7 мин.

Слуцкий: сейчас топ-футболист — образованный, воспитанный человек

Уникальный проект Nike K11, благодаря которому футболисты-любители получили возможность подписать первый контракт с профессиональным клубом, заинтересовал не только ребят с дворовых коробок, но и известных тренеров и футболистов. На этот раз на базу команды K11 в Новогорске сразу после матча с «Байером» приехал Леонид Слуцкий. Главный тренер ЦСКА вместе с Валерием Непомнящим, готовящим K11 к матчу с английской академией Nike, ответил на вопросы ребят и поделился с ними секретами на закрытой встрече, а затем побеседовал с журналистами о проблемах детско-юношеского футбола, мотивации, образовании и литературе.

alt

— Леонид Викторович, о чём вы говорили с ребятами из K11?— Общение прошло очень интересно, ведь они воодушевлены, и справедливо воодушевлены, потому что пройти такой сумасшедший отбор и попасть в 22 лучших — это великолепно, они полны оптимизма и энергии. Я их поздравил и сказал, что они не должны мыслить категориями «попал в профессиональный футбол» или «не попал» — главное, что они получают огромное удовольствие от процесса, имеют возможность окунуться в настоящую футбольную среду, жить на базе, иметь двухразовый режим тренировок со сверхквалифицированным тренером. Если же ещё гипербонусом приложится то, что они попадут в профессиональный футбол, —это будет просто великолепно. Полуволшебство.

— Какие вопросы вам задавали?— Какими качествами нужно обладать? Как выйти на профессиональный уровень из коробок? Как можно попасть в дубль ЦСКА? Какие перспективы у ребят их возраста?

— Просились к вам в команду?— Многие ребята спрашивали, как попасть на просмотр. Учитывая, что все они возраста старшей академии или дублёров, я ответил, что мы никому не отказываем, если есть определённый послужной список. Думаю, у них будет прекрасная возможность заявить о себе на гала-матче, где будут присутствовать скауты и агенты. Они получили возможность попасть в большой футбол не с парадного входа, а неклассическим путём. Тем интереснее, что получится из этих ребят. Много говорят, что нужно смотреть таланты в глубинках. Это так, никто не спорит, но люди, прошедшие обучение в специализированных спортивных школах, имеют серьёзное преимущество.

— Вы посетите финальный матч?— К сожалению, он проходит в день тура чемпионата России, но, уверен, представители нашего скаутского отдела там будут.

— В вашей практике были случаи, когда любитель становился профессионалом?— Ребята задали мне точно такой же вопрос. Когда я работал в дублях «Уралана» и «Москвы», никогда никому не отказывал в просмотре, правда, иногда он занимал буквально пять-десять минут. Был случай, когда ребята после просмотра попадали в команду, но они занимались в спортивных школах, пусть и не таких крупных и специализированных. Например, Дмитрий Голубов, который сейчас играет в Казахстане, а раньше — в «Москве» и «Уфе», пришёл в дубль «Уралана» по рекомендации тренера обычной ставропольской школы, причём до этого он не прошёл отбор в интернат «Ротора». Но это один из редких случаев.

— Получается, Nike выполняет работу федерации, когда ищет таланты в глубинке?— В какой-то степени да, но это не работа федерации. В глубинках есть детские спортивные школы, участвующие в соревнованиях, которые посещают скауты ведущих клубов. Например, селекционеры ЦСКА охватывают все юношеские турниры, им поступает множество звонков с просьбой просмотреть ребят, и никому не отказывают. Скорее, Nike выполняет другую функцию, охватывают тех ребят-любителей, которые не находятся в системе детско-юношеского футбола и тренируются на коробках. Идеально было бы, конечно, совмещать и то, и другое.

alt

— Многие говорят, что детская футбольная школа — инкубатор, где всех подгоняют под один формат и «убивают» личности. Согласны с таким мнением?— Всех тренеров нацеливают на подготовку индивидуальностей, и любого тренера, особенного работающего в ведущих академиях, оценивают по тому, сколько его учеников переведено в дубль, а потом в основной состав. Да, многие вещи усредняются, и разрывы в детском возрасте между ведущими академиями и другими командами больше, чем в выпускных возрастах, эта разница активно сужается. Но, думаю, это вопрос не методики, а недостаточного числа ярких личностей.

О чём стоит говорить, так это о банальном количестве играющих в футбол. Почему в Белграде, где жителей меньше двух миллионов, 98 команд одного возраста, а в 15-миллионной Москве — около 40? В миллионном Волгограде в первенстве города участвует 10 команд. Если в Сербии футболом занимается в 2,5 раза больше мальчишек, чем в России, то нужно смотреть именно эту выборку. Нужно учитывать, сколько у нас людей обеспечено должными условиями. Помнить, что во многих местах на Севере ребята вообще не имеют физической возможности заниматься с октября по апрель. Мы должны говорить об инфраструктуре, о количестве школ и клубов. В этом плане мы пока сильно уступаем многим странам. Плюс проигрываем географически, потому что во многих местах круглогодично заниматься футболом нельзя.

— Существует достаточно распространённая практика, когда детский тренер делает ставку на игрока физически более мощного, чем его сверстники, чтобы добиться результата. Как это изменить, чтобы не терялись таланты, немного отстающие в физическом развитии?— Здесь всё зависит от мастерства тренера, потому что эта проблема переходного возраста, когда кто-то вырастает, а кто-то — нет, и появляется разница в антропометрии. Иногда смотрю на 14-летних ребят, тренирующихся у нас на базе, и хочется задать вопрос: «А сколько возрастов здесь собрано?» Разница в росте у них может составлять 25 см. Понятно, что щуплым сложнее. Но в этом и заключается мастерство тренера, который видел этих ребят на этапе, когда они были одинаковыми и не достигли возраста биологического созревания. Когда все эти процессы уравновесятся и всё встанет на свои места. Нужно ждать, проявлять терпение, понимать законы биологического развития подростка и применять разные методики.

alt

— Не скучаете по работе детским тренером?— То, что было у меня в «Олимпии», это как первая любовь, это на всю жизнь. Мы до сих пор активно общаемся, у нас есть встречи «олимпийцев». Не могу сказать, что скучаю. С другой стороны, могу сказать, что, когда меня приглашают смотреть матчи академии, мне уже не хватает квалификации оценить потенциал ребят 12-летнего возраста, всё-таки необходима достаточно узкая специализация. Считаю, квалификация тренера более важна даже в детском футболе, чем во взрослом.

— Какие произведения посоветуете читать молодым футболистам?— Это сложная тема — тут не стоит зацикливаться на произведениях. Совсем недавно с футболистами ЦСКА мы обсуждали, что многие ребята из дубля, например, не владеют иностранными языками. А сегодня футболист высокого уровня — очень образованный, воспитанный человек, владеющий иностранными языками. Поэтому не так важно, что он будет читать. В 18 лет, наверное, не нужно делать ставку на классику — возможно, им будут интересны современные произведения, «Духless» какой-нибудь. Неважно! Важно, чтобы они образовывались, учили языки.

Мои тренировочные методики изначально основаны на сознании. И футболистам с недостаточным уровнем интеллекта очень сложно быть в них органичными. Интеллект делится на несколько составляющих: уровень энциклопедических знаний, быстрота мышления, оценка ситуации, юмор, находчивость, смекалка. Понятно, что предоставлять энциклопедические знания игрокам мне сложно. А вот манера общения и требования, которые предъявляю, подразумевают развитие остальных компонентов, которые я назвал. И у многих это развитие происходит большими темпами. А уже на эту базу они могут накладывать какие-то более общие или углублённые знания.

— Какие советы можете дать молодым игрокам?— Командная работа первична. Футбол – коллективная игра, и любая индивидуальная статистика – это всего лишь бонус за выполнение общекомандных задач. Именно такой должна быть философия: в первую очередь смотри на показатели команды, а потом уже на то, что сделал для нее лично ты. И речь не обязательно о забитых мячах и голевых передачах. Может, ты подашь кому-то бутылку воды, и это станет ключевым фактором успеха.

Когда ты полезен команде, когда соблюдаешь все моменты внутри профессиональной среды, активно работаешь на тренировках, помогаешь в достижении результатов, то даже если ты немного замкнут или высокомерен, это сойдёт тебе с рук. Тебя будут оценивать по профессиональным критериям. По тому, насколько ты важен и нужен команде, насколько ты стараешься быть ей полезен. Если это есть – минусы будут спокойно нивелироваться. Если нет, то ты можешь быть самым дружелюбным и добрым человеком, но толку не будет.

— Насколько в футболе важна мотивация?— Огромную роль в мотивации атлета играет тренер. Он может вызвать большие сомнения у сверхуверенного в себе человека. И, наоборот, повысить самооценку у не очень верящего в свои силы. Мотивация, безусловно, важна, но мастерство важнее. Однако сегодня нельзя существовать только за счёт мастерства.

Когда я говорю, что мастерство важнее мотивации, то имею в виду, что оно оттачивается в ежедневном тренировочном процессе. Если ты не прикладываешь усилий, это уже не мастерство, а одарённость и наличие определённых качеств. Но, не развивая их, добиться чего-то серьёзного не удастся. Профессиональные атлеты проделывают огромную работу, чтобы поддерживать форму и сохранять физические качества. Нельзя ведь быть талантливым во всём. Если ты быстрый, то не такой сильный, если сильный, то не такой выносливый или координированный, без всепоглощающей работы и самопожертвования ничего не добиться.

 Источник