6 мин.

Быстрее, выше, сильнее… Без допинга

4

«В своей очередной публикации блог «футбольная арифметика» пытается проанализировать, какие плюсы могут быть извлечены из ситуации с допинговыми скандалами российского спорта для отечественных производителей спортивного питания и наконец установить, почему спортивное питание и допинг не имеют ничего общего»

Мир против нас

Д О П И Н Г – 6 букв, которые не перестают терроризировать отечественный спорт в последнее время. Российские болельщики уже в восторге, когда участие их спортивных кумиров «возможно» состоится. Да, именно настолько не всегда объективное давление мирового спортивного сообщества усугубило положение России в глобальном табеле о рангах спортивных держав.

6

Утверждать, что допинг – сугубо российская проблема, однозначно политизированная позиция иностранных СМИ. Однако настаивать, что проблемы нет – излишне наивно. При этом проблема не сводится к банальному приему различного рода препаратов, повышающих мышечную выносливость и притупляющих болевые пороги. К более глобальным недостаткам необходимо отнести слабую развитость всей системы медико-биологического обеспечения российских спортсменов.

Допинговые интриги в лучшем случае строятся по принципу «не пойман – не вор». Однако если очень захотеть: всегда можно что-то обнаружить… А если еще больше захотеть, то можно по-мхатовски сыграть роль слепого крота, как, например, сделала международная теннисная федерация, когда Андре Агасси прямым текстом признал принятие запрещенных препаратов, но никаким санкциям и лишению регалий не подвергся. Некоторые просто открыто заявляют свое нежелание играть по общим правилам: Национальная хоккейная лига отказывается принимать кодекс Всемирного Антидопингового Агентства (далее – ВАДА), настаивая, что у них имеется свой андидопинговый свод правил. И ничего, никто не смеет против НХЛ затеивать информационную войну на данной почве.

К сожалению, то, как следят и «ухаживают» за спортсменами в странах, доминирующих современные спортивные баталии, нам может лишь сниться. На просьбу выступить в роли эксперта любезно согласился основатель одного из активно развивающихся отечественных брендов спортивного питания BOSSNA – Федья Мисирлич (далее для удобства – ФМ). Г-н Мисирлич является боснийцем по происхождению, но всю свою сознательную жизнь прожил в России, и именно тут у него возникла идея революционировать отечественный рынок спортпита.

Рынок спортивного питания России

Рынок спортивного питания в России всегда воспринимался, как минимум, неоднозначно массами.

0

«Это же порошок, ничего натурального – сплошная химия».

После таких реплик, которые можно нередко услышать, появляются мысли, что, возможно, проблемы с допингом в России частично связаны с неосведомленностью людей относительно его сущности.

ФМ: Действительно, одним из главных вызовов, стоящих перед игроками рынка спортивного питания в России является негативное восприятие самого понятия. В корне проблемы лежит именно неосведомленность граждан. Если человек, смешивает порошок с какой-либо жидкостью, то на него сразу же накладывают стереотипные ярлыки.

При этом даже такие преграды не останавливают предпринимательскую инициативу. Ссылаясь на отчет Euromonitor International, представитель BOSSNA отмечает, что средневзвешенный годовой рост мирового рынка спортивного питания составляет 9%. При этом по прогнозам global-newswire глобальный рынок спортивного питания достигнет объема в $37,7 млрд.

Плюсы допингового скандалы

Как говорится, у любого явления есть плюсы и минусы. Даже, как оказалось, у допингового скандала российского спорта.

ФМ: Конечно, недавние проблемы российского спорта, связанные с уличением спортсменов в принятии допинга, сильно ударили по всем смежным отраслям. Однако конкретно для рынка спортивного питания имеются преимущества, поскольку практически впервые в России наконец общественность стала обращать внимание на медико-биологическое обеспечение спортсменов, в том числе на спортивную диетологию. Спортивное питание, как неотъемлемая часть рациона профессионального спортсмена, наконец может получить одобрение российской общественности, которое оно заслуживает.

Деньги

В 2013 расходы ВАДА на осуществление допинг-тестов составили $690 тыс., в 2014 эта сумма возросла до $728 тыс. Тогда как вся мировая система антидопингового контроля требует затрат более $300 млн. Исходя из подобных вычислений, в 2014 году стоимость обнаруженной допинг-пробы обходилась примерно в $70 тыс.

ФМ: Не секрет, что поддержание мировой антидопинговой системы практические на 50% осуществляется государственными структурами. При этом, в России существует мало инициатив по обучению и развитию понятийного аппарата спортивной диетологии в целом и спортивного питания, в частности. Вполне логично, что увеличение осведомленности среди населения по поводу тех же банальных различии между запрещенными ВАДА гормонами роста, и сывороточным белком, процедура производства которого не отличается от процесса получения порошкового молока, несомненно могло бы как способствовать рынку спортивного питания в России и снизить число «случайных» факто приема допинга.

909

Санкции Х Допинг = формула провала?

В связи с тем, что на данный момент реализация иностранных продовольственных товаров на территории страны несколько затруднительна, а все имеющиеся зарубежные продукты стоят в 2 раза выше привычной цены, то и все игроки рынка должны по-новому строить свое взаимодействие с клиентами и работать надо собственной узнаваемостью. Принято считать, что эффективным инструментом продвижения в спорте является спонсорство.

ФМ: На данный момент на российском рынке весьма тяжело складываются отношения между компаниями по спортивному питанию и представителями профессионального спорта. С одной стороны команды, лиги, федерации боятся, что их будут ассоциироваться с «химическими» спонсорами. С другой стороны, для представителей рынка спортивного питания существуют репутационные риски, связанные опять-таки с возможной очередной допинговой волной.

Игрокам отечественного рынка спортивного питания более перспективным направлением для спонсорства выглядит эндорсмент. То есть когда бренд ассоциируется с конкретным спортсменом (персоной). За счет этого появляется возможность управления репутационными рисками путем выбора атлетов с безупречной репутацией и хорошим публичным имиджем.

Также специалист отметил, что перспективным выглядит спонсорство учебных и научных учреждений, связанных со спортом. В данном случае репутационные риски сводятся к минимуму, поскольку история отечественных вузов насчитывает порядка 100 лет. При этом финансовые запросы подобных учреждений на порядок ниже профессиональных спортивных клубов и лиг.

Перспективы

Преграды существуют до того момента, как их кто-то преодолевают. Допинг – это, к сожалению, не та проблема, к которой можно применить сиюминутное решение. Однако пассивность уж точно не приведет к снижению информационного давления со стороны западных СМИ. Система медико-биологической поддержки спортсменов в России, безусловно, должна совершенствоваться (банальность, но факт). Инициативные представители должны поощряться, иметь реальную мотивацию внедрять свои наработки.

Вспомните, урок 8-го класса физики, третий закон Ньютона гласит, что любое действие порождает противодействие. В случае с допинговыми обвинениями должно быть грамотное, взвешенное и аргументированное противодействие от российской стороны.

За помощь в организации материала хотелось поблагодарить компанию BOSSNA и конкретно Алана Мура и Федью Мисирлича.

Материал подготовил сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова

Осокин Никита Андреевич