22 мин.

Балет против фигурного катания: «Жар-птица»

Когда готовился прошлый пост про создание костюмов, в числе прочих примеров заимствований из балета я искала и балет «Жар-птица». Но буквальных заимствований не нашла; единственным, что объединяло почти все костюмы, была цветовая гамма. А именно сочетание оранжевого, красного и желтого цветов с вкраплениями синего – этакие всполохи огня.

Еще есть другой вариант костюмов – сплошной черный с оранжевыми и красными вставками. Настоящий костер. Обычно это было выбором мужчин-фигуристов.

Исключение из мужского правила в виде Юкари Накано

Был и особенно отличившийся и вообще отличавшийся любовью к монолитному черному цвету Эван Лайсачек. Свою «Жар-птицу» он катал в костюме тлеющего уголька.

Самая фольклорная, лубочная даже Жар-птица была у Яны Хохловой. И украшение на голове под хохолок, и хвост, и крылышки, и оперение такое, что хоть сейчас на рисунок в детскую книгу.

Несколько вариантов костюмов в нетрадиционных для Жар-птицы приглушенных цветах:

 

Мне захотелось разобраться, какие образы воплощали на льду фигуристы под музыку из балета «Жар-птица», чем могли руководствоваться при выборе костюма и музыкальной нарезки, как постановщики использовали (или не использовали) наследие известнейшего балета в ледовых программах.

Для начала – небольшой урок музыкальной литературы. Нужно же нам понять, что есть такое балет «Жар-птица».

«Жар-птица» - балет, созданный в 1910 году по инициативе С.П. Дягилева для его антрепризы «Русские сезоны», с успехом шедшей в Париже.

Сперва была музыка – Стравинский создал произведение «Фейерверк», которое особого успеха у публики не имело. «Фейерверк» услышал Дягилев, и предложил Стравинскому стать композитором балета и написать оркестровую партитуру.

Либретто в основном занимался балетмейстер будущего балета Михаил Фокин, но помогали ему художники Л.Бакст, А.Бенуа, А.Головин, Д.Стеллецкий, литератор П.Потемкин, знаток древнерусской словесности А.Ремизов. Для либретто были использованы сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице  и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, «Ночные пляски» Ф.Сологуба (фрагмент с хороводами и ночными играми зачарованных царевен).

Музыка «Жар-птицы»  начинается с тихого вступления, не свойственного балетам. По поводу этого приема любопытно высказался Рихард Штраус: он считал, что начинать произведение с такой тихой звучности опрометчиво — никто не будет слушать; начинать нужно громко, чтобы сразу овладеть вниманием слушателей, после этого с публикой можно делать что угодно. Стравинский, как и следовало ожидать, не изменил своего замысла, и балет дошел до нас именно в таком виде – с вкрадчивым завлекающим вступлением.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

Действующие лица балета:

Жар-птица

Иван-царевич

Царевна Ненаглядная Краса

Кащей бессмертный

Черный всадник, Ночь

Белый всадник, День

Заколдованные царевны

Заколдованные витязи

Челядь Кащеева царства (рожи-оборотни, колдуны, слуги Кащея)

 

Действие происходит в сказочном царстве Кащея в сказочные времена.

Либретто (взято из книги «Балетные либретто»):

1. Вступление. Заколдованный сад Кащея и пляска Жар-птицы

В зловещее Кащеево царство, спрятанное высоко в горах и окруженное скалами, пытается проникнуть Иван-царевич в погоне за прекрасной Жар-птицей. Но высоки резные золотые решетки и каменная стена, окружающая сад с золотыми яблоками.

Пронесшийся на черном коне Всадник Ночи покрывает царство мраком, однако среди золотых яблок внезапно вспыхивает свет — над садом пролетает Жар-птица. Преодолев все преграды и оказавшись в саду, Иван-царевич хочет поймать ее, но все время натыкается на каменные глыбы. Присмотревшись, он понимает, что это витязи, которые, стремясь освободить когда-то плененных Кащеем царевен, погибли, превращенные злым чародеем в камни.

Таинственная Жар-птица летает по саду, и как только она садится на дерево и начинает клевать золотые яблоки, Иван-царевич ловит ее. Жалобы и просьбы сказочной диковины трогают сердце юноши, и он отпускает свою пленницу. В благодарность Жар-птица дарит Ивану-царевичу огненное перо и улетает.

