Однообразие и одиночество. Почему ЦСКА проиграл «Спартаку»
Дерби – это вообще повод созвониться, пообщаться, что-то написать. Так, перед главным матчем первого круга много говорили о травмах. И если по интервью Промеса казалось, что о состоянии травмированных «Спартака» темнят, то отсутствие в составе армейцев Дзагоева и Ерёменко выглядело неизбежным. Можно сказать, что впервые за последние годы, игроки атаки «Спартака» были выше классом.
Тем не менее перед игрой выбыл главный центральный защитник «Спартака» - Боккетти, чей незапланированный больничный для молодого Кутепова и неиграющего Таски мог стать фатальным. Ещё одним позитивным фактором для Слуцкого можно было назвать его опыт игр в московском дерби, но такие преимущества имеют силу только на страницах спортивных газет.
Стартовые расстановки команд
Хозяева выбрали на этот матч атакующий модуль 4-3-2-1. Вообще, Массимо Каррера достаточно гибок в выборе игрового построения для отдельного матча, ибо похоже, что на данном этапе его работы для него важнее комбинировать характеристиками доступных футболистов, нежели подгонять их под наработанный рисунок игры. От соперника к сопернику и от травмы к травме «Спартак» демонстрирует тактическое разнообразие. Пусть иногда и вынужденно. Например, если в прошлых матчах Зе Луиш боролся за мяч в оттяжке для Промеса, игравшего скрытого форварда, то в дерби голландец играл строго справа в полузащите, растягивая оборону ЦСКА, и изредка менялся флангами с Джано. Выздоровел Ещенко, и закрывать правую бровку больше не обязанность Зобнина, который в этом матче играл в центре слева, страхуя подключения Комбарова. При этом игравший слева в полузащите Джано опускался глубоко за мячом, а один из центральных полузащитников подключался в атаку наравне с Промесом и Зе Луишем, трансформируя схему в 4-3-3 при позиционном нападении.
В этой игре «Спартак» сделал акцент на контроле и быстром движении мяча короткими и средними передачами. Ребров вместе с защитниками выполнял установку тренера максимально быстро передавать мяч Фернандо, который отвечал за выход команды из-под прессинга и доставку мяча в атаку. Пас отдавать строго низом. Придерживались данного указания даже, когда при вводе от ворот перед штрафной было пять футболистов ЦСКА.
Слуцкий, в свою очередь, остался верен наигранной схеме, выбрав оборонительный её вариант 4-4-1-1 с атакующим полузащитником Милановым и центрфорвардом Траоре. С первых минут ЦСКА отдал мяч «Спартаку» в надежде на использование свободных зон за спиной Ещенко и Комбарова благодаря подключениям Тошича и Ионова. Траоре должен был караулить осечки молодого Кутепова или не игравшего долгое время Таски.
Не получилось. Чтобы соперник допустил ошибку в позиционной атаке, нужно организовать прессинг на центральных полузащитников. Фактически тройка Зобнин-Фернандо-Глушаков получила огромную свободу в действиях в начальной фазе атаки, а при принятии неудачного решения мгновенно вступала в отбор.
На снимке видно, как Траоре бестолково проводит время рядом с Таски, на которого Фернандо даже не смотрит, а Миланов пытается перекрыть направление для возможной передачи низом. Это так же неэффективно потому, что Фернандо раз за разом имел по пять секунд на владение мячом, которое заканчивалось передачей за спину защитникам или в ноги нападающим. Тот же первый гол Зе Луиша был забит после очередной «свободной» вертикали от Глушакова из глубины поля.
«Спартак» не стал ждать соперника на своей половине поля и организовывал коллективный отбор сразу после потери на любом участке. ЦСКА, видимо, умышленно завлекал «Спартак» поближе к своей штрафной, чтобы увеличить пространство между линиями соперника. В то же время у красно-белых не было особых моментов с проникающими передачами в штрафную армейцев – удавалось отжать Джано подальше к центральной линии. Однако опасными контратаки ЦСКА не были из-за состояния игроков атакующей группы: огромные проблемы с точностью ударов у Тошича (33 матча без голов), слабое движение с мячом в исполнении Миланова, зависимость Траоре от точных передач. Единственный опасный момент тайма армейцам удалось создать только в конце, и то, после того, как поскользнулся Ещенко и подустали спартаковцы, трое из которых только вернулись из лазарета.
Второй тайм начался для ЦСКА с хождения по старым граблям: Фернандо вольготно разыгрывал мяч, а Миланов бегал, как дурачок-одиночка.
Вследствие этого Слуцкий решил передвинуть Головина на место Миланова, а в опорную зону выпустить Натхо, надеясь на улучшение движения с мячом в атаке, так как ЦСКА удалось выровнять соотношение во владении мячом, которое к концу матча стало 55:45 против 70:30 в первом тайме. Вместо Траоре вышел Страндберг, который наконец перестал пасти Кутепова и Таски, сумев дважды оторваться от оппонентов, и чуть не сравнял счёт. В оправдание ивуарийцу: это не игрок для скоростного отрыва в контратаке, каким были Думбия с Мусой. А значит требовался другой способ доставки мяча форварду.
Развить успех ЦСКА могли и на стандартах, но розыгрыши были однообразны до скудоумия. После десятой попытки подать угловой-штрафной на Игнашевича в надежде на скидку Березуцкому хотелось плакать. Армейцы попытались додавить, но «Спартак» взял уверенностью и осмысленностью своих действий. В то время, как гости играли в «может, получится», хозяева играли смело, даже когда ошибались – голевой пас Ромуло ведь изначально результат собственной ошибки.
И не сказать, что «Спартак» переиграл ЦСКА по количеству голевых моментов. Совсем нет. И кто, вообще, знает, что было б, если Страндберг забил второй гол. Но в футболе обсуждают не «если», а игру. И на данный момент качество игры у «Спартака» выше.
Оценки игроков «Спартака»:
Ребров – 7.0; Ещенко – 6,5; Таски – 7,0; Кутепов – 7,0; Комбаров – 7,0; Фернандо – 7,5; Глушаков – 8,0; Зобнин – 7,0; Джано – 6,5; Промес – 6,5; Зе Луиш – 8,0 (лучший); Ромуло – б/о, Мельгарехо – б/о. Каррера – 8,0
Оценки игроков «ЦСКА»:
Акинфеев – 5,0; Щенников – 5,0; Березуцкий – 5,0; Игнашевич – 5,0; Фернандес – 5,5; Вернблум 5,0; Головин – 5,5; Миланов – 4,5; Тошич – 4,5; Ионов – 6,0 (лучший); Траоре – 4,0 (худший); Страндберг – 5,5; Натхо – 5,5. Слуцкий – 4,0