0

Последний матч

''Финал Кубка России по футболу - событие значительное само по себе, но в 2006 году его престиж вырос необычайно. Три последних финала разочаровали публику: от них еще до начала игры не ждали ничего хорошего. В 2003 году Олег Романцев завоевал со Спартаком свой последний трофей, обыграв в решающем матче Ростов. В 2004 получился финал с политическим подтекстом - Терек был просто обязан победить. В 2005 году ЦСКА получил в соперники Химки. Давно уже у финала не было громкой вывески, которая заставила бы болельщиков предвкушать игру за неделю, а то и за две. И вот в 2006 году сказка стала былью - ничего круче матча ЦСКА - "Спартак" российский футбол еще не выдумал.

Еще один сюрприз - уж не знаю, приятный или досадный, преподнес календарь. Оказалось, что финал Кубка России 2006 - это просто последний матч клубного европейского сезона. Дальше - только сборные. Положение обязывало провести финал на высоком европейском уровне.

Надо сказать, что задачей этой прониклись в Лужниках решительно все. Целую вечность, наверное, этот стадион не был заполнен болельщиками. Даже 10 тысяч зрителей для нынешних Лужников - почти праздник, а уж 20 тысяч - вавилонское столпотворение. В субботу трибуны затрещали под тяжестью 70 тысяч болельщиков ЦСКА и Спартака - равнодушно-нейтральных граждан на стадионе было немного. Пожить по-европейски захотелось даже родной милиции - охранители правопорядка отказались от досмотра машин на въезде в Лужники", а болельщиков, спешащих на трибуны, встречали доброжелательными улыбками. Некоторые фанаты прямо-таки ошалели от подобной вежливости, заподозрили неладное и лишь невероятным усилием воли заставили себя продолжить путь. Это было снаружи, а внутри Лужников тоже обнаружилась атмосфера праздника.

Болельщики основательно подготовились к встрече врагов-соперников. Спартаковцы вывесили огромный баннер - Сила и верность, зато их армейские коллеги сразу перешли на личности. Их плакат гласил: Рожденный рабом первым быть не может.

Поскольку клубный сезон в Европе официально окончен, команды недосчитались в финальном матче важных игроков. Спартаковские чехи Йиранек и Ковач уехали в свою национальную сборную, а Максима Калиниченко до смерти напугал украинский главком Олег Блохин, посуливший игроку пожизненный остракизм, если тот посмеет выйти на поле. Из ЦСКА отъехали Олич с Красичем, а Рахимич, видимо из солидарности, заработал дисквалификацию. Вообще, армейский запас вышел уж слишком стратегическим - одни дублеры и триблеры. У Спартака в резерве фигурировали более заслуженные люди - Квинси, Баженов, Пьянович, Павленко. Валерию Газзаеву, лишенному кадрового маневра, сам бог велел сделать ставку на первый тайм - подавить Спартак армейской мощью, непременно забить, а потом пущай отыгрываются. Соответственно, Владимир Федотов надеялся в первой половине матча как раз не пропустить, а уж во второй - угостить оппонента точными и своевременными заменами.

Стартовые минуты прошли с явным превосходством ЦСКА. Нападающие красно-синих Вагнер и Жо не стеснялись брать игру на себя, благо оборона Спартака в который уже раз предстала в малосыгранном виде. Штранцля приставили следить за Жо, но бразилец довольно легко ускользал от соперника. Австрийцу буквально на пальцах приходилось объяснять центральному защитнику Йенчи, чтобы тот играл компактнее - подстраховки не хватало. Крайние хавы Быстров и Родригес решили, что раз уж они хавы, то в обороне отрабатывать нет никакой нужды. Особенно это было видно на примере противостояния Жирков - Быстров. Атака Спартака правым флангом - Жирков у своих ворот борется с Быстровым. Атака ЦСКА левым - Жирков на лихом коне, Быстров на чужой половине поля - в зоне дырка. И так все время.

