Шмаров: «С такой поддержкой грех проигрывать!»
Вчера, на полях Академии состоялся матч 22-го тура ФНЛ. «Спартак-2» принимал воронежский «Факел». И так случилось, что нам удалось не много по беседовать с человеком, точнее футбольной легендой, который когда-то играл за эти два клуба!
- Валерий Валентинович, здравствуйте. Расскажите, как вы пришли к тому, чтобы заниматься именно футболом, а не каким-либо другим видом спорта?
- Моей первой игрушкой был мяч, который подарили родители и с самого детства я стал его пинать, пинать, пинать что в дальнейшем переросло в такую «болезнь» под названием «футбол».
- С каких лет вы стали заниматься футболом?
- Конкретно в секции с 7 лет.
- А в какой секции вы начали заниматься? В «Факеле»?
- Нет, нет. Сначала был воронежский «Локомотив», затем «Кристаллик», также воронежский, а уже потом, после удачного выступления на турнире «Кожаный Мяч», финальная часть которого проходила как раз в Воронеже в 1975 г., меня пригласили в спец класс «Факела».
- А когда появилась у вас симпатия к «Спартаку»?
- В 87-ом году я пришел в «Спартак».
- А была мечта играть за «Спартак» или нет?
- Да нет, особенно сильно выраженной мечты не было, была мечта сначала в «Факел» попасть.
- Играя в «Факеле», не задумывались, что можете стать легендой?
- Нет, конечно (смеется). Хотелось в сборную попасть. Из «Факела» я попадал в юношескую сборную, потом в молодежную. Хотелось и в первую попасть тоже, но я понимал, что из «Факела» в нее не попасть, так что, возможно это тоже сыграло свою роль в моем переходе в «Спартак».
- Мы слышали, что в свое время вас звали в ЦСКА, но вы отказались. Расскажите об этом, пожалуйста.
- В ЦСКА в 85-ом я отыграл целый год, правда, это была первая лига, в 42 матчах я забил 29 мячей, по тем временам очень хороший результат. Впервые, наверное, 20-летний форвард становился лучшим бомбардиром турнира. Но год прошел, служба закончилась, и я вернулся домой в «Факел».
- ЦСКА настаивал на том, чтобы вы остались?
- Да, настаивал, пугал тремя годами Морфлота, разными способами, какими только возможно.
– Чем запомнилась игра за «армию»?
– 5 месяцев играл за дубль хабаровского СКА. Под чужой фамилией.
– Любопытно, и кем же вы были?
– Игорь Протасов. В СКА такой нападающий был, сломал ногу. А дозаявки уже закончились. Ради игровой практики меня выпускали на поле под его номером. До травмы он успел наколотить прилично, плюс я помог голами. В итоге Протасов стал третьим бомбардиром турнира. Мы, кстати, вместе в ВШТ учились, вспоминали ту историю.
– В ЦСКА было «весело»?
– Я не хотел быть офицером и оставаться в армии. Сказал, что буду возвращаться в "Факел". В итоге, как всегда у нас бывает, наказали. Вручили лопату вместо мяча, и до дембеля чистил снег.
- Говорят, что вы не только хороший нападающий, но еще и хороший вратарь.
- (смеется) Ну рассказывать особо нечего, я в мини-футболе только иногда стою в воротах, выступаю в роли «вратаря-гонялы». В Воронеже был один случай, играли в турнире финальную игру и после первого тайма проигрывали 0-4, без шансов вообще. Ну я и предложил себя как раз в роли «вратаря-гонялы». Это как раз был самый первый случай, с которого все началось. В итоге, мы выиграли финал 8-4, то есть, я не пропустил ни одного гола. Правда, сам не забил ничего, но два голевых паса отдал. В результате одного этого тайма меня признали лучшим вратарем всего турнира. (улыбается) Теперь частенько, когда мы проигрываем, я встаю в ворота. Чаще выигрываем пока. (улыбается)
- Вопрос по поводу вашего победного гола в 89-ом году.
- Да все уже написано, расписано, переписано во всех подробностях! (смеется) Вообще должен был бить Родионов, но он уже «задохнулся» к тому моменту. Спросил: «Ребята, сил нет. Кто может пробить?» Ну я и сказал, давай, я пробью. Морозов подошел, сказал, что тоже хочет пробить. Но я сказал: «Подожди, с левой удобнее». В итоге Поздняков смог отодвинуть стенку всего на 6 метров, то есть она все равно стояла близко, да и время уже подходило к концу, срочно надо было бить. Ну я и пробил!
- Хорошо пробили.
- Ну да. Есть такое дело (смеется)
- Многие проводят параллель между современным футболом и футболом того времени. Как вы считаете, мог бы состав «Спартака» 80-х играть и бороться за чемпионство в нынешних условиях?
- Я думаю, что смог бы легко. Потому что тот футбол, в который сейчас играет «Барселона», когда мяч невозможно отнять, когда есть комбинации, наигранные связки, когда создается множество голевых моментов за игру, крайне похож на тот, в который играли мы. Другое дело, сколько мы забивали.
- Как сборная Бразилии, забьем, сколько захотим?
- Нет, сколько сможем. (смеется) Против нас играли и сильные команды, которые упирались, поэтому были и поражения.
- Есть еще такой интересный момент в вашей карьере: у вас есть опыт игры в южнокорейском клубе.
- Вот вам это надо вообще? (смех)
- Дело в том, что сейчас существует тенденция уезжать в Китай играть в футбол там. А каково было играть в Корее?
- Ну да, просуществовал там три месяца.
