Мужики и запчасти
''Самый титулованный клуб ХХ века опять уехал из Москвы несолоно хлебавши. Боровшийся за право продолжить европейский сезон в Кубке УЕФА столичный "Локомотив" забил в ворота "Реала" два мяча и не пропустил ни одного, что стало причиной обоснованной гордости русских болельщиков за свою команду. Поэтому в оценке игры железнодорожников трудно удержаться от восклицательных знаков.
Есть в простонародной речи такое понятие, как "мужик". Не то, которым окликают человека, забывшего сдачу в кассе, а восхищенно-одобрительное, с долгим "и" и обязательным восклицательным знаком на конце. Так не страдающий красноречием обыватель выражает нахлынувшую вдруг гамму чувств: "Мужи-и-ик!" Черты характера и внешние приметы настоящего мужика хорошо известны в народе: он не всегда носит костюмы Ermenegildo Zegna, не рассуждает вслух о различиях флорентийской и фламандской школ искусств, иногда даже от него дурно пахнет и под ногтями скапливается грязь; зато он без лишних слов и манерных кривляний найдет неисправность в, казалось бы, умершем навечно двигателе машины, починит протекающий кран или даст отпор хулиганам в темном переулке, иначе говоря -- будет действовать в той ситуации, когда слова становятся бесполезными и требуются настоящие поступки. Такими были все игроки "Локомотива" в дождливый вечер вторника на поле стадиона "Динамо".
В некотором смысле железнодорожникам чрезвычайно повезло, что "Реал" решил все свои проблемы заранее и оставил ведущих игроков дома. Потому что Зидан, Фигу и Рауль -- это произведения высокого футбольного искусства, игра против них потребовала бы от москвичей и в первую очередь от Юрия Семина недюжинных познаний в почти философских вопросах игровой тактики, и однажды попробовав потягаться с мадридским суперклубом в интеллектуальном споре, "Локомотив" потерпел жестокое поражение. Другое дело Миниамбрес, Рауль Браво и даже Макманаман. Они всего лишь запчасти для большого агрегата огромной машины по производству побед и титулов, а умение правильно обращаться с запчастями -- дело чести уважающего себя настоящего мужчины.
И железнодорожники поступили абсолютно правильно. Ознакомившись с инструкцией по эксплуатации, они принялись за дело. После первых минут недоумения -- выяснилось, что запасные части произведены на фирменном заводе и оснащены практически теми же функциями, что и родные детали, -- "Локомотиву" удалось отключить центральный рубильник полузащиты соперника и перейти к созиданию. Первый же удар по воротам Сезара привел к голу. Точно так же, как было описано в заводском паспорте, Дмитрий Лоськов со штрафного сделал передачу на ближнюю штангу, и Максим Бузникин оказался у мяча раньше Миниамбреса. Мужик!
Затем был перекур с нелегкими размышлениями о том, как закрепить достигнутый перевес и не дать сопернику воспользоваться очевидными слабостями в обороне (никто не идеален), где хозяева слишком часто давали свободно принимать и обрабатывать мяч. Однако принципиальная схема не претерпела серьезных изменений, и вновь после стандартного положения (на этот раз углового удара) Игорь Черевченко оказался на том самом месте, где ему полагалось быть, -- мяч проделал путь от флажка транзитом через Марата Измайлова и оказался у крайнего защитника "Локомотива". Тот поступил как настоящий мужик.
Дальнейшее оказалось делом элементарных правил сурового мужского этикета -- не почивая на лаврах и не позволяя себе мудреных выкрутасов, москвичи довели до "сухой" победы столь важный для них матч. И вместо праздничного салюта с богатством пиротехнических идей в ночное небо взлетел футбольный мяч, запущенный на радостях Дмитрием Сенниковым. Зрители же смотрели и недоумевали, как из команды, которая еще в начале осени дрожала при виде бельгийского "Андерлехта", за такой короткий срок получился настоящий мужской коллектив -- собранный, нацеленный на победу, легко и просто разбирающийся в сложных ситуациях. И хотя мне удалось выразить впечатление от победы "Локомотива" над "Реалом" в семидесяти редакционных строках, самой правильной оценкой игры команды Юрия Семина будет одно слово -- мужики!