В середине первого тайма игра выровнялась, и все же ЦСКА смотрелся командой куда более монолитной и автоматизированной. За Рахимича спокойно отрабатывали Алдонин и Дуду, никакой паники или безобразия отсутствие боснийца не вызвало. Все футболисты ЦСКА в игру попали, четко выполняли тренерскую установку. А Спартак нет-нет да заставлял вспоминать знаменитую басню Крылова Лебедь, Рак и Щука. В атаке красно-белые говорили на разных языках - Титов и отчасти Моцарт пытались наладить игру в мелкий пас, Ковальчук искал на поле свое место, Быстров рвался в облака, Павлюченко не понимал замыслов партнеров, а что хотел сделать Кавенаги, выяснить так и не удалось. В итоге Акинфеева если и беспокоили, то разве что дальними ударами да навесами в штрафную.

Нельзя сказать, что и атаки ЦСКА были невероятно опасными, но армейцы планомерно искали свой шанс. А спартаковцы столь же планомерно валили красно-синих в непосредственной близости от собственных ворот. Очевидно, разведка донесла, что прямыми ударами со штрафных армейцы нынче не забивают - Карвальо не в форме, а Игнашевич бьет либо по стенке, либо по воробьям. Если говорить про этих двух товарищей, то агентурные сведения оказались верными, вот только Жо в отчете почему-то не фигурировал. Лучший армейский бомбардир взялся исполнить третий по порядку штрафной - удар, рикошет, гол. На 45-й минуте план Федотова на игру благополучно гикнулся.

В перерыве на стадионе чествовали российских юношей, победивших на чемпионате Европы среди 17-летних. Торжественные слова произносили Вячеслав Фетисов и Виталий Мутко. Фетисова публика встретила в целом доброжелательно, зато Мутко откровенно освистали. Похоже, президент Российского футбольного союза просто обречен на непопулярность. Раньше это бремя с достоинством нес Вячеслав Колосков, теперь придется привыкать и Виталию Мутко.

Что будет происходить на поле во втором тайме, знали в Лужниках почти все. Во всяком случае, те из болельщиков, кто видел матч ЦСКА против футбольного клуба Москва. Газзаев, собственно, и не скрывал, что намеревается играть по счету - в самом начале второй половины он с некоторой даже помпой заменил Карвальо на Ивана Таранова. Оскорбленный в лучших чувствах бразилец ушел в раздевалку, а пивовар расположился в опорной зоне - так сказать, "вперед" выдвинулся Дуду. Все зависело от того, сможет ли Спартак подобрать ключи к армейской защите.

Однако теперешний Спартак не большой мастер игры первым номером. Владимир Федотов постоянно говорит, что собирается вернуть команде прежний спартаковский футбол, только как это сделать? Кадры решают все, и кадры эти, собранные в команде, недвусмысленно намекают на совсем другой футбол. И у Зенита, и у Сатурна, и даже у Торпедо Спартак выиграл за счет быстрых контратак. Казалось бы, и в матче с ЦСКА можно было использовать тот же козырь, но Федотов решил сыграть на равных. А Спартак сейчас не ровня ЦСКА, и во втором тайме армейцы недвусмысленно на это намекнули. Да что там намекнули - во весь голос прокричали. У Спартака было 45 минут, был мяч, были сильные резервисты, отсутствовавшие у соперника, была инициатива. И что команда Федотова из всего этого выжала? Ровным счетом ничего - ноль, пшик, дырку от бублика. Чтобы обыграть ЦСКА, Спартаку необходимо было выпрыгнуть из штанов - или тактически соперника удивить, или самоотдаться на 150 процентов, или физически подавить. Одним словом, хоть что-то изобрести. А лоб в лоб ЦСКА сильнее. Просто сильнее. И еще два гола, пропущенные Спартаком в концовке - бесполезные по сути, но крайне обидные - они, эти голы, не Ковалевски забиты, а Федотову и его тренерскому штабу. Чтобы помнили.

После игры Владимир Федотов заявил, что Валентин Иванов отсудил матч безобразно. Европа Европой, а выводы из поражений все равно делаются российские.

Бороться за чемпионствоБалтика
Быть в топ-3Андрей Талалаев
Максимум топ-5премьер-лига Россия
Весной провалятсяСпартак
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости