15 мин.

Оставьте лимит! Как спасти русский футбол-2?

Блог «Крылатые выражения» ищет правильный путь

Как спасти русский футбол? Часть 1

После очевидных мер по спасению детского футбола и не самых явных финансовых экспериментов пришло время обсудить клубные турниры.

Реформирование РФПЛ и других турниров

1. Изменить лимит на легионеров

alt

- Виталий Леонтьевич, что вы сделали, находясь на посту главы РФС и Министра Спорта?

- Вы знаете, очень много. Например… хотя бы…допустим... ввел лимит!

Ущербность нынешнего лимита, должно быть, очевидна всем, кроме Виталия Мутко, использующего паспортное ограничение в качестве прикрытия собственной некомпетентности и бездействия. Во-первых, лимит уничтожает конкуренцию за место в основе, особенно в середняках и аутсайдерах. Во-вторых, как и всякое искусственное ограничение на свободном рынке, взвинчивает зарплаты отечественных игроков, развращая их халявным баблом.

В-третьих, и, пожалуй, в главных, на что, однако мало кто обращает внимание, нынешний лимит снижает конкуренцию между командами РФПЛ, увеличивая и без того сильное расслоение на благополучные «столицы» и нищую провинцию, ведь паспортный шлагбаум вынуждает богатые клубы скупать оптом всех мало-мальски дееспособных русских футболистов.

Когда кто-нибудь из нонконформистов от мира футбола выступает в защиту лимита, то, все, как правило, сводится к игровой практике. Но позвольте! Топовые российские игроки и без того регулярно играли бы в основе. Сложно поверить в то, что, скажем, Игорь Акинфеев или Алан Дзагоев лишились бы своих мест в старте в условиях свободной конкуренции. Зато менее статусные футболисты теряют свое время и молодость, переходя в российские топ-клубы максимум в качестве игроков ротации. Наглядный пример — Денис Ткачук, отдавший предпочтение обитающему в ФНЛ «Зенит-2» вернувшимся в Премьер-Лигу «Крыльям». Там «русский Варди» ожидаемо смог выделиться, но также предсказуемо осел на скамейке «Зенита» взрослого. Итак, «Крылья» бесплатно лишились своего лидера, Ткачук — игровой практики, а «Зенит» так и не получил реального усиления.

Выходит, что, вводя лимит, мы убиваем конкуренцию между игроками внутри команд и клубами в турнире, развращаем зарплатами молодых спортсменов и косвенно лишаем игровой практики перспективных, но еще не топовых футболистов, получая взамен сомнительное арифметическое увеличение игроков-лимитчиков.  Стоит ли игра свеч? По-моему, нет. Тем более, что, на самом деле, главная кадровая проблема нашего футбола — не малое число футболистов с российским паспортом, а полное отсутствие как класса, как вымерших птеродактелей или тиранозавров, игроков-звезд. Следовательно, современный лимит — это попытка решить качественную проблему количественным методом. Классическая и глупая ошибка.

Но стоит ли полностью отменять всякие ограничения? Вовсе нет. Лимит необходимо изменить, а перед этим осознать его настоящие функции:

- защитить Премьер-Лигу от нашествия массы дешевых второсортных легионеров, на которых так легко и забавно пилить клубный бюджет.

- заставить тренеров рисковать и доверять место в основе молодым игрокам.

- стимулировать клубы к развитию собственных детских школ.

Какие варианты лимита возможны?

alt

1) Лимит на легионеров, не заигранных в своих национальных сборных, либо не имеющих должного процента матчей. Впрочем, 2-3 вакансии для таких футболистов необходимо оставить, так как даже в этой категории спортсменов могут найтись настоящие бриллианты. Яркое пример — Жоазинью, Вандерсон и тот же Молло. Кроме того, в эту категорию не должны попадать футболисты моложе 23-х лет, играющие в своих молодежных и юниорских сборных. Теоретически лимит на иностранную молодежь можно и вовсе не вводить. Мы же хотим, чтобы наши клубы развивали скаутские системы и зарабатывали на трансферах?

