3 игрока французского футбольного подземелья с необычными профессиями
Блог «Ligue 1» глубоко копнул и выудил несколько любопытных историй.
Эти имена не столь известны, ибо не играют ни в топ-клубе, ни в «ПСЖ», ни даже в «Марселе». Но они имеют очень интересную биографию. Футболисты из тени, которые умеют не только по мячу бить, не так уж редки, но известно о их профессиях становится не особо часто. Почему бы сегодня не поговорить о них?
Упущенная карьера электрика на Мадагаскаре
Сегодня он играет за «Сошо» и является лучшим бомбардиром Лиги 2. Ему уже 32 года, и он далеко не так свеж и молод. Его зовут Фанева Андриацима, но он всё ещё один из лучших игроков подэлитного турнира.
Его путь во Францию был тернист: Фанева рос в столице Мадагаскара Антананариву, в семье их было четверо детей. Мать всегда была дома, а отец работал в аэропорту. На еду хватало, но по сути они жили где-то на пороге бедности. Андриацима долгое время занимался отнюдь непрофессионально: в 6 утра пробежки, игра в местных любительских командах в защите и мечта уехать на соседний Реюньон. 500 евро в год — его зарплата в местном ФК «Тана», его первом клубе. На Реюньоне платили от 1200 евро в месяц, огромные деньги.
Когда в 2006 году, ему всё-таки поступило предложение подписать контракт с реюньонским «Сен-Жозефом», он отказался. Отправиться на просмотр в «Нант» ему казалось перспективнее. Он опоздал на рейс Париж-Нант, а когда прибыл в Нант, то удивился, что его никто не ждёт. К счастью, он застал хоть кого-то в Жонельер (прим.: тренировочная база клуба). Он был так голоден после долгого перелёта, что встал в 6 утра и пошёл на завтрак. «Где все?», сокрушался тогда Андриацима, привыкший с детства рано вставать, чтобы успеть сделать дела до наступления жары.
За «Нант» он сыграл всего пять матчей, затем отправился в турне по клубам разных калибров: «Амьен», «Канны», «Бове», «Булонь». В 2012 он очутился в «Кретее» и только там почувствовал, что нашёл себя. Чтобы заработать больше он с друзьями покупал микроавтобусы на границе с Германией и выгодно продавал их на родину. Со временем дела пошли лучше, с новым клубом он даже добрался до Лиги 2, но вытащить его из пропасти не смог. Зато в итоге оказался в «Сошо», с которым борется за выход в элиту.
Хорошо, что в далеком 2006 году он выбрал вариант с просмотром в «Нанте». Если бы не он, возможно он бы и не закрепился и на Реюньоне, где ему предлагали хорошие по мадагаскарским меркам деньги. И особенно хорошо, что отец настоял в своё время на получении образования электрика. Если бы не футбол, то можно было спокойно зарабатывать в этой сфере. «Чем я буду заниматься после окончания карьеры? Может тренером стану, а может захочу чего попроще: например, водить туристический автобус».
«Мне часто говорили, что я лучше поливаю грядки, чем бью по воротам»
Его зовут Тома Котти, и его карьера могла сложиться куда более радужно. Закончив футбольную школу «Бреста», он запросто мог сразу заиграть за родной клуб, но помешала травма колена. Впрочем, и жизнь его тоже не пошла под откос, просто он ушёл в очень скромный клуб из соседнего Конкарно. Это такой небольшой прибрежный городок в Бретани, известный больше своим рыболовным промыслом, чем футбольными делами.
Он отлучался из Конкарно в не менее захолустный Плабеннек, но выбраться уровнем выше у него не получалось. Так или иначе всё это время Тома бороздил левую бровку от одного углового флажка до другого в CFA (прим.: четвёртый французский дивизион). Летом 2014 года он вернулся в «Конкарно», и тут же дошёл с ним до ¼ финала, где лишь в экстра-тайме уступил «Генгаму». В прошлом сезоне его команда с триумфом добилась повышения в классе. Казалось бы, Насьональ, там же есть профессиональные команды, можно ещё поиграть, ведь это такой серьёзный вызов, но Котти решил закончить карьеру игрока и сосредоточиться на… выращивании овощей.
«Серьёзно?», спросите вы. Более чем. «Изначально я думал поиграть ещё сезон в третьем дивизионе», объяснил Котти. «А потом уже закончить. Всё-таки я открыл счёт в матче, когда мы добились выхода в Насьональ. Но проблема в том, что тренировки стали интенсивнее, а значит мне надо было бы вставать на час раньше».
