0

Синдром Кубка Содружества

Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер выступил с очередной спорной инициативой. На майском конгрессе ФИФА в Париже будет поднят вопрос об ограничении количества официальных матчей для профессиональных команд. Вполне возможно, что уже с 2005 года всем клубам будет запрещено проводить во внутренних соревнованиях более 45 игр за сезон. Авторы этой идеи уверяют, что заботятся о здоровье футболистов. Однако практически одновременно ФИФА объявила о реанимации клубного чемпионата мира, который с того же 2005 года пополнит и без того загруженный международный футбольный календарь.

Возрождение FIFA Club World Championship и попытка накинуть узду на внутренние соревнования -- это очередной выпад Йозефа Блаттера в его постоянном противостоянии с ведущими клубами Европы. Европейцы с самого начала были противниками клубного чемпионата мира, ссылаясь на то, что количество соревнований в Старом Свете и без того зашкаливает. Например, в прошлом сезоне футболисты "Манчестер Юнайтед" провели 63 матча, не считая игр за национальные сборные. Выдержать такой марафон не под силу даже очень крепким парням. Президент ФИФА с этими аргументами согласился и тут же бросился искать резервы во внутренних чемпионатах и Кубках.

Заставить национальные федерации сократить число команд в своих ведущих дивизионах (по мнению ФИФА, их не должно быть больше 18) Блаттеру, видимо, легче, чем отказаться от своего любимого детища -- чемпионата мира для клубов. Швейцарец стал продвигать идею этого турнира с того момента, как оказался в своем нынешнем кресле. Первый клубный чемпионат прошел в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в январе 2000 года, собрал восемь команд и закончился бразильским финалом, в котором одержал победу "Васку да Гама". На следующий турнир были приглашены уже 12 клубов, однако соревнования пришлось отменить из-за банкротства главного спонсора -- концерна ISL.

История с отменой клубного чемпионата едва не стоила Блаттеру должности, и казалось, что идея будет тихо похоронена -- сначала турнир отложили до 2003 года, потом -- до 2005-го. Но президент ФИФА в итоге настоял на своем. Хотя справедливости ради надо признать, что регламент возрожденных из пепла соревнований будет компромиссным. По предложению рабочей группы, которую возглавлял президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков, в декабре 2005 года в турнире примет участие всего лишь шесть клубов -- по одному от каждой конфедерации. Причем европейцы и южноамериканцы, которые заведомо сильнее своих соперников, вступят в борьбу только со второго раунда и в общей сложности не сыграют более двух встреч.

Турнир должен уложиться в восемь дней, причем он заменит собой традиционный Межконтинентальный кубок, который с 1980 года находится под патронажем концерна "Тойота" и проходил в Токио. А чтобы японцам не было обидно, местом проведения новых соревнований, видимо, тоже станет Япония. Впрочем, в отождествлении клубного чемпионата мира с Toyota Cup кроется и главная слабость детища Блаттера. Несмотря на нарочитую престижность этого трофея, он уступал в рейтингах зрительского интереса в Старом Свете и еврокубкам, и национальным чемпионатам. Именно поэтому во времена оны европейские клубы не брезговали отказываться от выступления на Межконтинентальном суперфинале и выставлять на него резервный состав.

Расчищая в календаре место под клубный чемпионат мира за счет внутренних турниров, ФИФА должна будет объясниться с десятками команд и миллионами болельщиков в Европе. Первые будут вынуждены покинуть денежные места в высших дивизионах, а вторым вместо матчей своих любимцев с лучшими клубами страны придется наблюдать за совершенно неизвестными футболистами из малоизвестных команд. Большинство европейских болельщиков сегодня навряд ли способны с ходу вспомнить даже название команды -- обладателя Кубка Либертадорес, не говоря уже о клубных чемпионах Азии или Океании. И навряд ли планетарный аналог нашего Кубка Содружества приведет их в восторг.

Первыми жертвами новых инициатив ФИФА могут стать самые благополучные европейские футбольные державы -- Испания, Англия и Франция, в высших дивизионах которых выступают по 20 клубов. Причем французы расширили свою элиту всего два года назад. Ведущие лиги Европы давно уже стали саморегулирующейся системой, и попытка Блаттера вмешаться в этот процесс чревата большими проблемами. А Россия в этой войне пока будет лишь наблюдателем.

Бороться за чемпионствоБалтика
Быть в топ-3Андрей Талалаев
Максимум топ-5премьер-лига Россия
Весной провалятсяСпартак
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости