Адольфо А. ПЕДЕРНЕРА (Аргентина)
Адольфо Альфредо Педернера (15. 11. 1918 — 12. 5. 1995; см. Adolfo Pedernera).
Аргентинского нападающего Адольфо Педернеру можно поставить в один ряд с великими: форвардом Хосе М. Морено и вратарём «Ривер Плейт» и Аргентины Амадео Каррисо; на своём континенте они были звёздами первой величины, а в Европе о них почти ничего не известно. Да и неудивительно: с 1934 по 1958 год, около четверти века, сборная Аргентины не участвовала в чемпионатах мира (а именно на них в первую очередь выдающиеся футболисты и обретают громкую мировую славу).
(См. отдельно о причинах её отсутствия). В 1938 году Аргентина и Уругвай не хотели рисковать престижем, мотивируя отказ обидой на европейские футбольные федерации, не приехавшие в далёкий Уругвай на первый Ч М в 1930 году). И надвигавшаяся Вторая мировая война не способствовала поездке в неспокойную Европу.
Следующий чемпионат мира состоялся уже только в 1950 году, но Аргентина была недовольна тем, что право проведения Ч М 1950 ФИФА предоставила соседней Бразилии...
Не поехала сборная Аргентины и в Швейцарию на чемпионат мира 1954 г. А именно в эти два с лишним десятилетия футбольной изоляции в аргентинских клубах играли многие выдающиеся футболисты, включая Адольфо Педернеру.
Педернера - воспитанник футбольной школы клуба «Ривер Плейт». Уже в 1920 — 1930-е годы здесь была налажена отличная, чёткая, хорошо продуманная система подготовки талантливой молодёжи. Она начинается с детской команды, и затем постепенно воспитанник клуба переходит как бы из класса в класс; а самые лучшие доходят до основной команды. Но Педернера стал исключением из этих правил: его перевели в главную команду, миновав сразу две ступени, когда ему было только 16 лет (в 1935 г.).
Дебютировал он в «Ривер Плейт» 28 июля 1935 года в матче против «Ферро Каррил Оэсте» - 1:1.
Годом ранее дебютировал другой талантливейший юниор, также выросший в легенду мировой величины, - Хосе Мануэль Морено.
Они вдвоём сформировали левое крыло атаки «Ривер Плейт»: Педернера обосновался на фланге, а Морено - на позиции инсайда. С ними вместе играли представители предыдущего поколения - К. Пеуселье, Кастильо, Б. Феррейра.
Бернабе Феррейра, центрфорвард и кумир публики 30-х годов, утверждал впоследствии: «Педернера и Морено не уступали Пеле».
В Аргентине и тогда разыгрывалось за год два турнира: Copa de Honor (Почётный кубок) и CopaCampeonato (Кубок чемпионата). В 1936 году первый из них достался «Сан- Лоренсо», второй - «Ривер Плейт». Эти клубы провели между собой «золотой матч», выявив сильнейшего. «Ривер» победил - 4:2 благодаря голам Р. Чезарини, Педернеры, Бернабе Феррейры и защитника «Сан- Лоренсо» Чивидини в свои ворота. Но настоящее признание было ещё впереди.
Период расцвета «Ривер Плейт» наступил в 1941 — 1946 годах. В Европе велись ожесточённые бои, а в Южной Америке в это время восхищались мастерством игроков в чёрных трусах и белых с красной диагональной линией футболках. Про «Ривер» говорили так: они играют ещё красивее, чем одеваются. Форма клуба считалась самой изысканной, а содержание соответствовало форме.
Футбол, демонстрируемый ими, называли сверхчеловеческим, а команду окрестили La Maquina - «Машина». Под таким прозвищем тот великий «Ривер» 1940-х годов и вошёл в историю.
Часто «Машиной» называли убойную линию нападения, заигравшую уже в составе: Х. К. Муньос — Х. М. Морено — А. Педернера — Ан. Лабруна — Ар. Деамбросси [по- итальянски: Деамбрози ]. Но Педернера часто повторял: «Машина» - это вся команда, целиком».
Они нередко одерживали волевые победы; нападающие особо ярко раскрывали свои способности, когда их команде приходилось отыгрываться. Квинтет мастеров атаки смело усиливал давление, зная, что их тыл прикрывают также весьма квалифицированные игроки - вратарь Барриос; защитники Н. Яконо, Родольфи, хавбеки Рамос, Ваги и Феррейра.
Руководили командой её недавние звёзды: главный тренер Ренато Чезарини и ассистент Карлос Пеуселье. Пеуселье убедил своего шефа попробовать Педернеру в центре нападения. Пробы прошли удачно, качества Адольфо Педернеры - блестящая техника, видение поля - раскрылись на новом месте ещё лучше, и он так и остался на позиции центрфорварда.
Рождение этого квинтета состоялось 21 сентября 1941 года. «Ривер» разбил «Индепендьенте» - 4:0, и Педернера сделал хет- трик. А в 1942 году «Машина» заменила одну «деталь»: вместо Деамбросси заиграл Ф. Лусто на левом фланге атаки.
Великий «Ривер Плейт» становился чемпионом Аргентины в 1941, 1942 и 1945 годах и вице- чемпионом в 1943-м и 1944-м (оба раза пропуская вперёд «Бока Хуниорс»).
Тот же тренер Р. Чезарини (экс- форвард туринского ”Ювентуса”, чемпион Италии) сказал, что мир много потерял, не увидев игры А. Педернеры. Столь исключительный футболист, что порой казалось: того, что он вытворяет, просто не может быть.
Игра Педернеры столь глубоко впечатляла всех, кто её видел. Поэтому его награждали различными прозвищами, кличками. Например, Маэстро, Гений, ”футбольный Бетховен”, “футбольный Гардель” (по аналогии с легендарным исполнителем танго), “футбольный Наполеон“.
Колумбийская газета ”Эстампа”: “Игроки калибра Педернеры рождаются раз в 50 лет. И они, как правило, разделяют эпохи. Поэтому со временем и стали говорить: это было до Педернеры, а это после”.
«Голубой балет» (фото команды 1953 г. см. отдельно)
“Мильонариос” Богота (Колумбия ) [“Millonarios” Bogota] 1951 года.
В начале 1947 года “Ривер” продал Педернеру в “Атланту”, вылетевшую из первого дивизиона, и “Машина” развалилась. Впрочем, разваливался весь аргентинский футбол. Перейдя ы 1948-м году в “Уракан”, “футбольный Наполеон” взял на себя стратегическон руководство глобальной акцией неповиновения, устроенной игроками. Они были недовольны тем, что хозяева клубов, большинство из которых одновременно были владельцами предприятий, обращаются с ними точно так же, как с рабочими на своих фабриках. То есть почти как с рабами.
С “подачи” Педернеры армия недовольных и непреклонных “футбольных рабов” рванулась за пределы Аргентины, в основном в Колумбию. Самый великолепный “улов” достался “Мильонариос” из Боготы. Столичный клуб отхватил себе почти даром трёх суперзвёзд – Педернеру, Ди Стефано и Нестора Росси, а также ряд лругих менее именитых, но тем не менее тоже достаточно крепких мастеров из Аргентины, таких, как Педро Кабильон, Уго Рейес, Антонио Баэс, вратарь Хулио Коцци. К ним добавились игроки сборной Бразилии (Данило Моурман) и Перу (Альфредо Москера), и получилась, почти из ничего, звёздная команда, одна из сильнейших на тот период в мире. Впрочем, таким же стал тогда и чемпионат Колумбии: словно по мановению волшебной палочки он в одночасье превратился в один из сильнейших. На стадионы повалили зрители, а в карманы владельцев клубов соответственно потекли баснословные барыши.
До 1949 года “Мильонариос” (или, как его сокращённо называют, “Мильос”) ни разу не выигрывл чемпионского звания. Но после прибытия столь внушительной бригады первенствовал в 4-х (четырёх) сезонах из пяти!
Хотя не всегда он побеждал без проблем. Так, в 1949 году он опережал перед последним туром “Депортиво Кали” на два очка и в очной встрече уступил на своём поле 0:2 и позволил ему сравняться по очкам (до этого у “Мильос” была серия – 20 матчей без поражений у себя дома).
В первом из двух дополнительных матчей за титул чемпиона “миллионеры” взяли верх 1:0 благодаря голу Педернеры; а 4 декабря на “Эль Кампин” в Боготе подтвердили своё превосходство – 3:2. Педернера отличился снова, забили также Ди Стефано и Агилера. В 28-и матчах чемпионата Колумбии “Мильонариос” забил аж 103 гола и пропустил 35: по обоим показателям он оказался лучшим.
Педернера, Ди Стефано и Н. Росси создали в “Мильонариос” нечто аналогичное “Машине” из “Ривер Плейт”. Правда, в Колумбии их ажурный и вместе с тем мощный футбол называли иначе – “Голубой балет” (никаких параллелей с сексуальной ориентацией звёзд этого вида искусства – дело просто в голубых цветах клуба).
2-й титул, 1951 года, “Мильос” взяли безоговорочно, опередив преследователя – клуб под названием “Бока Хуниорс” из Кали – на 11 очков.