2) Широко обсуждаемый «10+15». Главное достоинство этой редакции лимита очевидно: клубы будут вносить в заявку на сезон только тех, кем действительно планируют играть. В случае возвращения усеченной заявки на матчи (18 человек), интересным вариантом мог бы стать лимит на легионеров, находящихся в запасе. Скажем, не более двух человек на 7 мест. Да, теоретически это поставит в неравные условия уже наших игроков. Однако клубные тренеры — не враги себе, чтобы держать в основе более слабых исполнителей.

3) Лимит на молодых игроков: не менее 1 (2) футболистов не старше 23-х лет в основном составе. Это ограничение стимулирует развитие клубных детских школ и вынудит тренеров пойти на очевидный риск, давая необходимое игровое время своим молодым футболистам. Однако здесь необходима важная поправка: молодые игроки в составе должны быть воспитанниками клуба. В противном случае, всех юных талантов на корню скупят топ-клубы.

Какой из этих вариантов выбрать? Вопрос сложный. Возможно, наилучший вариант — компиляция из трех предложенных ограничений.

2. Расширить РФПЛ и ввести лимит на число клубов из одного города

alt

Как уже было сказано, одна из главных проблем нашего спорта — уничтожение футбола в регионах. Фактически, самая популярная на планете игра развивается только в Москве, Питере и некоторых южных республиках. Даже такие крупные города, как Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Волгоград отлучены от ПЛ. Зато каждый год ранимых спортивных журналистов ужасают пустующие трибуны русских стадионов. А стоит ли удивляться? Скажите, вы сами ходили бы на матчи местного клуба, играющего во Второй Лиге и не имеющего ни малейших шансов на повышение в классе? В свою очередь, снижение интереса к футболу в регионах ограничивает рекламные возможности нашегочемпионата. К примеру, после вылета «Крыльев» из РФПЛ многие мои знакомые отказались от подписки на «Наш Футбол».

Отчуждение провинции от высшего света создает и еще одну острую проблему. В современно футболе профессиональные элитные клубы, имеющие свою детскую школу, играют примерно ту же роль, что монастыри в средневековой Европе. Именно через них дети приобщаются к болельщицкой субкультуре, а самые талантливые из них получают «высшее футбольное образование».

Таким образом, одна из главных задач РФС — по максимуму расширить географию участников РФПЛ. В идеале, все города-миллионники России должны быть представлены в ФНЛ, а еще лучше — в РФПЛ. Сделать это можно двумя очевидными способами.

1) Расширить Премьер-Лигу до 18 команд. Для столь огромной страны, как Россия, 16 участников в высшем дивизионе — преступно мало. Я не люблю Валерия Газзаева, однако его идея расширить РФПЛ до 18 клубов кажется мне логичной. Да, в нынешней системе координат это ослабит турнир, но, в случае централизованного финансирования (см. предыдущие пункты) практически не скажется на качестве матчей. Что же касается четырех лишних туров — то это не проблема. Многие тренеры, да и сами игроки считают, что график игр через 3 дня на 4-й даже лучше, чем стандартный недельный календарь, ведь играть всегда приятнее, чем сидеть на сборах.

2) Установить лимит: не более 3-х клубов из одного города в РФПЛ. Давайте на чистоту: Москва объелась, она пресыщена спортом. Я с ужасом вспоминаю времена, когда минимум 5 клубов из элитных 16 базировались в нашей столице. Мне до сих пор снятся ночные кошмары, в которых я присутствую на матче «Торпедо» - «Динамо» в огромных пустых «Лужниках»!  Понимаете, только я и гигантская пустынная чаща! А ведь еще недавно этот сон был реальностью. Сейчас число московских команд стабилизировалось: «Спартак», ЦСКА, «Локо» - остались только самые крепкие и посещаемые. Все! Достаточно! Искусственных проектов, вроде ушедших в небытие ФК «Москва», «Сатурна» или «Химок», нам больше не надо. Имейте совесть, лучше вложите средства в «воскрешение» «Ротора» или «Волги». Или хотя бы освободите вакантные места для «Факела» и «Сибири». Что же до «Торпедо» и «Динамо» - то и здесь все закономерно. Клубы, которые даже в свои лучшие времена с Семшовым и Вальбуэна наперевес не могли собрать на трибунах больше 3 тысяч человек, в РФПЛ играть не должны. А, если вы считаете, что достаточно лишь славной истории — поговорите об этом с фанатами «Шефилд Уэнсдэй» и «Дерби Каунти».

3. Вернуться к системе весна-осень

alt

Не перебивайте! Я и так знаю, что местами поменялись только круги. Но в чем же тогда заключается реальная выгода от перехода? Основными доводами тех, кто вводил новую схему турнира, было то, что теперь наши трансферные окна синхронизируются с европейскими чемпионатами, а российские клубы будут лучше готовы к плей-офф еврокубков. Ну и? Много ли звезд мирового футбола окунулось в РФПЛ после перехода на «осень-весна»? Нет, ибо важнейшим критерием, влияющим на появление топовых футболистов в России, были и остаются финансовые возможности клубов. А что насчет выступления наших команд в Европе? Лично я не увидел положительных изменений. Обе эпохальные победы в Кубке УЕФА были добыты еще при старой системе розыгрыша. Пожалуй, единственный плюс реформы Фурсенко состоит в том, что ключевые игры чемпионата теперь проходят на хороших весенних газонах. Если, конечно эти матчи не играются у нас на «Металлурге».

Зато минусов гораздо больше. Во-первых, даже сейчас большинство наших клубов государственные, а финансовый год в России начинается с 1 января, поэтому желательно, чтобы чемпионат «умещался» в одном календарном году. Во-вторых, короткое летнее межсезонье не позволяет укрепиться клубам-аутсайдерам. Вспомните жалобы на слабость «Торпедо» и «Арсенала», которые оказались попросту не готовы к сезону. В старой же системе за длинную зимнюю паузу можно было провести полноценные селекционные сборы и выбрать из массы бесплатных «игроков-ноунеймов» парочку стоящих. Так поступали в свое время Красножан с Нальчиком, тот же Тарханов с «Крыльями» в начале нулевых.

Наконец, перенос решающих матчей на май негативно сказывается на сборной, чьи игроки, думается, страдали от мышечных травм не только по вине Слуцкого. К слову, не факт, что Алан Дзагоев получил бы то злосчастное повреждение, если бы в поединке с «Рубином» не разыгрывались золотые медали. Да и сам Слуцкий в недавнем интервью признавался, что майские игры отняли у него много сил, не дав толком «переключиться» и подготовиться к Евро. Наконец, сама ситуация, при которой пауза между кругами составляет 3 месяца, в разы превышая перерыв между чемпионатами, напоминает бред сумасшедшего. Хотите полноценную «осень-весна»? Тогда играйте в декабре-феврале и стройте искусственные манежи.     

4. Реформировать ФНЛ

alt

Пожалуй, два главных недуга ФНЛ — большое число странных матчей и огромные расстояния между городами-участниками, заставляющие клубы тратить огромные деньги и время на перелеты.

Решить вторую проблему и косвенно совладать с первой могла бы реорганизация турнира. Следует разделить ФНЛ на западную (европейская часть России) и восточную (Урал, Сибирь, Дальний Восток) конференции. В каждой зоне можно оставить по 10-12 команд, которые играли бы регулярный турнир по стандартной круговой системе. Самые важные матчи за выход в РФПЛ и выживание игрались бы по системе плей-офф. Это привлекло бы повышенное внимания к главным поединкам ФНЛ и, следовательно, сделало бы их более честными. Все-таки катать договорняки или подкупать судей, когда твой соперник тоже мотивирован, а за игрой следит вся страна, гораздо опаснее и сложнее.

