• Спортс
  • Футбол
  • Новости
  • Глава «Динамо» Соловьев: «Продать клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях невозможно, наверное»
24

Глава «Динамо» Соловьев: «Продать клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях невозможно, наверное»

Председатель совета директоров «Динамо» Юрий Соловьев высказался о футбольном бизнесе в России.

– Тема IPO футбольного клуба в России – это что-то из области досужих разговоров, которым до воплощения в жизнь очень далеко? Как вы считаете, на нашем веку есть шанс увидеть все-таки публичный футбольный клуб? Рядовые болельщики же периодически говорят, что купили бы акции любимой команды, если бы им продали.

– Продать какой-то клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях, с тем, как работает бизнес-модель российских клубов в настоящий момент, – без титульного спонсора, который фактически несет на себе финансовую нагрузку существования клуба, – наверное, невозможно. Поэтому нужно быть готовым много вкладывать в клуб для того, чтобы выбранная модель, при условии поддержки экономики сектора в целом, вывела клуб в какой-то положительный результат.

Давайте посмотрим, что происходит в Европе. Есть пара десятков торгуемых клубов, и по финансовым результатам последних 3-4 лет большинство из этих торгующихся клубов убыточные. Интересный феномен – то, что больше 10 клубов только в Англии за последние десятилетие прошли делистинг. И это при том, что английская лига – самая прибыльная лига с точки зрения бизнес-модели. То же самое можно сказать про Италию, Германию. Были исключения, допустим «Аякс», «Бенфика» очень хорошо, прибыльно работали, но с наступлением ковида даже эти клубы, к сожалению, начинают терять деньги.

Если посмотреть на базу инвеcторов футбольных клубов, то, как правило, эти клубы входят в индексы бирж, на которых они торгуются, это то, что называется small caps, то есть компании невысокой капитализации, часть их free float покупается индексными фондами, вынужденных приобретать структуру индекса.

Остальная часть – частные инвесторы, которые являются болельщиками клуба. У них не вполне экономическая мотивация владения этими акциями. Этот элемент эмоциональности в приобретении акций футбольного клуба совершенно точно может найти себя и в российской действительности, даже в том случае, если сама экономическая бизнес-модель клуба или сектора в целом убыточна.

Но для того, чтобы выйти на серьезный уровень, у клуба должно быть очень много болельщиков и относительно вменяемая цена, чтобы произошел этот листинг. Клубный патриотизм я бы со счетов сбрасывать не стал. С моей точки зрения, это важный элемент социальной стоимости клуба и очень интересно следить за этим в условиях развития новых технологий, что они могут привнести.

Мы над этим много думаем и обязательно что-то для наших болельщиков представим. Может быть, это будут технологии блокчейна, например, уникальный технологический продукт на технологии NFT. То есть это необязательно будет акционерная стоимость, но люди смогут поучаствовать в создании социальной стоимости клуба, – сказал Соловьев.

Опубликовал: Артём Стёпин
Источник: Интерфакс
Рекомендуем
Комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий
Главные новости
Последние новости