12 мин.

Гвардейцы «Динамо» Москва. Александр Уваров

Александр - воспитанник орехово-зуевской команды «Знамя труда» и московской СДЮШОР«Динамо». Закончил Орехово-Зуевский текстильный техникум по специальности техник теплотехнического оборудования промышленных предприятий.

В молодости Александр, как и многие его сверстники, выбирал между футболом и хоккеем.

В 21 год, в 1981 году его пригласили в московское «Динамо». На тот момент место в воротах занимал Николай Гонтарь. Необходимо напомнить, что в начале восьмидесятых в «Динамо» была тренерская чехарда, команду успели потренировать такие специалисты как Евгений Горянский (1980 г.), Вячеслав Соловьев (1980-1983 г.), Вадим Иванов (1983 г.), Александр Севидов (1983-1985 г.). Кроме того, в «Динамо» проходила смена поколений, когда Уваров пришел, в 1981 году вовсю играли Николай Толстых, Олег Долматов, Андрей Якубик, те, кто выигрывал последнее чемпионство в 1976 году под руководством Алесанда Севидова. Однако уже к середине 1980-х в команде главную роль стали играть Игорь Добровольский, Игорь Колыванов, Сергей Кирьяков, Андрей Кобелев – всем им было по 17-18 лет, и Уваров, наряду с Виктором Лосевым («Бригадиром») вдруг оказался ветераном команды.

уваров

Судьба вратаря Уварова была очень непростой. Имея прекрасные физические данные, Александр имел определенные проблемы с вратарской техникой, и в «Динамо» определенное время ушло на то, чтобы доработать его пробелы в футбольном образовании. Не раз ему предоставлялись шансы закрепиться на долгое время в воротах, но за серией блестящих игр часто следовал провал, который отправлял Уварова в дубль. Как результат за резервистов Александр наиграл аж 220 (!) матчей - рекорд на все времена и не только динамовский.

Прозвище у Александра было «скала». Мощный, статный, идя на мяч на выходах разносил и своих и чужих игроков как щепки вокруг себя. Прозвище это ему дал Николай Толстых, после такого стыка на тренировке.

уваров

В 1981 году – одна игра в основном составе, в 1982 году – 15 игр (23 пропущенных мяча). В сезонах 1983 – 1987 проводил не более 10 матчей за сезон. В 1983 году из «Спартака» был приглашен Алексей Прудников, который и занял место в воротах «Динамо» при Севидове (1983 – 1985 г.). Такая же ситуация сохранялась и при Эдуарде Малофееве. В начале сезона 1985 года Прудников и Уваров стояли по очереди, до первой ошибки, однако в конце того сезона Малофеев отдал предпочтение Алексею, более того он стал капитаном команды. Помню сам игру Прудникова, безусловно, он хороший вратарь, однако, конечно он не был сильнее Уварова. Но был увереннее, злее, солиднее. А Александр все это время был запасным, вторым, а время шло, и перспективы особо не было. Серебро 1986 года «золотые мальчики» Динамо взяли с Алексеем Прудниковым в воротах.

уваров

В конце 1987 года Малофеева сменил Анатолий Бышовец, и Уваров мог рассчитывать на место в основном составе. Однако Анатолий Федорович, на тот момент, готовивший Олимпийскую сборную к Сеулу, пригласил из «Торпедо» юного и безумно талантливого Дмитрия Харина. На момент приглашения в «Динамо» Харину было 19 лет. Здесь небезынтересна ситуация с Прудниковым и Хариным, поскольку оба они являлись вратарями той самой Олимпийской сборной. Алексей, узнав о приглашении Харина попросил отпустить его из «Динамо», и, после того как просьба была удовлетворена, Прудников 4 месяца был без клуба, поскольку готовился к Олимпиаде. Затем Прудников перешел в «Торпедо», поиграл за родной «Спартак» и уехал в Югославию, а затем в Финляндию.

