5 мин.

Московских окон негасимый свет

Эмоции должны остыть.

Ритм красно-белого сердца должен выйти на холостые.

Это было дерби. Было.

И мы его выиграли.

Вернёмся в суровую реальность, с «гоняйте на выезда», спектаклями, грязью и зенитом.

Я специально не стал ничего писать сразу после дерби – эмоции должны остыть. Пересмотрел матч на следующий день – спокойно, без шума. Весь эффект дерби был искусственно (и, надо признать, умело) накручен как медиаметодами, так и самими болельщиками – впечатляющий перфоманс (респект, без вопросов), футбол в кинотеатрах под охраной ОМОН (интересно, это в каких конкретно показывали?), столкновения болельщиков до, вовремя и после матча. Да и Валерий Георгиевич (который до сих пор с усами) постарался, умело развлёк красно-белую публику. Впрочем, реальность выпирала даже через субботний адреналин – бездарная организация трансляции на платном, замечу, канале, дичайший пиар как бы почти уже «чемпиона страны» с берегов известно какой реки, проходной подбор комментаторов.

Не особо интересуюсь тематикой отечественного футбола, но даже рядовые матчи «Спартака», которые мне доводится смотреть, начинались с объёмной болтовни в студии, плавно переходящей на прямые включения со стадиона, где главные тренеры дают обязательные с некоторых пор предматчевые интервью, различные нафталиновые эксперты получают шанс напомнить о себе, игроки в модных наушниках весело топают в раздевалки. «Главное дерби страны» началось ровно за пять минут до его начала и ровно через пять минут же и закончилось. Это при официальном начале трансляции в 17:45 – халтурно работаете, лазоревые. Примитивно. Впрочем, такова ваша суть.

А наша суть была в том, что матч оказался совершенно рядовым – молодая, дерзкая банда затоптала сборную пенсионеров и проходных игроков. Приятно, конечно, но… Но лично для себя я отметил, что работа Массимо Карреры возвращает мне интерес к своей любимой команде. Это не вернёт «ту самую» любовь к прошлому, в которой уже куда больше романтического флёра, нежели реальности – достаточно просто включить, скажем, без кавычек легендарный чемпионский матч против киевского «Динамо» с голом Шмарова, чтобы оценить дохлые скорости, простенький антураж и тому подобное, — но скучный быт давнего брака обретает новые ощущения. Или хорошо забытые старые, но всё же свежие здесь и сейчас ощущения. Я давно не питаю никаких иллюзий относительно нашего так называемого «чемпионата» (к слову, не питаю и относительно чемпионатов в других странах – в умении делать шоу мы действительно серьёзно отстаём от главных стран Западной Европы) и поэтому весь шум относительно спектаклей вида «Урал» — «Терек» вызывают у меня только желание дежурно постебаться. Уровень спектакля зависит только от того, насколько его создатели заинтересованы отработать бюджет.

Вот играли «главное дерби страны» (для тех, кто не в курсе, обращу внимание на подмену понятий – «главное дерби страны» это «Спартак» — «Динамо», что московское, что киевское, а игры с клубом лыжников, не говоря уже о каком-то ленинградском noname, в этой категории никогда не присутствовали и не будут), сразу ясно было, что после матча будет много шума (вне зависимости от результата), так зачем напрягаться в прочих матчах-то? Вот и не напрягались в Екатеринбурге. Не надо лишнего шума.

Работа Массимо Карреры, который даже в своей Италии не особо котировался (просто посмотрите западную прессу) – контрастное отражение истинного уровня отечественного футбола. Я понимаю, что болельщикам красно-синих и лазоревых цветов приятно ощущать себя в топе, но даже тонированные стёкла членовоза и услужливо расставленная по обочинам челядь не спасает от грязи, летящей из луж по скучным законам физики, которой всё равно, что вы о ней думаете – она о вас не думает, она работает. Российский футбол мёртв, если работа далеко не первого помощника рядового перспективного тренера в нашем чемпионате внезапно видна даже тому, кто и в футболе-то особо не разбирается.

Без обид, сеньор Каррера. Вы просто честно делаете свою работу и, внезапно, она выглядит чем-то свежим, чем-то уровневым. Внезапно игроки «Спартака» начали бить по воротам из любых позиций. И не только бить – попадать в створ! Внезапно, «неуровневый» состав уже 12 туров идёт на первом месте вопреки травмам, полям, погоде, мнениям экспертов, однофамильцу одной известной марки пива. Внезапно команда научилась перестраиваться по ходу матча и отыгрывать разные схемы. Да, чёрт возьми, она внезапно вообще научилась учиться! Вспомните хотя бы нереализованный момент Зе ЛуишПромес, когда финальный выверенный (!) пас (!!) Зе Луиша (!!!) просто чудом пятки Фернандеса не дошёл до Квинси – буквально пару матчей назад точно так же прошёл пас игрока «Ростова», который не смог переиграть Реброва. (А по Реброву вообще можно много восклицательных знаков поставить.) Значит, тренер работает – он увидел момент, он его разобрал, он не стесняется учиться и использовать полученный опыт для собственной практики. А что, так можно было?!

Я не питаю иллюзий относительно нашего «чемпионата». Я не питаю иллюзий относительно Массимо Карреры. Я не знаком с ним лично, не знаком как с человеком, а по внешности не судят, но лично мне он симпатичен – и потому, что очень похож на одного из моих наставников в реальной жизни, и просто потому, что работает. Потому что он – профессионал среди нашего чванливого чиновничества. Оно сожрёт его, но это будет потом.

А сейчас – я снова любуюсь игрой моей любимой команды.

Я снова интересуюсь, когда следующий матч. И не важно, где он пройдёт. И с кем.

Я снова начинаю смотреть эти матчи в прямом эфире, выкраивая время.

Я снова вижу негасимый свет московского «Спартака», который мне действительно дорог с давних лет, но на который просто больно было смотреть последние лет пятнадцать. На это тусклое, замызганное окно в новостройке, которое сейчас отмыл Массимо Каррера. И ничего ещё нет в комнате – только голые стены и лампочка. Но сейчас в ней есть надежда на самобытную новую жизнь. И наплевать на мажорных соседей с их вечной свитой холуёв – у нас здесь, кажется, есть шанс на жизнь. Нашу жизнь. Полновесную. Интересную.

Спасибо, Массимо.

p.s. В цитатнике: песня «Московские окна», композитор — Тихон Хренников, автор текста — Михаил Матусовский.

Георгий Фисичев: ProSM