Ну и? Оказывается, вот в чём дело: «Вообще обычно я встаю в 4:30 утра. Поскольку я живу в Бресте, то мне надо сразу ехать 45 минут в Сен-Поль-де-Леон за овощами. В Брест я возвращался в 16:30, принимал душ, и в 17:00 выезжал в Конкарно на тренировку. Час езды всё-таки. Только к 21:30 я возвращался домой. Не вижусь с девушкой? Ну да, зато каждый момент вместе для нас особый».
Кстати, именно благодаря своей девушке Тома и погрузился в торговлю овощами. Благодаря ей он оказался на той вечеринке, где было немало людей, занимающихся фермерством. Поначалу казалось, что он так и будет белой вороной в той компании, но именно там очутился его нынешний друг Максим, который любил футбол. Диалог быстро завязался, но ни о футболе и ни о капусте. Окончательно Котти обратился в эту сферу, когда Максим без задней мысли предложил съездить с ним на рынок просто за компанию. Тома это всё так понравилось, что с того дня он начал получать специальное средне-специальное образование и начал работать в компании своего нового приятеля. Теперь же он посвятил этому делу всю оставшуюся жизнь.
Сенегальский плотник из «Анже»
О том, кто такой Шейк Ндой, зрители Лиги 1 узнали в прошлом сезоне. От дебютанта «Анже» никто особо ничего не ждал, да и клуб скромно придерживался позиции «Мы тут новенькие, не судите нас строго». Как бы там ни было, «скоисты» какое-то время в первом круге были единственными, кто навязал «ПСЖ» хоть какую-то борьбу в турнирной таблице. Благодаря организованной обороне и голевым подвигам Ндоя.
А ведь это был его дебют в элите. Удивительно, что будучи новичком в команде он получил капитанскую повязку буквально сразу же. Примерно также было в «Эпинале» и «Кретее». Но на этот раз он стал лидером этого коллектива, который в одночасье заставил считаться с собой, а о его мощи и игре головой заговорили даже по ту сторону Ла-Манша. Про него шутил его партнёр по полузащите Ромен Саисс: «Он ростом 190 см и весит 93 кг. К нему невозможно приклеиться во время игры».
При этом сам Шейк рассказал, что его мама была против занятий футболом. Ей хотелось, чтобы сын учился. Поддерживал его отец, но в то же время говорил, что у сына должна быть ещё какая-то профессия. Ведь неизвестно, насколько долго будет его футбольный век. Так Шейк стал плотником 6 лет назад. Он ездил на просмотры сначала в «Сток Сити», а затем в один из клубов Саудовской Аравии: ни тем, ни другим не подошёл.
Сейчас, пройдя три эшелона французского футбола он знает, что в футболе всё может измениться очень быстро, однако тогда работа плотником была тем насущным хлебом. Наверное именно эта работа сделала его похожим на шкаф и наверное именно она позволила ему закрепиться во Франции. «Когда ты уезжаешь из Африки во Францию, тебе сразу бросается в глаза разница в тактическом плане», рассказывает Ндой. «Поначалу все африканцы не могут адаптироваться из-за тактики, потому что на родине этому не уделяют такого внимания». Очевидно, французскому футболу удалось сделать этот шкаф умным.
Лишь из-за сегодняшнего Марка я сожалею, что не было интернета в 1980-е годы.
Даже если бы я случайно оказался излишне ленив тогда (при теперешних возможностях), на край вдвоем чепятали бы материалы.
Поэтому, есть совсем другое сожаление с моей стороны... Мы все сейчас находимся в ситуации, когда фоанцузский клубный футбол регрессирует. По сравнению с тем, как 80-е послужили трамплином для натурально проявлявшегося подъема в 90-е.
Если бы не европейский "колхоз" в футболе после "Дела Босмана", даже при чудовищных французских налогах Франция сейчас занимала б не 5-6-7-е место, а логично выше.
Голландии, Бельгии и России это тоже вполне касалось бы. Жесткач конкуренции был бы несоизмеримо выше.
Вслух об этом никто не залупается, но на сопоставлении клубов Франции и Англии в еврокубках 1990-х годом совершенно нормально видно, что это минимум один уровень.
Но в результате "открытия границ" та же АПЛ и Л1 на сегодня несоизмеримы.