В 1988 году, после триумфа в Сеуле место в воротах «Динамо» прочно занял молодой, талантливый и безумно перспективный Харин. Уваров, в возрасте 28 лет снова оказался плотно задвинут на скамейку запасных. Несколько слов о Харине. Лично я считаю его сильнейшим вратарем, начиная с середины 1980-х годов, вплоть до нынешнего времени. У Дмитрия практически не было недостатков. Думаю, что он был сильнее и Дасаева и Черчесова, про Акинфеева деликатно промолчим. Для меня, как для мальчишки – вратаря динамовской детской команды было два кумира – в поле Добровольский, в воротах Харин.

Но вернемся к Александру Уварову. Не представляю, какие чувства испытывал в конце 1980-х вечно второй вратарь. Он, как зицпредседетель Фунт сидел и при Гонтаре, и при Прудникове и при Харине. И перспектив практически не было. В то время переходы из клуба в клуб особо не были распространены, да и кто пригласит немолодого второго вратаря? Ведь в те годы блистали Дасаев, Харин, Чанов, Сарычев, Габелия, Юркус. Это сейчас вратари играют до 40 лет, в то время, к сожалению, спортсмен после 30 считался пенсионером. А самое главное - Уваров был предан «Динамо». Он как будто знал, что его ждет фантастический взлет и ждал своего часа. Хотя в 1988-98 годах только в волшебном сне можно было представить Уварова основным вратарем «Динамо», а тем более сборной СССР.

уваров

А началось все, естественно с неприятной для «Динамо» неожиданности. В 1990 году Харин порвал «кресты». Эта травма и сейчас весьма серьезная, а на тот момент после такого повреждения не было гарантии возвращения в футбол. Харин уехал на лечение в Испанию и место в воротах «Динамо» занял вечный дублер Александр Уваров. И настолько блестяще начал сезон, что получил от сурового Виктора Васильевича Лобановского приглашение в сборную на Чемпионат мира 1990 года. Это был последний ЧМ для сборной СССР (хотя тогда этого никто не предполагал) и Уваров ехал твердым третьим вратарем без каких-либо перспектив сыграть в основном составе. Непререкаемым первым номером был Ринат Дасаев, таким же непререкаемым вторым номером был киевлянин Виктор Чанов. На момент Чемпионата мира Уварову было 30 лет.

В принципе, перед ЧМ-1990 для финалистов Евро-1998 года - сборной СССР, группа была легкая: Аргентина, Румыния, Камерун. По раскладам предполагалось, что Румынию и Камерун сборная СССР обыгрывает, а с Аргентиной скорее всего ничья. Конечно Аргентина Чемпион мира 1986 года, однако сила нашей сборной была такова, что мы не боялись и чемпионов мира во главе с великим Марадоной. То есть из группы выходим без вопросов. Однако, в то время страна разваливалась, и это не могло не сказаться и на футболе. Сборная СССР неожиданно проиграла Румынии в первом матче 0:2, проиграла команде, которую по всем раскладам должна была точно проходить. В воротах играл Дасаев, и, скажем так, Ринат не блеснул.  Сборная СССР сильно осложнила свое положение, поскольку, после поражения от Румынии необходимо было играть минимум вничью с Аргентиной и обыгрывать Камерун. Неожиданно, на вторую игру в воротах оказался Уваров.

уваров

Вот как сам Александр вспоминает это событие.

— Многие до сих пор удивляются, как на чемпионате мира в Италии-1990 после проигранного матча румынам Лобановский выставил на игру против действующих чемпионов мира аргентинцев во главе с Диего Марадоной вас, а не Рината Дасаева или Виктора Чанова... — Сам этому удивился. Помню дату — 13 июня — день рождения Рината Дасаева и моей дочки. На разминке разговаривали с Витей Чановым. Он говорит: «Ты будешь играть». Я отвечаю: «Нет, ты». Мы уже предполагали, что после неудачи с румынами Валерий Васильевич поменяет вратаря.

— Лобановский в день игры вызвал вас к себе в номер? — Да. Отчеканил: «Мы пока думаем над составом, что скажешь, если мы тебя поставим в ворота?» Я ответил: «Валерий Васильевич, если поставите, я, конечно, согласен». Лобановский поднял указательный палец правой руки вверх: «Мы до тебя вызвали двоих, они вчера весь день тренировались, а сегодня — больные». Я развел руками: «Мне бояться нечего, если доверите — сыграю». Тренер нагнетал: «Ну как, это же Неаполь. Город Марадоны, 80 тысяч болельщиков будут против нас». Я вновь махнул рукой, дескать, мне бояться в таком возрасте уже нечего, если доверите место в воротах, восприму это как шанс. А о том, что выхожу в стартовом составе, узнал только на стадионе.

— В первом тайме аргентинцы забили вам гол. Лобановский в перерыве ничего не сказал? — Подошел ко мне и спросил: «Почему даже не двигался?» А там было без вариантов — ударил точно в «девятину». Дасаев потом подошел, сказал: не переживай, все нормально. Во втором тайме пропустили еще раз, но там был выход один на один. Проиграли 0:2, расстроились. Понимали, что дальше вряд ли пройдем, потому что аргентинцам с румынами достаточно раскатать ничейку. Они ее и раскатали. Но ко мне на следующей тренировке сборной подошел Юрий Морозов и сказал, что претензий ко мне по игре с Аргентиной нет.

Затем Александр отстоял в фантастическом матче СССР – Камерун, который закончился со счетом 4:0 в нашу пользу, однако даже такая крупная победа не позволила нашей команде пройти дальше. Румыния и Аргентина спокойно сыграли вничью и сборная СССР поехала домой. Точнее, сначала был небольшой скандал из-за премиальных. Снова приведем слова Уварова.

— Что за скандал случился в сборной после чемпионата мира? — Возник вопрос, где деньги за рекламу от титульного спонсора. Руководство федерации «забыло» с нами рассчитаться. Хорошо, что киевляне подняли вопрос — Толик Демьяненко и Володя Бессонов. Если бы не они, я бы за участие в чемпионате мира получил сто долларов. А так дали по тысяче долларов на брата.

После этой цитаты, хотелось бы обратить внимание на две вещи: первое – это за участие в ЧМ – по тысяче долларов на брата, а второе – что эти деньги были выплачены не Федерацией футбола СССР, а «кровожадным» Лобановским из бюджета киевского «Динамо». После чего Валерия Васильевича выперли из сборной.

Однако Уваров, прекрасно отыгравший на ЧМ-1990 превратился в основного вратаря сборной СССР. Вплоть до отъезда в Израиль, в 1991 году занимал пост №1 в главной команде страны. Впечатляет и время, проведенное в «Динамо»: 1981 – 1991 год. Десять лет, из которых восемь в дубле, два в основе.

уваров

Уваров не хотел уезжать из «Динамо». Оно и понятно – наконец он первый вратарь любимого клуба и страны. По его душу приезжал сам Авраам Грант, однако Уваров отказывался. Однако, Николай Толстых дал понять Александру, что надо ехать. Во – первых на тот момент это была возможность хорошо заработать, а во-вторых Уварову был уже 31 год, и по понятиям того времени, он был уже ветераном – пора было уступать дорогу молодым.

Вот что говорит сам Уваров про финансовые условия в Израиле:

А какая у вас была зарплата в 1991 году в «Маккаби»? — Пять тысяч долларов в месяц. Это по условиям первого контракта, он был подписан сроком на десять месяцев. «Маккаби» специально предложил мне краткосрочное соглашение: хотели понять, смогу ли я заиграть в их чемпионате. Но и у меня лично, и у команды в целом все сложилось хорошо — выиграли первенство за пять туров до его окончания, у меня тоже игра пошла.