 

2. Игра царевен с золотыми яблочками

Спрятав перо, царевич пытается выбраться из сада, как вдруг видит выбегающих поиграть золотыми яблоками двенадцать прекрасных царевен и прекраснейшую из них — Царевну Ненаглядную Красу. Девушки перебрасываются яблочками, и одно из них падает в кусты, где притаился Иван-царевич.

 

3. Хоровод царевен

Выйдя из своего укрытия и отдавая яблочко Царевне Ненаглядной Красе, он просит девушек принять его в свои игры и хороводы.

Незаметно светлеет небо, и мимо, возвещая наступление утра, проносится Всадник на белом коне. Царевич бросается вслед за убегающими в замок девушками, однако Царевна Ненаглядная Краса останавливает его: ведь если он пройдет Золотые ворота, его ждет смерть. Однако храбрость Царевича не знает границ — он разрубает решетку сада своей саблей, раздаются волшебные звоны, и в сад выбегают устрашающие своим видом слуги Кащея. Царевич вступает с ними в борьбу, однако одолеть скопище врагов не может.

 

4. Поганый пляс Кащеева царства

Появляется и сам Кащей Бессмертный. Увидев его, Иван-царевич плюет в лицо ненавистного старца. Разъяренный Кащей, не слушая мольбы прибежавшей Царевны Ненаглядной Красы, начинает свою казнь — превращение царевича в камень. Но тот не сдается — вспомнив о перышке Жар-птицы, он высоко поднимает его и размахивает волшебным огненным флажком. Прилетает Жар-птица и, совершая чудеса, помогает всем пленникам Кащеева царства. Сначала она вовлекает Кащея и его челядь в стремительную завораживающую пляску, а потом заставляет их погрузиться в глубокий сон.

 

 

 

5. Колыбельная (Жар-птица)

Иван-царевич и Ненаглядная Краса готовы бежать из страшного плена, однако Жар-птица их останавливает: надо достать и разбить яйцо, в которое запрятал хитрый старец свою смерть, объявив себя бессмертным. Жар-птица подводит Ивана-царевича к дуплу дерева, из которого юноша достает ларец, а из ларца и яйцо. Иван-царевич нажимает на него — и Кащей начинает метаться; перебрасывает из руки в руку — и Кащей летает из стороны в сторону; разбивает яйцо — и Кащей падает замертво, а потом и исчезает.

 

6. Исчезновение Кащеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование

Вместе с ним исчезает и поганое царство. На его месте возникает прекрасный город с храмом на холме. Оживают каменные витязи, находят своих невест. Иван-царевич объявляет своей женой Царевну Ненаглядную Красу. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость.

 

И для закрепления пройденного материала предлагаю вам посмотреть балет «Жар-птица» с прекрасной Дианой Вишневой.

 

 

Примерная разбивка по времени и либретто:

Вступление, пляска Жар-птицы и Ивана-царевича: 3:28 – 16:20

Игра царевен с золотыми яблочками 16:21 – 20:38

Хоровод царевен 20:39 – 29:30

Поганый пляс Кащеева царства 29:31 – 42:00

Колыбельная Жар-птицы: 42:01 – 43:25

Исчезновение Кащеева царства, всеобщее ликование 43:25 – 48:17

 

Интересно, что самыми часто используемыми в фигурном катании фрагментами балета являются Пляска Жар-птицы, Поганый пляс Кащеева царства и музыка из финала – сцена Всеобщего ликования. Примечательно это тем, что две из трех указанных музыкальных тем на сцене проходят практически без участия Жар-птицы, а именно Всеобщее ликование и Поганый пляс (в этой сцене Жар-птица присутствует на первых нескольких секундах).

Таки образом, если трактовать постановки в лоб, то практически все наши птички – от Ани Погорилой до Джоанни Рошетт – в одной программе и игриво красуются в сказочном саду с золотыми яблоками, и зловеще стреляют глазами под музыку, которая в балете сопровождает пляску Кащеевой нечисти, и торжественно наматывают круги под тему завершающего балет праздничного пира.

В этом сложно упрекать постановщиков – они просто выбирают для музыкальной нарезки самые узнаваемые и характерные куски партитуры. И конечно, трактовать в лоб совсем не обязательно. В конце концов, задачей фигуристов является не воспроизвести балет в точности, а показать обязательные элементы и получить достойные оценки за компоненты программы. Не буквальный перенос балета на лед, а адаптированная к спорту пластика, или даже облагороженный балетной пластикой спорт. Показать собственную индивидуальность в хореографии программы также не возбраняется.

 

Если представить себя постановщиком ледовой программы, то из балета «Жар-птица» можно взять несколько характерных вещиц даже для обязательных для элементов:

Поддержки

Можно, скажем, поставить партнершу на ботинок в таком арабеске и везти ее по прямой или по дуге:

Вариант вращательной:

Еще вариант вращательной:

Вращение

 

После нескольких подряд просмотров балета с Вишневой мне едва ли стоило сразу вдохновенно бросаться просматривать программы фигуристов и подбирать материал для поста. Хотя бы потому, что до просмотра балета «Жар-птица» мне вполне нравилась произвольная программа Анны Погорилой и казалось неплохой программа Грейси Голд.

Но на контрасте с Вишневой стали очень заметны брошенные руки фигуристок, куцая осанка, недотянутые колени и вообще отсутствие отточенности движений там, где заканчиваются выезды из прыжков.

 

Под впечатлением от увиденного, предлагаю вам следующий рейтинг программ под музыку Стравинского «Жар-птица».

5. Анна Погорилая

Основным минусом программы Анны Погорилой, на мой взгляд, является отсутствие специфичной пластики, по которой бы «читался» балет Жар-птица даже в тренировочном костюме и без музыки.

Было трудно подобрать гифки. На первой из них, по-моему, самый вычищенный фрагмент программы – посмотрите, какая плавная красивая рука и кисть в конце:

 

У Ани есть большое преимущество – фактура, и при должном развитии и использовании этого преимущества Аня имеет все шансы на высочайшие оценки в компонентах. Она высокая, пропорционально сложенная, с прекрасным лицом и способностями к скольжению и артистичной подаче. Но при всей моей любви к Ане, ей пока недостает аккуратности почти во всем, что касается линий. На вращениях и спиралях вылезают согнутые колени и стопы утюжком, в самых неожиданных местах программы шея втягивается в плечи, а руки явно забывают о том, как их поставил хореограф.

На гифке как раз видно, что после достойной спирали в бильмане шея зачем-то втянулась в плечи, а это не к лицу горделивой Жар-птице.

А эту подпрыжку с изгибом корпуса на дорожке можно было бы сделать более акцентированной, не такой суетливой.

Но у Ани есть прогресс, и это можно замечательно оценить даже по двум прокатам произвольной Жар-птицы начала и середины сезона. По первой ссылке – видео с Skate Canada 2014, по второй – Чемпионат Европы 2015. Оба проката более-менее чистые, ну а разница в хореографии более чем ощутима.

 

 

 

При этом нельзя отрицать, что «Жар-птица» Погорилой сама по себе – сложная и насыщенная программа. Но не хватает чего-то запоминающегося и уникального, как будто сказку записали не от руки, а набрали на печатной машинке. Вроде все понятно, но авторского почерка не хватает.

Кстати, в «Шахерезаде» Анна, на мой взгляд, значительно выросла по части и авторского почерка, и специфичной пластики, и аккуратности. Но об этом как-нибудь в другой раз.

 

4. Грейси Голд

 

 

Первое, что обращает на себя внимание при просмотре почти всех программ Грейси, это ее интересные руки. Интересны они тем, что Грейси их нечасто сгибает в локтях, зато активно машет ими в разные стороны, отчего создается этакий эффект мельницы.

Или вот еще – планирующий самолет:

Плюсом этой программы я считаю чувство юмора, которое явно было у постановщика. Жар-птица – чуднАя, странноватая, диковинная. В моем понимании это эпатажный персонаж, можно вспомнить хотя бы хулиганский фрагмент с золотым яблоком в клюве птицы из балета. Да и выдернуть из своего хвоста перо – тоже смелый поступок. В общем, в программе юмор точно есть – все помнят эпизод «жар-птица снесла яйцо»?

Если обратить внимание, что яичко снесено как раз под музыку Поганого пляса Кащеева царства, то можно предположить – птица-Грейси так передразнивает скачущую и кривляющуюся нечисть. По-моему, это чуть ли не главная фишка программы Грейси.

Интересно, что немного похожий фрагмент все же есть в балете. Но у Грейси само движение намного более акцентированное и даже утрированное.

Другие находки а-ля Жар-птица в программе Грейси Голд:

Есть и спираль в ласточке-арабеске, и прыжок в шпагат.

 

3. Яна Хохлова/Сергей Новицкий

 

 

У них Стравинский и Сен-Санс в одном флаконе. Не только «Жар-птица», но и «Аквариум» из «Карнавала Животных», да еще и с использованием нетрадиционных аранжировок.

Несмотря на то, что на слух музыкальная нарезка звучит достаточно цельно, сама по себе такая склейка произведений может затруднять понимание постановки.