В 1952 году Педернера стал играющим тренером клуба, но вышел на поле лишь однажды – в “класико” с “Санта- Фе” ( 6:0). 17 стартовых туров голубые прошли без поражений. Затем последовали два провала по 1:5 с “Перейра” и “Спортинг” из Барранкильи, но на итоговом результате это не сказалось: новая победа с внушительным отрывом.
Титул 1953 года “Мильонариос” добывал уже без Ди Стефано, проданного (после долгого торга с “Барселоной”) в “Реал” Мадрид после европейского турне. А в конце года настала пора возвращаться по домам и Педернере со всеми остальными легионерами: у ФИФА дошли наконец руки разобраться с пиратскими методами комплектования составов хозяевами колумбийских клубов.
Переговоры, состоявшиеся в Лиме, привели к такому соглашению: беглецы либо безвозмездно передавались клубам, которые они самовольно покинули, либо за них выплачивалась денежная компенсация.
Педернера, таким образом, возвратился в “Уракан”. Но лишь для того, чтобы провести три последних матча своей карьеры игрока. В дальнейшем он занялся тренерским ремеслом.
Набор клубов, которыми он руководил, весьма внушителен – уругвайский “Насьональ”, аргентинские “Химнасия и Эсгрима” Л.-П., “Бока Хуниорс”, “Уракан”, “Индепендьенте”, “Сан- Лоренсо”, “Банфилд”, “Тальерес”, кодумбийская “Америка” Кали.
Тренировал он и две сборные. С Колумбией сумел пробиться через отборочный этап Ч М 1962. Именно он вдохновил колумбийцев на возможность отыгрться, проигрывая в три мяча в матче со сборной СССР. При счёте 1:4 он напутствовал своих игроков словами: “Единственное, что остаётся, - это играть в тот футбол, которому я вас научил. Идите вперёд и бейте, бейте, бейте по цели. Забудьте о результате”. Итог известен – 4:4. В лучших традициях “Машины”.
А вот со сборной Аргентины вышло менее удачно . Педернера не суиел вывести её в финальный этап Ч М 1970: его подопечные из Аргентины спасовали перед прогрессировавшей сборной Перу, которую тренировал другой великий в прошлом игрок – чемпион мира 1958 и 1962 г. бразилец Диди.
Аргентинцы в колумбийском”Мильонариос” (слева направо ): Баес, Рейес, Педернера, Н. Росси, Ди Стефано, Моурин, Коцци.
(“Футбол - Хоккей”, №4, 1968 г.). Кто сделал для аргентинского футбола больше всего? Можно сказать, без сомнения, о Бернабе Феррейра. Этот человек превратил футбол в религию и к 1932 году, на заре профессионализма, привлекал на стадионы толпы людей, электризовал их каждое воскресенье своими потрясающими ударами по воротам.
Если же мы спросили игроков всех времён, кого они считают самым достойным претендентом на звание их знаменосца, большинство назвало бы Альфредо Ди Стефано, назвавший в свою очередь, в 1957 году Хосе Мануэля Морено игроком номер один всего мира.
Но зато стоило провести анкету на улицах или трибунах аргентинских стадионов, и в 1967 году, как и 25 лет назад, получите единодушный ответ - Адольфо Педернера.
Почему Педернера? Прежде всего потому, что он сочетает в себе качества, которыми вот уже сорок лет (к 1967 году) особенно гордятся аргентинцы: совершенство техники со всем, что с ней связано - пас с точностью до сантиметра даже с расстояния в сорок метров, убийственный удар с обеих ног, гениальное тактическое чутьё, элегантность стиля во всех
его проявлениях. Педернера, каким он был в 1936 – 1939 годах – быстрый левый крайний, ловко забивающий голы с подачи полузащитника Хосе Морено – забыт. Он оставил незабываемое воспоминание как центр нападения, дирижировавший с 1941 до 1944-го года
знаменитой командой”Ривер Плейт”. Справа от него играли Х. К. Муньос и Х. М. Морено, а слева - А. Лабруна и Ф. Лусто.
Масса болельщиков с уважением называет его ”маэстро”, а ещё лучше выражает эту мысль прозвище последних лет – ”Стоковский”. Педернера – выдающийся дирижёр, ведущий игру по своей воле, определяющий наилучший момент для паса мяча партнёру, завершающему таку. И ещё одна его черта: он всегда блестяще играл в конце матча, когда должен был определяться результат.
С годами, быть может, забудется, что Педернера забивал голы, что он трудился в поте лица, что он умел бороться и возвращать потерянный мяч. В памяти сохранится лишь образ стилиста, ни разу не потерявшего мяч, который к нему попадал, и пускающего в ход часовой механизм линии нападения. (Ноэль Драсир).