Великая кадровая революция. Михаил Борзыкин – о списке Черчесова
Обозреватель Sovsport.ru исследует заявку сборной России на ближайшие товарищеские матчи с Турцией и Ганой.
Состав, обнародованный Станиславом Черчесовым, приводит в изумление. Добравшись до нападающих, возвращаешься к вратарям и повторяешь увлекательное путешествие по списку – вдруг от внимания ускользнула еще какая-то важная деталь. Раньше было как: за Акинфеевым обязательно шел Лодыгин, за Василием Березуцким – брат Алексей и Игнашевич. За долгие годы этот порядок изучили даже домохозяйки. Избранных можно было назвать за пару месяцев до сборов – ошибешься максимум в двух-трех фамилиях. Сейчас – бомба! 15 новых футболистов по сравнению с заявкой на Евро-2016. То есть состав обновился на две трети. Великая кадровая революция началась. Заждались.
Одним только этим списком Черчесову удалось выполнить, казалось бы, невыполнимую задачу – вернуть интерес к сборной России. Смех смехом, но это, в сущности, и есть ответ на нашумевшую петицию о роспуске национальной команды, собравшую около миллиона подписей. Сборная России фактически распущена. Та сборная – бесконечно унылая, бесталанная, чужая на празднике футбола. На смену ей приходит другая сборная. Она может оказаться такой же бездарной, безыдейной, бесхребетной – а может и не оказаться. Мы этого не знаем. Но уже то, что команда обновилась на две трети, интригует и вселяет новые ожидания. Интерес к сборной вернулся. Но не доверие. И тем более не любовь.
Хотя доверять новому тренерскому штабу все же надо учиться. Повод-то есть. Впервые за много лет список игроков близок к оптимальному. Главенствующий принцип – играют сильнейшие – не только озвучен, но и соблюден. Вызов получили по большей части действительно лучшие игроки на своих позициях. Нет этого надоевшего порочного принципа инерции. Это когда Кокорин получает вызов только за свою медийную раскрученность, Денисов – за былые заслуги, а Алексей Березуцкий – за то, что является братом Василия. Последний пример не совсем корректен. Алексей – классный защитник. Но – не играет. А раз нет игровой практики в клубе, то и в сборной делать нечего.
Мы видим совершенно новый кадровый подход. Раньше сборная формировалась по каким-то второстепенным принципам: заслуги, опыт, отношения. Вызов получали не сильнейшие футболисты на данный момент, а те, кого тренер лучше знает, с кем привык работать, кто понимает его требования. Апофеоз этой кадровой политики можно было наблюдать во время работы Леонида Слуцкого. Хотя при чем тут Слуцкий? Ему сборную, во-первых, фактически навязали, а во-вторых, он не мог абстрагироваться от ЦСКА. Это больше претензии к тем, кто живет в каком-то своем мире, в котором совмещение постов – в порядке вещей. Так у нас и футболом рулит человек, которому одного кресла мало.
В списке Черчесова много интересных фамилий. А какие-то интересные фамилии в нем отсутствуют. Смущает присутствие Петрова, Газинского, Канунникова, Тарасова, Нойштедтера и Дзюбы. Петров вызван как фланговый защитник или как опорник? Первое еще можно понять: у нас на левом фланге совсем безлюдно. Газинский? Перестал прогрессировать. Канунников – загадочная фигура: многие не понимают, как он проходит в основу «Рубина». Тарасов – тихоходный, грубый, постоянно играющий на грани удаления опорник. Нойштедтер? Выступает на самой дефицитной позиции и, наверное, заслужил второй шанс как центрдеф. А Дзюба старт сезона пропустил из-за травмы.
За бортом остались Смольников, Ещенко, Мамаев и другие. Но и тут не все так однозначно. Смольников был худшим на Евро-2016; по итогам турнира так и остался лидером по количеству голевых ошибок – 3. И появление Фернандеса, который пока не может играть за сборную России, но может с ней тренироваться, – тревожный для Игоря сигнал. Ещенко – вероятно, лучший правый латераль на старте сезона. Но – возраст. Правда, Жирков даже старше, но вызов получил. Отсутствие Мамаева – то ли воспитательная мера, то ли следствие травмы. С остальными все проще: они или не соответствуют новым задачам, или пали жертвой омоложения состава.
В товарищеских матчах с Турцией и Ганой предстанет новая сборная России. От старой останется только вратарь – Акинфеев и центральный нападающий – Дзюба или Смолов. Все остальное создается с нуля: связка центральных защитников, так называемый центральный треугольник (опорник, box-to-box. атакующий хавбек), фланги обороны и полузащиты. И, конечно, изменится игра. Команды Черчесова практикуют прагматичный, простой, рабоче-крестьянский футбол, без каких-то изяществ и витиеватости комбинационной игры. Но это как раз не есть плохо. Это то, что нужно нынешнему подбору исполнителей. Поскольку новых Аршавиных по-прежнему не видно.