5. Поднять престиж Кубка России

Ситуация с этим турниром напоминает то, что уже случилось с Кубком Содружества. Меж тем национальный кубок — единственный шанс приобщиться к большому футболу для жителей средних и малых городов. Однако его статус определяется, прежде всего, отношением топ-клубов, которые начинают играть всерьез в кубке минимум с четвертьфиналов. Как это изменить? Вернуть двухматчевую систему розыгрыша (кроме финального поединка). Еще было бы неплохо давать победителю Кубка России путевку в Лигу Чемпионов, но это уже зависит не только от РФС, но и от международных инстанций.

6. Запретить переходы тренеров из клуба в клуб вне трансферных окон

alt

Постоянные увольнения тренеров — бич мирового футбола. Капризные руководители клубов, тратящие огромные деньги на трансферы, хотят сиюминутного результата и часто рубят с плеча, не задумываясь. Спору нет, иногда тренерские отставки разумны и своевременны, однако над руководителями «Кубани», кажется, смеется уже вся Россия.

Почему бы не положить этому конец на законодательном уровне и не запретить переходы тренеров между клубами вне трансферных окон? Хочешь уволить наставника — нет проблем, но пригласить нового рулевого можно только в короткий период трансферного окна. А пока что командой может руководить только исполняющий обязанности помощник. Возможно, это заставило бы взяться за ум ретивых футбольных функционеров, а еще расстроило бы Гаджи Гаджиева, но он, так и быть, с этим смирится.

Дополнительно

1. Вернуться к практике приглашения иностранных судей

alt

Не то, чтобы я так сильно ненавидел отечественных арбитров и считал их всех поголовно лицами нетрадиционной ориентации. Но так уж мы все устроены, что доверяем сторонним, не вхожим «в систему» иностранцам, больше чем своим. Это не хорошо и не плохо, это данность. Вспомните хотя бы как снисходительно относились к выбору игроков Хиддинка и Капелло, и как критиковали новый призыв Слуцкого (справедливости ради, по делу) спортивные журналисты.

С судьями примерно та же картина. Дело даже не в том, что иностранные рефери обладают более острым зрением и утонченным пониманием игровых эпизодов, хотя и «договориться» с ними объективно сложнее. Просто им действительно будет легче работать. Из матчей уйдет лишняя нервозность, а мы получим редкую возможность обсуждать не то, куда посмотрел арбитр на той или иной минуте матча, а непосредственно саму игру.

Вызывать иностранных судей следует не только на матчи за титул, медали и еврокубки, но и на игры аутсайдеров за выживание. Единственный ощутимый минус такого подхода — отсутствие практики серьезных поединков у российских арбитров. Поэтому оптимальный вариант — обмен судьями с каким-либо другим иностранным чемпионатом. Это недорого и эффективно. Осталось лишь уговорить зарубежных партнеров и собственную национальную гордость.  

2. Перевезти сборную в регионы

Раз уж наша национальная команда носит гордое имя сборной России, то и играть она, очевидно, должна на территории всей страны, а не только в Москве и Питере. До настоящего времени единственным препятствием для «гастролей» сборной в регионах было банальное отсутствие современных, качественных арен. Чемпионат Мира 2018 должен решить эту проблему хотя бы частично, а, значит, главная команда страны должна проводить в регионах не менее 70 % своих матчей. Причем в число этих игр должны входить не брошенные как голодной собаке кость товарняки с Новой Зеландией и проходные встречи с Андоррой, а вполне официальные поединки с топовыми по меркам отборочного этапа соперниками. «Хождение сборной в народ» как минимум повысит интерес к футболу в регионах, а, быть может, еще и придаст дополнительную мотивацию скучающим игрокам.

Кроме того, следует отказаться от массовой натурализации легионеров, делающей существование взрослой сборной России бессмысленным.

3. Поддержать создание официальных клубов болельщиков

alt

Все недовольны ВОБом. Кто эти люди, за чей счет они куролесят по заграницам, по каким принципам распределяются билеты на матчи сборной и кого именно представляет Шпрыгин? Сама идея создания подобной структуры, в целом, верна, но ее реализация просто ужасна. В настоящий момент ВОБ, изначально созданная в качестве фанатской организации, а ныне претендующая на объединение всех российских болельщиков, не может включить в свой состав даже отдельные фанатские группы столичных топ-клубов, а во время масштабных беспорядков в Марселе ее руководители публично признали свое бессилие и неспособность повлиять на лидеров других объединений. Тогда для чего нужна эта организация?

