойдите вниз, во вторую, в первую лигу, и все увидите невооруженным глазом. Плюс меня очень беспокоит тотализатор. Очень сильно. Я никогда этим не занимался и не буду заниматься, но скажу вам честно: пресса, займитесь этим. Чем занимаются футболисты и так далее. Это очень серьезная проблема. Мне кажется, я кое-то о ней знаю.
- Что вы о ней знаете?
– Кое-что. Но не более того. Мне это реально не нравится.
- Понял. Все же уточните мой второй вопрос про то, на что арбитры обращают внимание. Это не имеет отношения к реальности?
– Это все зависит от личности. Это все частные моменты.
- То есть вы не можете сказать, что такого нет?
– Ну нет, подождите. Вопрос очень непростой. Давайте по-взрослому. Я же взрослый мужчина.
РФС: Кирилл Левников ошибочно назначил пенальти в ворота «Спартака» в матче с «Крыльями Советов»
Фото: Егор Таршин; РИА Новости/Виталий Белоусов, Виталий Тимкив, Алексей Куденко, Александр Вильф (4,6); sports.ru/tribuna/blogs/drollfootball; a href=http://www.ria.ru/>РИА Новости/Антон Денисов
– Кого?
- Хави Гарсией.
– Ой, не слышал, я сейчас абстрагировался от футбола. Я занимаюсь здоровьем, я в санатории.
_____________________________
Захаров, Захаров...
– Кое-что. Но не более того."
Ахахахах. Детализация 99 уровня!
Ну по такой логике тогда в обычные судьи надо брать воров, убийц и маньяков, желательно сидевших - они то капец как в теме.
1.Слабая подготовка судей во всех планах - физическом и моральном. Физически за эпизодами не успевают, правильно располагаться, чтобы полноценно трактовать эпизод, не могут. Перед игрой Спартака с Рубином была игра Локомотива и Терека; я обратил внимание, что реф, обслуживающий игру, так неудачно располагался, что активно мешал игрокам Терека в атаке. Морально наши судьи не выдерживают медийного давления и вольно или невольно становятся участниками околофутбольного шоу "Кто будет чемпионом?".
2.Футболисты не умеют при быстрой игре отбирать. Промахиваются по мячу. Большая часть футболистов вообще не умеют играть в отборе, сразу лупят в м.ясо.Какое судейство - такой и футбол.Вилков полностью виноват в том что выпустил игру из своих рук. Уже не первый раз при давление стадиона товарищ Вилков теряется. В Грозном это озвучили. Ни одна команда не виновата что товарищ Вилков не умеет судить в условиии давления.