Лед тронулся. Черчесов выиграл первый матч во главе сборной
У тренеров сборной России традиция такая – долго запрягать, а потом ехать, как получится. В последние годы они неизменно начинали с тягучих, невыразительных матчей, где результат вроде бы и вставал на второй план, а в то же время и волновал, учитывая качество игры. Гус Хиддинк начинал, натужно обыгрывая Латвию – тогда перед финальным свистком забил молодой, забивной и очень талантливый Павел Погребняк (всё в прошедшем времени). Дик Адвокат – с 1:0 над Болгарией и игрой, смотреть на которую без приступа зевоты было невозможно. Фабио Капелло – с Кот-д’Ивуара и 1:1. Лишь Леонид Слуцкий сразу бросился в огонь, но и его победа над Швецией была вырвана на жилах. И реакции Игоря Акинфеева заодно.
Станислав Черчесов тоже начал с невыразительных 0:0 в Анталье. Премьера нового тренера сборной России, может, и интриговала, только её мало кто заметил – закрытие трансферного окна запросто оттенило дебют Черчесова в главной команде страны. Но он, в отличие от предыдущих специалистов, оказался в новой для сборной России ситуации – ему не надо выжимать из команды все соки, ему требуется вдумчиво освежить команду, добавить голодную молодёжь. Идти на необычные эксперименты – именно поэтому с Турцией Черчесов решил играть по модной нынче схеме 3-5-2.
На матч с Ганой состав снова обновился чуть больше чем наполовину – видно, что тренерский штаб готов искать и экспериментировать. Из стартового состава на игру с турками осталась лишь пятёрка игроков – Акинфеев, Жирков, Самедов, Смолов и особняком среди них Василий Березуцкий, для которого матч с Ганой стал 100-м в футболке с двуглавым орлом. Остальные лица – новые. Сергей Петров из «Краснодара» и вовсе впервые сыграл за сборную.
Начали типично для товарищеского матча – присматриваясь к сопернику, толкаясь на узком квадрате в середине поля, без высоких скоростей. На этом фоне выделялись отдельные личности – во-первых, Фёдор Смолов, создавший первый острый момент на 7-й минуте: с левого края ворвался в штрафную, но пробил в защитника. А во-вторых, болельщики сборной Ганы. Им выделили небольшой сектор, но болели они так шумно – с барабанами, танцами, песнями с африканским колоритом, – что спокойно заглушали тех, кто пришёл поддержать нашу сборную. На черкизовском «Юге» даже не слишком рьяно пытались отвечать – лучше получалось у детишек, заводивших: «Россия! Россия!».
В этой игре выделялась одна важная деталь – тяга сборной России к прессингу. Это бросалось в глаза ещё в Турции. Может, давление не выглядело мощным и безальтернативным, где каждый ход приводит к мату, но на Евро нам часто не хватало именно работы без мяча. Умело бросался в прессинг Роман Зобнин – когда Гана пыталась вылезти в контратаку, знакомый Черчесова по «Динамо» сначала в подкате «съел» Томаса Тейе, а спустя две секунды полетел в ещё один подкат. Пусть и во второй раз Зобнин не смог отвоевать мяч, но без мяча двигался очень неплохо – как и в «Спартаке» на старте сезона.
Как типичный товарищеский матч, этот не давал целостной картины, дробился в мозаику. Так же вели себя и трибуны – то тишина, то резкая шумовая атака. Первая была за две минуты до гола, когда Африйе Аква беспощадно въехал в ноги Юрию Жиркову перед штрафной. Учитывая распухшую больничную карту Жиркова, за его здоровье было немного тревожно – но Юрий смог быстро подняться. Вторая вспышка – резкая контратака сборной России, пас Смолова направо Самедову, обратная передача вразрез, удар Фёдора «в домик» ганскому вратарю Квараси. И 1:0.
Есть в этом какая-то мистика – первый гол за сборную при Черчесове забил человек, которого он почти два года назад спокойно отпустил развиваться из «Динамо» в Екатеринбург. Тогда Смолова считали кем угодно, только не форвардом с потенциалом лучшего в России.
Черчесов в эти секунды был невозмутим. Спокойно стоял на бровке, любовался празднованием своих подопечных… Потом попытался докричаться до кого-то из полузащитников. Всё нормально, рабочий процесс.
Потом игра так и оставалась мозаичной – где-то выглядела серо и невзрачно, где-то симпатично подсвечивалась (не разжигалась, слишком громкое слово для сегодняшних скоростей и темпа). Самый яркий кусочек на двоих нарисовали в конце первого тайма. Сначала Кристиан Атсу, теперь играющий у Рафаэля Бенитеса в «Ньюкасле», красиво закрутил мяч из-под Петрова, но попал в перекладину. Спустя минуту Айю из вратарской замыкал фланговый прострел, но ударил мимо створа – «чёрные звёзды» тут же окружили арбитра, утверждая, что наш защитник его сбил. Ещё спустя минуту Шишкин разрезной передачей нашёл Дзагоева – но коварный удар под ногу Квараси не застал вратаря врасплох.
Второй тайм выдался ещё более раздробленным – почти без высоких скоростей, с обилием замен, но при этом с двумя ситуациями, когда Гана была на волоске от второго пропущенного мяча. Когда начудил Квараси, выронив мяч после удара головой Березуцкого, вратаря спас Бойе, выбив мяч из пустых ворот. А когда Жирков прострелил Смолову на пустые ворота, удар у форварда «Краснодара» тоже не удался – снова на вынос сыграл ганский защитник. Чуть не наказали за спокойствие и низкие скорости и нашу сборную, уже в самой концовке. После подачи с левого фланга все дружно забыли Атсу, но первый удар вингера в ближний потащил Акинфеев, а со второй попытки он выстрелил в молоко.
Выводы по такой игре делать сложно – она была слишком разбитой на мелкие эпизоды, в ней не было чёткого сюжета, в ней не было нерва (даже несмотря на пару жёстких стыков). Да, мы увидели, что Акинфеев может уверенно сыграть на ленточке в ключевой момент, Смолов – забивать, Зобнин – неустанно двигаться. Но мы видели это и в чемпионате России, правда? Пара товарищеских матчей позволяет нам выделить немного позитивных тенденций (вот одна – при Черчесове пока не пропускаем), но не позволяет судить о силе этой сборной, её потенциале.
По-настоящему важной эту победу можно назвать разве что для Станислава Черчесова. Этот матч в справочниках будет записан как первый победный для него, и он станет для тренерского штаба отправной точкой. Лёд тронулся. А о потенциале и готовности к ЧМ-2018 поговорим уже потом.