- А насколько корейский футбол отличался от российского на тот момент? Насколько была другая среда?
- Все другое. Вообще все. Об этом даже вспоминать не хочется. Если бы я знал, что так будет, я бы ни за что не поехал туда. Как оказалось, лига только образовывалась, было 8 команда, создавали девятую. Футболистов не было нигде, поэтому все, кто в первые 8 команд не прошел, поехали в эту девятую. И как с ними можно было играть в футбол? Поэтому даже рассказывать особо и нечего. Лучше и не вспоминать даже.
- Ходит такое мнение, якобы в 90-е года Романцев собрал всех лучших футболистов постсоветского пространства, поэтому и выигрывал, так как соперников не было.
- А что мешало остальным набирать лучших? (смех) Все пытались делать свои команды.
- А в чем тогда был феномен «Спартака»? Это преемственность поколений футболистов, заслуга Олега Ивановича Романцева или что-то еще?
- Скорее, Олег Иванович сам придерживался упражнений, которые были у Бескова и подбирал игроков так же, как и Константин Иванович. Именно тех, кто подходит под стиль. И угадал со всеми, практически без промаха, потому что те, кто приходил, всегда играли и приносили пользу «Спартаку».
- Получается в 90-е мы потеряли детские спортивные школы, "Кожаный мяч" и, следовательно, футболистов?
- Да, сейчас их и нет, можно сказать.
- Получается, нужно возрождать детские спортивные школы?
- Да они есть повсюду! Другое дело, как там работают! Вот это большой вопрос.
- Расскажите, пожалуйста, про сына. Сейчас вы его тренируете, да?
- Ну, пытаюсь.
- Можете рассказать подробнее?
- Нет, пока ничего не буду говорить про сына, потому что все сейчас находится в переломной стадии, либо будет футболистом, либо нет. Если я 2 года назад говорил, что он у меня может стать большим футболистом, то сейчас наступил такой момент, что система подготовки футболистов далека от идеала и таланты губятся в зародыше, тренеры преследуют свои цели и не развивают футболистов, не развивают в них их лучшие качества.
- Сейчас играете за ветеранов?
- Да, бывает. Когда есть время
- Как вы думаете, нынешний состав «Спартака» сможет побороться за чемпионство или все-таки после первого круга сдаст, как всегда у нас бывает?
- Что значит, как всегда? (смеется) Наоборот, всегда у нас было все нормально. Это у вас каждый сезон бывает, что сдают к концу сезона. Так что вопрос неуместный. Сейчас тяжело что-то сказать, хотелось бы, конечно, верить, что не сдаст?
- А игра нынешнего «Спартака» вам нравится?
- Последние игры уже нравятся, есть на что посмотреть. Переживаю за команду и хочу ей пожелать, чтобы одерживали больше побед и делали счастливыми болельщиков.
- Давайте немного поговорим о фанатах «Спартака». Многие критикуют нас за то, что мы ведем себя очень агрессивно на трибунах. Мы можете провести параллель между фанатами того времени, когда вы играли и современными фанатами?
- Конечно, поддерживали нас так же яростно, как и сейчас. Само собой, не было всевозможных баннеров, флагов. Не было ничего, поэтому у нас было чуть поскучнее. Но сейчас какая поддержка! Болеют на мировом уровне! С такой поддержкой грех проигрывать. Хотя, знаете, проиграть можно любую игру, но плохо играть с такой поддержкой футболист просто не имеет права.
- Мы на днях изучили статистику матча "Спартак" - "Томь", в котором команды играли на ужасном после в мороз. Но при этом "Спартак" показал значительно лучшие показатели технико-тактических действий в сравнении со средними за сезон.
- Вы Бубнову звонили? (смеется)
- Вернемся к вопросу. Ведь действительно количество передач, обводок и единоборств было значительно выше среднего. Как думаете, с чем это связано?
- «Томь» на протяжении всей игры пыталась прессинговать, особенно в начале матча, поэтому надо было из-под этого прессинга выходить, а для этого необходимо было быстрее работать с мячом, что игрокам "Спартака" удавалось очень даже неплохо. Да, были какие-то ошибки, но в целом очень быстро и точно передавали друг другу мяч, пасами «отрезали» большую группу футболистов «Томи», поэтому томичи «наелись» прилично. А главное, качество и точность передач были на хорошем уровне.
- А как именно влияет такое поле на игру?
- Ну, например, напрашивается хорошая обостряющая передача. На хорошем поле ты можешь рассчитать скорость мяча, и то, с какой силой надо отдать передачу, а на таком поле, которое было в Томске, не предугадаешь, как пойдет мяч. Или вот еще пример: сколько раз Ещенко проходил по краю, пытался убрать мяч «под себя», вроде делал все правильно, но ноги в этот момент «поехали». И он уже ничего сделать не может, хотя делает все правильно.
- Могли бы вы сделать какое-то напутствие болельщикам «Спартака»?
- Да фанаты сами все прекрасно знают! Они на то и есть фанаты, чтобы поддерживать свою любимую команду в горести и в радости. Пожелаю им никогда не бросать команду и так же яростно ее поддерживали в любых ситуациях, а уже потом с игроков спрашивать, почему они так хорошо либо плохо играют! (смеется)
- Как спрашивать?
- На трибуну вызывать. Как еще это сделать?
- Когда ваше поколение играло, на трибуну никто не вызывался.
- Так ведь все видели, какая была отдача. Да, могли проиграть, но по самоотдаче никогда ни к кому претензий не было.
- Спасибо Валерий Валентинович, за то, что уделили нам время.