— Сразу предложили новый контракт? — На три года. На улучшенных условиях — 125 тысяч долларов за сезон. Я выждал паузу — сказал, что не подпишу контракт, пока они не перезаключат соглашение с Сашей Полукаровым. Надеюсь, этим ему немного помог. И потом подмахнул новый контракт. А насчет «несметных богатств», то в «Динамо» в 1991 году я получал около 600 рублей в месяц. Приличные деньги. Но на их фоне пять тысяч долларов дейст­вительно казались несметным богатством. По-моему, на эти деньги тогда можно было купить квартиру в Москве.

В «Маккаби» Уваров отправился вместе с экс-игроком «Торпедо» Александром Полукаровым. В новой команде их встретили тепло и дали понять, что на них всецело рассчитывают. Контракт был подписан на 10 месяцев.

Дебют в чемпионате пришёлся на 1 тур, на домашнюю игру с «Бейтаром» из Иерусалима, состоявшуюся 14 сентября 1991 года. Игра складывалась удачно, «Маккаби» вёл 2:0, однако с 86-й минуты всё поменялось — «Бейтар» забил 3 мяча подряд, а Полукаров был удалён с поля. Несколько туров Уваров также играл неуверенно — в четырёх последующих матчах он пропустил 9 мячей. Тем не менее, в дальнейшем игра у вратаря наладилась, нашлось взаимопонимание с партнёрами и «Маккаби» стал громить своих соперников в чемпионате. В итоге, за 4 тура до конца чемпионата клуб обеспечил себе чемпионский титул. Кроме того, был шанс сделать дубль — «Маккаби» вышел в финал Кубка Израиля. Однако в финале «Маккаби» уступил в дополнительное время «Хапоэлю» из Петах-Тиквы 1:3. Тем не менее, по итогам сезона признан лучшим легионером чемпионата.

уваров

Во время чемпионата Европы 1992 года не был включён в заявку сборной СНГ: в то время заявка сборных команд на Чемпионат Европы могла включать лишь 20 футболистов, что предполагало присутствие в ней только двух вратарей — в сборной СНГ на ЧЕ-92 этими двумя вратарями были Дмитрий Харин и Станислав Черчесов. Тем не менее, Уваров имел официальный статус резервного вратаря.

Перед сезоном 1992/93 клуб перезаключил контракт с Уваровым, по его же просьбе оставили в команде и Полукарова. Контракт был заключён на 3 года. В сезоне 92/93 «Маккаби» дебютировал в еврокубках, где провёл 4 игры. В домашнем чемпионате защитить чемпионский титул не удалось — «Маккаби» уступил его иерусалимскому «Бейтару», заняв в итоге 2-е место. В следующем сезоне «Маккаби» также остался на 2-м месте, однако сумел взять Кубок Израиля.

В сезоне 1994/95 клуб не оставил шансов своим соперникам и Уваров 2-й раз стал чемпионом Израиля. Команда повторила это достижение и в следующем сезоне. Уваров в том году не пропустил ни одной игры клуба и был признан лучшим футболистом израильского чемпионата.

В команде играл ещё 4 сезона. Последнюю игру провёл 13 мая 2000 г. против иерусалимского «Бейтара». В 2001 году признан лучшим легионером в истории израильского футбола.

Живёт с семьёй в городе Ришон-ле-Ционе. Жена Любовь, дочь Олеся (служила в ВВС Израиля, возглавляет службу досмотра при вылете из аэропорта Бен-Гурион), сын Евгений (занимается в футбольной школе «Маккаби»).

Спасибо тебе Саша за все. Ты верный динамовец, мы тебя помним и любим!

 

уваров

По материалам:

http://www.sportsdaily.ru/articles/eks-vratar-sbornoy-sssr-aleksandr-uvarov-ya-ostalsya-pravoslavnyim-48124

fcdynamo.ru