0

Утомленные Спартаком

''Наверное, нет никакой тайны в том, в каком настроении российское футбольное общество ожидало встречи Спартака и Зенита. Почти все нейтральные наблюдатели - те, кто в повседневной жизни симпатизирует другим командам или даже никому не симпатизирует вовсе, разом оказались на стороне Зенита. Известно, что чемпионство Спартака утомило. Но этому обычному ежегодному чувству естественного неудовольствия слишком старым и слишком несовершенным порядком (хорошо бы что-то новенькое и не важно что) сопутствовало другое более сильное.

Дело в том, что победы Спартака давно, со времени победы молодой команды Георгия Ярцева над Аланией в петербургском золотом матче 96-го года перестали восприниматься как нечто самодостаточное. Номер пробы спартаковского золота, а значит и оценка силы нашей лиги с тех пор выставляется по выступлениям российского чемпиона в Европе.

Имея в виду выступление Спартака в нынешней Лиге чемпионов, интрига матча многими формулировалась почти драматически: или Зенит, или нашему футболу грош цена. Если следовать этой дилемме, то итог матча следует признать удручающим. Побитый Спартой, униженный Баварией, Спартак обыграл Зенит не то, чтобы легко, но так, что к 52-й минуте, когда Парфенов реализовал пенальти и счет стал 3:1, от интриги не осталось и следа. Спартак играл легко и весело, как в наших лучших представлениях, и должен играть Спартак. Бесчастных пяткой откидывал мяч Титову, когда тот от всей души всаживал в ворота Малафеева ответный мяч. Баранов проявил остроумие, забивая вскоре второй гол. И здесь следует еще раз подчеркнуть это соседство слов остроумие и Баранов, еще вчера казавшееся нам невозможным. При этом нельзя сказать, что Зенит как-то совершенно разочаровал. Питерская команда показала почти все то за что ее хвалили по ходу сезона. Нормально сыграли. Только вот в обороне что-то уж много ошибались, - к короткому комментарию главного тренера Зенита Юрия Морозова нечего прибавить.

И как тогда прикажите понимать все произошедшее в этот день в Лужниках? Чего стоит наш чемпионат во вселенском масштабе? Если Спартак, этот Спартак финиширует первым за два тура до истечения чемпионата? Послематчевая встреча главных тренеров (Грозный и Морозов расцеловались) с прессой превратилась в научно-практическую конференцию на тему Победа Спартака и международное положение российского футбола. Решающую игру чемпионата России почти не обсуждали, с поздравлениями не усердствовали, журналистов интересовали далекие, сложные истины: Почему сборная России никогда не выигрывала чемпионат мира?, Почему Спартак выигрывает чемпионат России и проигрывает в Европе?. Еще не отошедшие от игры тренеры пытались быть аналитиками и философами. Вячеслав Грозный отметил нестабильное экономическое положение нашего государства. Юрий Морозов несколько запальчиво объявил, что Спартак конкурирует в Лиге чемпионов со сборными мира, что безусловно справедливо по отношению к Баварии, но никак не относится, скажем, к моноэтнической Спарте. Как бы опережая главный русский вопрос, Морозов даже решился сказать, что делать: Тратить деньги на детские школы, а не на легионеров.

О победе Спартака почти забыли, ее замяли, от нее сделалось неловко, почти дурно, как будто в разгар траурных мероприятий покойник с хихиканьем восстал из гроба.

Дурная русская привычка бесконечно, до судорог в шее оглядываться на Европу и в каждом событии национальной футбольной жизни видеть предвестие грядущего международного триумфа или катастрофы, мешает оценить девятое чемпионство Спартака без предубеждений. И в самом деле, трудно принять два факта, упрямо противоречащих друг другу: периферийное положение российского футбола и увлекательный национальный чемпионат. Россия должна осознать, что интересный, конкурентный национальный чемпионат это тот самый бальзам, единственное целебное средство, которое позволяет сносить нашу международную неполноценность. У нас был очень интересный чемпионат, а его сила относительно Англии или Италии вопрос в второстепенный. Только в этой конкурентной борьбе, только в ее переживании может родиться сила, а не в бесконечной скорби по поводу наших международных поражений или вакханалиях по поводу единичных побед. Иными словами, нам нужно полюбить наш чемпионат, как свой любят шотландцы, не подозревающие, что к Гренландии они находятся ближе, чем к Италии. У девятого спартаковского золота самая высокая проба, потому что оно было завоевано в самом интересном чемпионате последних 10 лет. Поэтому вопреки благоразумию и правилам хорошего тона, повелевающим сегодня по любому футбольному поводу строить кислую мину, я присоединяюсь к хору спартаковских болельщиков: Спартак чемпион!

Алексей БатраковАлексей Батраков
Джон КордобаДжон Кордоба
Эдуард СперцянЭдуард Сперцян
Максим ГлушенковМаксим Глушенков
Эсекиэль БаркоЭсекиэль Барко
Кто-то другойМаксим Осипенко
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости