10 мин.

Жвачка и трусы наизнанку

 «Если футболисты находятся во власти суеверий, вам не стоит выпускать их на следующий матч».

                                                                                  (Й. Кройф)

alt

    Кройф  (вечная ему память),  во времена своих выступлений за амстердамский «Аякс», перед началом игры шлепал своего вратаря Герта Болса по животу, а затем приклеивал свою жвачку к штанге своих ворот. И надо же было такому случиться, что именно перед финалом  Кубка чемпионов 1969 года Йохан забыл пожевать этот защитный «амулет» и   «Аякс» проиграл «Милану» со счетом 4:1. Потом, уже работая тренером,  с улыбкой вспоминая этот случай, он  изрек фразу, которая и стала эпиграфом к этой статье.

   Наверно нет на свете более суеверных людей, чем спортсмены. Они готовы верить, во что угодно и в кого угодно, что бы только добиться благосклонности фортуны. В обычной жизни, он спокойно могут пройти под лестницей, разбить зеркало, рассыпать соль. Они могут не верить ни в Бога, ни в черта, уступить дорогу черной кошке и беззаботно пойти дальше. Но, если дело касается важных соревнований, принципиальных матчей, то этим людям, завидуют самые изощренные жрецы магии Вуду. Каких только ритуалов, традиций не существовало и не существует до сих пор  в современном спорте.

  Сколько же различных суеверий и обрядов знает спортивная история.

Самое распространенное из них — вера в магию чисел. Спортсмены игровых видов спорта на протяжении всей карьеры предпочитают выступать под одним и тем же номером, и низа что на свете не согласятся его поменять.

    Впервые в истории футболистов посчитали и пронумеровали в матче английских «Арсенала» и «Челси». Это случилось в далеком 1928 году. Естественно, что номера выбирались, без вычисления счастливых и судьбоносных чисел и без учета личных предпочтений игроков, а строго по позициям - с первого по 11-й номер. Так, вратарю принадлежала единица, центральному полузащитнику - пятерка, а девятка - центральному нападающему.  После появления замен в 1965 году первый футболист, который выходил на замену, должен был брать футболку с номером 12, следующему разрешалось из суеверных соображений «пропустить» №13 и надеть футболку с номером 14.

  Вероятно, тогда-то все и началось. Сегодня битвы за нужные игрокам номера на футболках начинаются на стадии подписания контракта. Футболисты верят в чудесную силу своего номера и только им одним известно, какую мощь и силу призвана даровать своему владельцу цифра на спине. А ведь она уж точно, что-то да значит для любого футболиста.  Ведь никто уже не удивляется, что сегодня на игровых майках в различных видах спорта можно увидеть любое из чисел от 0 до 99 (за исключением, пожалуй, только одной - не счастливой).    «Есть определенные цифры, которые я считаю своими. И все они почему-то четные. В своей карьере я играл под вторым, четвертым, шестым и восьмым номерами. Когда я пришел в сборную мне достался пятый номер, но как только появилась возможность, я поменял его на шестой», признавался Игнашевич, а если желанный номер занят, то стараются выбрать либо зеркальный, либо тот, сумма цифр которого будет давать любимый. Иван Саморано в миланском «Интере» очень хотел играть под девятым номером, но когда он пришел в команду, любимая цифра была занята.    Ему пришлось взять номер 18, но между двумя цифрами по его просьбе добавили небольшой незаметный знак сложения (+), чтобы всем было понятно, что он играет с девяткой на спине.

alt

Во времена моей футбольной юности было твердое правило, если твой номер не был в пределах от первого до одиннадцатого, то ты точно - запасной. И чем больше цифра, тем дальше ты от основного состава. 

    Большинство футболистов верит в то, что с лавки в раздевалке перед выходом на игру нужно всегда вставать с одной и той же ноги, ровно так же, как и надевать гетры и бутсы — тоже только с определенной ноги. Существует примета, что если на разминку команда выходит раньше соперника, то чаще выигрывает. Очень многие футболисты касаются рукой газона, когда выходят на замену и освещают себя крестным знамением. Великий немецкий бомбардир 70-х годов Герд Мюллер всегда играл в бутсах 41-го размера, хотя ему идеально подходил 38-й. Другой снайпер – болгарин Христо Стоичков – подкладывал в бутсу монетку в 10 стотинок. 

   Место в автобусе у каждого игрока свое. Есть незыблемое правило, когда должен зайти в автобус тренер и когда он должен из него выйти. В арсенале суеверного наставника, всегда  присутствует талисман, который помогает одержать победу. Шапочка - петушок Семина, пиджак и четки Бердыева, а наблюдательные журналисты  заметили, что уж больно часто брюки Карпина поддерживает один и тот же ремень с увесистой бляхой.

alt

     Но все это детские шалости по сравнению с ритуалами африканских футболистов или с проявлениями суеверий, как кажется лежащих в плоскости далекой от спорта.

   Марио Гомес из «Штутгарта» всегда использует туалетную кабинку, которая находится слева от раздевалки его команды. А Джон Терри всегда справлял нужду в одном и том же туалете, когда играет на «Стэмфорд Бридж». Ради этого он даже готов ждать, пока эта кабинка освободится, даже если все соседние свободны. А Румынский форвард Адриан Муту, сменивший за карьеру множество команд, постоянно играл в одних и тех же плавках, которые надевал наизнанку. По его словам, этот помогало ему избегать проклятья со стороны недоброжелателей.

    Нападающий “Брюгге” Эйдур Гудьйонсен, так же достаточно оригинально подходил к предстоящим матчам. Исландский футболист закрывался в туалете и нацеловывал свою футболку столько раз, сколько хотел забить мячей в этой игре.

     Обычная бабушка стала приметой целой команды — владикавказской «Алании». Однажды команда ехала в автобусе на матч с принципиальным соперником, и на каком-то из поворотов этот автобус увидела пожилая жительница Владикавказа, которая помахала футболистам рукой. В том матче «Алания» победила, и тогда кто-то из руководства клуба велел разыскать бабушку и сделать так, чтобы каждый раз, когда команда ехала на игру, она бы стояла на том самом повороте и махала спортсменам рукой. Команда даже маршрут никогда не меняла, чтобы не пропустить свою поклонницу. Но «Шахтер» из Караганды пошел еще дальше в проявлениях спортивного оккультизма и перед матчем с шотландским «Селтиком» в плей-офф квалификации Лиги Чемпионов, перед поединком зарезал на поле чёрного барана.

    Но и это еще не самое любопытное. По сравнению с верой в приметы и соблюдения ритуалов, полевые игроки, просто махровые атеисты. Многие считают голкиперов людьми, так сказать, не от мира сего, немного странными, а иногда и просто не нормальными. Такими же в музыкальных группах считают ударников.

alt

Легендарный колумбийский вратарь Рене Игита почти до дыр заносил свои синие трусы, про которые знает весь мир.

    Мне всегда было интересно, что же всегда  лежало  у Рината Дасаева в воротах? Оказывается, это перчатки, которые он получил в подарок от голкипера сборной ФРГ Харальда Шумахера. На руки он этот талисман не надевал, а клал в ворота в левый от себя угол, считая, что таким образом получает дополнительную помощь. Все знают, как любит целоваться со штангами Андрей Ребров, а как их нежно обнимал Вячеслав Малафеев и непременно касался перекладины.

     Но дальше всех пошел Бывший вратарь сборной Аргентины Серхио Гойкоэчеа. Не знаю, байка это или нет, но  перед каждой серией пенальти он обязательно справлял на поле малую нужду. Он делал это так мастерски, что зрителям ничего не было понятно.