Если для понимания обратиться к костюмам фигуристов, то ясно видно две вещи: первая – Яна в образе Жар-птицы; вторая – Сергей в образе НЕ Ивана-Царевича. Костюм у него, скорее, как у Кащея. При первом просмотре танца мне казалось даже, что это тот же костюм, что был у него в танце «Ночь на лысой горе» - нечто черное, бахромчатое и расклешенное.

Музыка Стравинского, разбавленная чуть мистическим Сен-Сансом, очень подходит тому стилю, который в свое время выбрали и эксплуатировали Хохлова/Новицкий – сюжетные, острохарактерные, где-то даже на грани китча танцы. Верность своему стилю, а также узнаваемая, хоть и не во всем понятная хореография – это стало главными критериями для включения Яны с Сергеем в первую тройку.

Единственный вопрос, который меня мучает – кто здесь Сергей? Не царевич, а Кащей? Если Кащей, то почему Жар-птица с ним заигрывает, а не уничтожает. Или, быть может, у него собирательный образ незлого зла из русских сказок. Но тогда почему Сен-Санс?

А может быть, Сергей изображает не включенного в либретто черного ворона, которому тоже есть место в русских сказках? Во всяком случае, пластика у Сергея «крылатая», пусть менее изящная, чем у Яны, но как раз подходящая парящему ворону.

Яна старательно держит образ, не забывает «бить крыльями», чудить, и в целом эта роль ей очень идет.

 

А вот и привет Грейси из прошлого)

В исполнении пары эта подпрыжка тоже напоминает подпрыжку из балета, но здесь она еще более гротескна, чем в варианте Грейси Голд.

На протяжении всей программы поддержана тема томления и метания птицы в руках ловца, многие пластические решения этому способствуют.

Можно спорить, насколько эта постановка была бы современной сейчас, да и тогда, в 2010 году. Желаемого успеха фигуристам она не принесла – едва ли они мечтали стать лишь третьими на ЧЕ и лишь девятыми на Олимпиаде.

 

2. Тацуки Мачида

 

 

Невероятно, но факт – одно из лучших воплощений женского образа Жар-птицы  удалось японскому одиночнику. На мой субъективный взгляд, разумеется.

И дело тут не в том, что Тацуки выглядит женственно, как раз наоборот. У него просто нет природной женственности Анны или Грейси, и полагаться только на нее он не мог – ему пришлось добирать свое именно пластикой.

Очень культурная по линиям и хореографии программа. Тацуки не бросает руки даже на вращениях.

Как и все, он заходит на прыжки слегка в отрыве от хореографии, но его отработанные линии позволяют нам это ему простить.

Нарезка для программы супер-традиционная: пляска Жар-птицы, поганый пляс Кащеева царства и «всеобщее ликование» – сказочный праздничный финал.

 

1. Джоанни Рошетт

 

 

Абсолютный лидер постановок по мотивам Жар-птицы для меня – Джоанни Рошетт. По культуре движения она оказалась значительно более развитой, чем другие одиночницы из нашей пятерки. На момент выступлений с этой программой ей было чуть больше 20 лет.

Посмотрите, какие руки. Нет птичьей пластики Вишневой, но есть балетная точёность, которой пока не хватает ни Грейси, ни Ане. Есть множество находок, которые пересекаются с хореографией балета – например, вписанная точно в музыку секвенция прыжков в шпагат, как у балетной Жар-птицы, или скольжение через весь каток в арабеске.

 

Есть и аллюзия ходьбы не то на пуантах, не то на птичьих лапках. Есть специфические движения, по которым можно понять, что фигуристка изображает не белого лебедя, а несуществующую, сказочную птицу.

Единственное, что бросается в глаза и с непривычки может нарушить восприятие программы – заходы на все прыжки беговыми через весь каток. Но это мы сейчас уже избалованы плотностью в 5 связок на 1 квадратный метр льда, а в 2005 году заходы, как у Джоанни, были нормой.

В остальном же смотреть эту программу – настоящее удовольствие, к тому же  прокат на национальном чемпионате Канады в 2005 году Джоанни удался блестяще.

Это один из примеров, как на стыке спорта и искусства рождается совершенство формы и содержания.

 

Есть вероятность, что подобные разборы станут постоянными и образуют регулярную рубрику «балет против фигурного катания». Балетов множество, программ фигуристов - тоже.

Пишите в комментариях, как вам такая идея, а еще интересно ваше мнение об удачных и не очень постановках «Жар-птицы» в фигурном катании. Ну и вообще – как дела?)

 

Спасибо, что читаете!