8 мин.

Прогнулись: какой хотят сделать Лигу Чемпионов. Part 2

677

В первой части материала мы более подробно рассмотрели организационную составляющую реформ Лиги Чемпионов, которые должны вступить в силу с 2018 года. В данной публикации постараемся акцентировать внимание на изменениях в финансовой составляющей турнире. Как уже отмечалось, реформирован будет механизм распределения выручки турнира, в частности, будут внедрены «исторические» выплаты. Попытаемся смоделировать ситуацию, что если бы система распределения выручки, которая начнет действие с 2018 года, использовалась бы уже в сезоне 2015/2016. При этом оставим состав участников в том же виде, игнорируя нововведение о 4-х гарантированных участниках от Англии, Германии, Испании и Италии.

Как это может выглядеть

Представители европейских грандов (несомненно, очень довольные реформами) ожидают, что новая схема распределения выручки позволит их клубам зарабатывать порядка 100 млн Евро за сезон в еврокубках. Посмотрим, действительно ли это возможно.

В сезоне 2015/2016 среди участников группового этапа Лиги Чемпионов распределялось 1,257 млрд Евро. Таким образом, они были бы распределены по 4-м фондам следующим образом:

исто

В нынешнем соревновательном цикле Лиги Чемпионов (2015-2018) каждому участнику группового этапа гарантировано 12 млн Евро. В случае с новой схемой распределения данная сумма теперь будет напрямую зависеть от общего дохода. В таком случае, каждый клуб вне зависимости от своих спортивных результатов в турнире получил бы 9,82 млн Евро (314,25 делим на 32 команды).

Оп системе цикла 2015-2018 в групповой стадии выплачиваются 1,5 млн Евро за победу, и 500 тыс. Евро - за ничью. В плей-офф же выплачивается фиксированная сумма за прохождение каждой стадии турнира. Таким образом, за счет спортивных результатов клубы распределили в сезоне 2015/2016 - 461 млн Евро. Теперь внимательно. Данная сумма составила 36,6% от общего распределяемого дохода. При этом новая схема распределения, которая якобы должна повысить значимость спортивных результатов, будет отводить спортивной составляющей 30% дохода или (при цифрах сезона 2015/2016) на 83,9 млн Евро меньше.

Рыночный фонд распределяется на основе коэффициентов, которые привязаны к развитости телевизионных рынков футбольных трансляций стран, представители которых участвуют в Лиге Чемпионов (важно: коэффициенты для стран, а не клубов). Затем, согласно меморандуму о взаимопонимании между УЕФА и Ассоциации Европейских Клубов (ЕСА), половина выручки каждой страны делится среди всех участников высшего национального дивизиона в зависимости от спортивных результатов. Другая половина делится среди участников Лиги Чемпионов от данной страны пропорционально числу сыгранных матчей в турнире – именно она интересна для наших расчетов.

Рыночный фонд действует и при нынешней схеме распределения (цикла 2015-2018). Точных данных по коэффициентам найти не удалось, но если сделать допущение, что они строятся исходя из стоимости прав на трансляции домашних чемпионатов, то за сезон Лиги Чемпионов 2015/2016 распределение выглядело следующим образом:

ТВ1

Из таблицы хорошо видно, что определяют итоговые выплаты не только стоимость ТВ-прав национального чемпионата, но и число матчей, которое сыграли представители стран в розыгрыше турнира. Тем самым, Турция, имея национальный ТВ-контракт более чем в 3 раза меньше, нежели у Испании, в среднем за матч получает больше. С учетом того, что у страны был только один представитель в ЛЧ – Галатасарай, то все 10,85 млн Евро выделенные турецким участникам турнира, перешли на счет одной команды.

7
тв3
67

Подобный подход не только был несправедлив по отношению к клубам со слабыми национальными медийными рынкам (в т.ч. и к российским), но еще и создавал парадокс, что клубам выгоднее иметь меньше представителей от своей страны в ЛЧ, поскольку в таком случаем они бы получали больший доход от рыночного фонда. 

Пока не сообщается, будет ли меняться механизм распределения рыночного фонда. Если подобная мера не будет принята (что наиболее вероятно), то «градус несправедливости» будет несколько снижен, поскольку значительно меньшая сумма будет распределяться на основе рыночных коэффициентов. Если бы новая схема использовалась уже в сезоне 2015/2016, то клубы бы получили от телевизионных прав на 294,35 млн Евро меньше.

Теперь переходим к самому скандальному новшеству – введение «исторических» коэффициентов. УЕФА пока не опубликовал в деталях, как именно прошлые результаты турниров будут учитываться. Но если чисто из академического интереса представить, что учитываются лишь победы в Лиге Чемпионов и каждый из трех исторических этапов получает свой вес значимости:

  • 0,3 за самые поздние успехи;

  • 0,6 за период с 1992 по 2008;

  • 1 за последнее десятилетие турнира.

Таким образом, поскольку среди участников сезона 2015/2016 лишь Реал Мадрид, Барселона, Бавария Мюнхен, Бенфика, Челси, Ювентус, ПСВ, Порту и Манчестер Юнайтед были обладателями кубка Чемпионов, то именно ТОЛЬКО среди этих клубов распределялись бы средства «исторического фонда».

История1

Остальные же участники турнира не получат ни одного евроцента из «исторического» фонда. За счет подобного механизма цена участия в самом престижном турнире Европы для его бывших триумфаторов возрастает до критической массы. Ведь делить фонд будут только его участники. Среди команд с большим историческим коэффициентом, которые не участвовали в сезоне 2015/2016, выделяются Милан, Аякс и Интер. Даже попадание в группой этап таких команд, как Стяу Бухарест, Црвены Звезды, Фейеноорда и даже, черт побери, Астон Виллы с Ноттингем Форрест будет означать для них получение дополнительного дохода примерно в 7 млн Евро. Тогда остальные клубы не будут даже иметь возможность претендовать на данные суммы. Весьма опасным с точки зрения устойчивого развития является и гегемония Реала и Барселоны. Победа мадридцев в сезоне ЛЧ  2015/2016, понятное дело, в данных расчетах не учитывалась, но если бы в последнем десятилетии у «сливочных» числилось 2 победы в турнире, то они бы получили еще дополнительные 20 млн Евро.

Кто в плюсе?

Главный прогноз со стороны большинства экспертов – богатые клубы станут богаче, а остальные продолжат составлять «второй эшелон» европейского футбола. На самом же деле мы видим, что не все богатые станут богаче. Новая схема распределения выручки будет большим ударом для клубов, которые пытаются вмешиваться в исторические противостоянии на национальном и континентальном уровнях. Если бы новая схема работала с сезона 2015/2016, заметную сумму недополучили бы мадридский Атлетико и Манчестер Сити. Единственные клубы, кто «остается в плюсе» - это те, кто когда-либо в своей истории выигрывал кубок чемпионов.

+-
-
=-=-

Как мы видим, маленькие клубы не сильно ощутят изменения в абсолютном выражении. Выручка ЛЧ будет расти ежегодно, следовательно, свои 12-15 миллионов Евро они получать будут. Проблемы в основном будут у европейских «середняков» и клубов, которые начинались как альтруистические проекты своих владельцев. Для грандов же априорные ожидания в увеличении выручки до 100 млн Евро очень даже оказываются оправданными. Безусловно, вышеприведенные расчеты нужно воспринимать с определенной долей осторожности, поскольку подтверждения, что копейка к копейке сойдутся, на данный момент нет. Но примерное представление о том, к чему могут привести реформы Лиги Чемпионов, мы получить все-таки можем.

Развитие событий

Ассоциация Европейских Клубов (ЕСА), возглавляемая Карл-Хайнцом Румменигге – нынешним генеральным директором Баварии, ожидает, что к 2018 году годовой доход клубных турниров УЕФА должен составлять порядка 3 млрд Евро (сезон 2015/2016 принес 2,35 млрд Евро). Вместе с новым форматом турнира было объявлено о создании дочерней компании УЕФА - UEFA Club Competitions SA. Руководство данной организации будет наполовину состоять из представителей УЕФА и наполовину из членов ЕСА. К слову, в совет директоров ЕСА входят представители 15 клубов: Бавария, Милан, Реал Мадрид, ЦСКА Москва, Манчестер Юнайтед, Арсенал, Барселона, Ювентус, Лион, Аякс, Андерлехт, Олимпиакос, Легия Варшава, Селтик и ХИК Хельсинки.

Свое недовольство уже успела высказать Европейская Ассоциация Профессиональных Лиг (ЕАПЛ). У данной организации имеется с УЕФА меморандум о взаимопонимании, который, в частности, не позволяет лигам ставить собственные футбольные матчи во время игр Лиги Чемпионов. Глава ЕАПЛ уже пригрозил аннулированием меморандума с УЕФА, если реформы не будут пересмотрены.

Также свою озабоченность относительно негативного влияния турнирных изменений на устойчивое развитие европейского футбола высказал новоизбранный президент УЕФА – Александр Сеферин. Сеферин является представителем Словении, страны в которой никогда не было обладателей Кубка Чемпионов и которая не может похвастаться высоким рыночным коэффициентом домашней лиги или высоким местом в рейтинге УЕФА. Очевидно, что нынешние реформы еще будут обсуждаться и, возможно, будут подвергнуты изменениям. Даже если до 2021 принятый формат сохранится, то уже после этого мы в той или иной форме станем свидетелями создания европейской футбольной Суперлиги.

Материал подготовил сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова

Осокин Никита Андреевич

Мы в Facebook