    «По правилам я же не мог покидать поле. Ну, так и произошло в четвертьфинальном матче ЧМ-1994 с Югославией. Затем я повторил то же самое в полуфинале с Италией. После этого помочиться на поле перед серией пенальти стало моим своеобразным талисманом и часто помогало», — объяснил Серхио. Остается только удивляться, как четко отзывался его организм на назначение одиннадцатиметрового удара. Хотя понять его по-человечески можно.

    Но воздадим должное и хоккейным вратарям. В этом виде спорта проявлений суеверий и традиций уж никак не меньше, чем в футболе.

 Вратарь «Филадельфии» Пелле Линдберг надевал все свое обмундирование поверх одной и той же футболки оранжевого цвета с логотипом шведской спортивной компании. Эд Бельфур никому не позволял дотрагиваться до своей амуниции, а Жослен Тибо перед началом игры раскладывал свою экипировку на полу строго в определенном порядке и ровно за шесть с половиной минут до начала матча поливал голову водой.   Наиболее странно вел себя вратарь Гари Смит, который выступал в НХЛ в 60-70-х годах: в перерывах между периодами полностью снимал с себя всю одежду. Представляю недоумение новичков команды. Наверняка это служило частым поводом для шуток.  Великий Патрик Руа никогда не наступал на линии разметки. Перед каждой игрой он откатывался к синей линии, разворачивался на 180 градусов, наклонялся и пристально смотрел на ворота. Позже Руа как-то признался, что таким образом старался мысленно представить себе, как ворота сжимаются. И он же постоянно разговаривал со штангами своих ворот во время игры.

   Всем известно, что в матчах плей-офф, игроки перестают макать помазок в мыльную пену и все как один превращаются  в йети.

alt

  Уэйн Гретцки посыпал крюк клюшки детской присыпкой и на разминке перед матчем всегда наносил первый бросок справа от ворот. Он никогда не стригся во время выездной серии, потому что однажды, когда он это сделал, его команда не выиграла ни одного матча.  Брюс Гардинер, выступавший в 90-х годах за «Оттаву», перед выходом на лед окунал крюк своей клюшки в унитаз. А легендарный Фил Эспозито из «Бостона», как огня боялся перекрещенных клюшек. Великий Рэй Бурк после утренней раскатки полностью вытаскивал шнурки своих коньков, а перед игрой вставлял обратно.  Ги Лефлер перед матчем курил исключительно ментоловые сигареты, а Джо Ньюиндайк непременно съедал два тоста с арахисовым маслом.

  И ведь это малая толика примеров, довольно странных способов привлечь на свою сторону ее величество удачу, а если учесть, что у соперника свой, и не менее мощный арсенал ритуалов и примет, то остается только пожалеть госпожу фортуну.

   Не остаются в стороне и болельщики. День матча превращается в набор, казалось бы, нелепых  для окружающих поступков.

Вслед за игроками перед играми плей-офф большинство поклонников хоккея перестают бриться. Кто-то не стрижёт волосы, кто-то забывает про стрижку ногтей, а может и перестает мыться. Некоторые болельщики запоминают, в какой одежде следили за игрой в победном матче, после чего стараются одеться аналогичным образом в решающие игры. У многих есть счастливые футболки, шарфы, трусы, носки. Если у игроков принято не занимать денег перед матчем – то болельщики поступают так же. Хотя возможно занять на пиво или на заветный билет данное правило не распространяется. Доходит до того, что очень важно в какой позе смотреть игру на диване, с какой стороны от себя положить пульт от телевизора и ни в коем случае не ходить в туалет во время игры (только в перерывах).

  Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман».

   Лично мне кажется, это все момент сугубо психологический. Если футболист произвел перед матчем все необходимые, в его понимании манипуляции, то и играет он раскованней и уверенней. Но с другой стороны, если приметы перестают работать, то тут уж придется начать упорней тренироваться и прекратить заниматься ерундой.