Заинтересованы ли сами фанаты в подобном объединении — вопрос сложный. Они уже давно находятся в составе мелких неформальных групп и привыкли отвечать только за себя. Зато разрозненные и многочисленные «кузьмичи» явно нуждаются в некой объединяющей структуре. С ее помощью можно было бы сформировать культуру боления, защищать права зрителей, наладить обратную связь с клубами, выражать свое мнение по тем или иным вопросам. Например, по известному закону о болельщиках, стюардам на стадионе, запрете на курение и прочим полезным вещам. Именно через клубы болельщиков можно было бы эффективно отсеивать нарушителей правопорядка, а не искать себе лишнюю головную боль с паспортным контролем.

Каждая подобная организация могла бы иметь представителя в Совете Директоров своего клуба, через которого осуществлялась бы обратная связь между командой и ее поклонниками. Кроме того, делегаты от каждого КБ могли бы образовать центральный орган, реально объединяющий большинство российских болельщиков, который мог бы прийти на смену дискредитировавшей себя ВОБ. Привлекать же болельщиков во вновь созданную структуру можно было бы с помощью разумной дисконтной программы, скидок на билеты, абонементы и атрибутику для зарегистрированных членов.

Прецедент формирования подобной структуры уже есть. В Самаре создан и успешно функционирует Клуб Болельщиков «Крыльев», имеющий своего представителя в Совете Директоров. Однако, вполне очевидно, что без помощи футбольных властей этой организации будет сложно стать массовой. За идеал же стоит принять клуб болельщиков «Бенфики», насчитывающей более сотни тысяч активных членов.

4. Лоббировать введение видеоповторов

alt

Помните дикую ошибку судьи в матче «Анжи» - «Мордовия»? Этот чудовищный ляп был оправдан «человеческим фактором», а ведь фактически он лишил саранцев возможности остаться в Премьер-Лиге. Конечно, в каждой игре должен присутствовать элемент случайности, но все же хотелось бы, чтобы главными действующими лицами футбольных противостояний были непосредственно футболисты, а не арбитры. Кроме того, кто даст гарантию, что та ужасная ошибка была «непреднамеренной»?

Введение видеоповторов сделает футбол более справедливым (если он вообще может быть  справедливым) и, что важнее, снизит уровень коррупции, ведь теперь не получится списать откровенно предвзятое судейство на «человеческий фактор».

Внедрением видеоповторов должны заниматься ФИФА и УЕФА, однако наши чиновники могли бы пролоббировать тестовое введение новой технологии в нашем чемпионате. Как это организовать на практике? Самый простой вариант — каждый раз отключать таймер при просмотре повторов. Однако существует риск того, что игроки начнут запрашивать видео при всяком спорном ауте, что сделает матч бесконечным. Самый логичный вариант  - дать право каждому из тренеров на два запроса видеоповтора за игру. Все равно редко в каком поединке бывает более двух-трех по-настоящему спорных и судьбоносных момента.  

Что бы я сделал еще, если бы стал Виталием Мутко? Наверное, ничего больше… Хотя нет, забыл самое важное! Затем, после реализации всех предложенных мер, я бы подал в отставку с обоих постов, раздал все свои средства нуждающимся, прилюдно покаялся на Красной площади, уехал в глухую тайгу, срубил там небольшую избушку и стал бы отшельником. Можно было, конечно, пойти в монастырь, но кто его знает? Вдруг у монахов тоже есть свой лимит на чудаков? 

Фото: 1 - championat.com, 2 - rusfootball.info, 3 - gazeta.ru, 4 - sports.ru, 5 - sportfakt.ru, 6 - rsport.ru, 7 - sport-express.ru, 8 - rsport.ru, 9 - sport-express.ru