9 мин.

Заметки о прошедшей Олимпиаде – 5: Биатлон

Если разобрать выступления российской сборной в Ванкувере на отдельные составляющие, то самой провальной, на мой взгляд, как ни странно, окажется составляющая информационная. Спортсмены, тренеры, функционеры говорили не то, что надо, не так, как надо, и не тогда, когда нужно. Аналогично действовали и журналисты с комментаторами. В результате народные ожидания и народные представления о реальности кардинально с этой реальностью разошлись, породив волны негативных эмоций, чувств и народного гнева от растоптанных надежд. Здоровью российской нации "праздником здоровья и спорта в Ванкувере" был нанесён значительный ущерб. Ну и куда такое годится?..

Если и был для России какой-то вид спорта, наиболее сильно пострадавший от неправильной информационной политики, то это биатлон. Попробуем на его примере отделить мух от котлет, содержание от формы или, говоря иначе, то, что происходило в Ванкувере, от того, что мы думаем, что там происходило.

Для начала вспомним печатный и телевизионный "плач Ярославны" по безвременно оставившей нас и завоевавшей золотую олимпийскую медаль для Словакии Анастасии Кузьминой. "Что имеем, не храним; потерявши, плачем". Действительно: сохранить для России Кузьмину мы не смогли. Да и отплакали, наблюдая за ней в Ванкувере, вволю. Вот только два "но".

"Но" первое. Российской женской биатлонной сборной в Канаде Анастасия совсем бы не помешала. Тут даже спорить не о чем. Но уезжала она в Словакию не вчера и не год назад. А больше года назад у России были Юрьева, выигрывающая почти всё на свете, и Ахатова, выигрывающая всё остальное. Юрьева-Ахатова-Зайцева-Слепцова. И где-то на подхвате Медведцева с Богалий и Булыгиной. Эта сборная была бы способна выиграть все золотые олимпийские медали. И где же в этой сборной место для Кузьминой? Зачем же было мурыжить спортсменку, оставляя её практически без денег и без перспектив? Раз уж не могли (а тогда ещё не могли) обеспечить достойными условиями спортсменок второго и третьего эшелонов, так хоть поступили очень по-человечески и очень правильно: отпустили в другую страну, дав возможность продолжить карьеру и зарабатывать на жизнь тем единственным, что спортсмен лучше всего умеет, - спортом.

"Но" второе. И здесь мы коснёмся стратегии подготовки атлетов к Олимпийским Играм. Уж сколько раз твердили миру: в олимпийский сезон только одно соревнование имеет значение, а всё иное - вторично. Да не идёт наука впрок российскому биатлонному тренерскому коллективу. Кому нужны победы на этапах Кубка мира, когда проиграна Олимпиада? Да все свои победы в этом сезоне обменяла бы Хелена Юнссон на одну олимпийскую медаль. Но где там... На Олимпиаде - провал, да и Большой хрустальный глобус за победу в Кубке мира, похоже, уплывёт в чужие руки. Или Светлана Слепцова... Хорошо, конечно, что есть на Олимпиадах эстафета, но всё-таки... В прошлом году Слепцову загнали в декабре, в этом - уже в январе. Прогресс... А когда Свету смогут сохранить на весь сезон? К Олимпиаде в Сочи?..

Кто лучше и свежее всех подошёл к ванкуверским Играм? Француженки, которых до того было не видно и не слышно; Нойнер, которая поздно входила в сезон, простужалась, падала, разбивалась и пропускала соревнования (другие немки, к слову, ничего на Играх не показали); и Кузьмина, что умудрилась сломать руку и пропустить бОльшую часть биатлонной зимы. Не было счастья, да несчастье помогло. Представить Кузьмину в составе сборной России на Олимпиаде можно, а вот представить её в той великолепной форме, в которой она там была, - нет. Скорее всего, её бы, как и остальных, измочалили Кубком мира и перегрузили перед Играми.

Так что остаётся только порадоваться за замечательную русскую женщину, чья мечта сбылась, пусть и под словацким флагом. А переживать тут нечего. Единственная, кого Россия действительно потеряла, - это подружка Слепцовой Дарья Домрачева. То, чего добилась Дарья, выступая за сборную Белоруссии в условиях очевидно худших, чем те, что созданы сейчас в российской сборной, внушает огромное уважение. Но то было решение самой Дарьи. И нужно лишь пожелать остальным спортсменам быть такими же патриотичными, как она. А Слепцова с Домрачевой в одной команде теперь возможно лишь в случае объединения спортивных сборных Белоруссии и России. Боюсь, это произойдёт не раньше, чем и та, и другая закончат свои, надеюсь, весьма успешные карьеры в биатлоне.

Перейдём теперь к собственно выступлениям российских сборников. Открывались соревнования женским спринтом. Все наши биатлонистки начали этот спринт за здравие, а как они его закончили, думаю, никто ещё не смог забыть. Что же там произошло?.. Почему на последнем круге "встали" все россиянки?.. Чтобы все как одна, более юные и менее юные, более опытные и менее опытные, не думая, рванули на семь с половиной тыщ, как на пятьсот?.. Да быть такого не может. Но именно так объяснили тренеры неудачу своих подопечных. А между тем никакой загадки для людей близких к лыжным гонкам случившееся не представляло. Ну а для человека от лыжных гонок далёкого не представляло большого труда найти на просторах интернета отзывы первых. Например, такой:

"Смазка сходит и не на 7,5 километрах, а запросто и после полутора... На первых полутора километрах лыжи неслись на эмульсиях, или "ускорителях", накладываемых поверх твёрдого парафина. Когда ускоритель "кончается", то бежишь на том, что под ним. Я, конечно, восемь лет уже сам не бегаю, и может, в мире подготовки лыж что-то кардинально изменилось, но факт того, что у французов под ускорителем кое-что получше нашего было, для меня не оспорим. Девочки просто никогда на сервисёров бочку катить не будут - у них такое же право на "промах", как и у самих девочек. А, глядя на то, как финишировал у двоеборцев Джэйсон Лами-Шапи, просто проехавший на последних 200 метрах мимо всех, как стоячих, у меня появилось предположение, что французы вообще без ускорителя обошлись. Дело в том, что ускоритель - это эмульсия, и причём едкая, и парафин частично сходит вместе с ней, в результате чего лыжи и начинает "присасывать". А иногда обычный твёрдый парафин работает лучше передовой жидкой химии...

...И мягкая лыжня это вовсе не "наша лыжня", и заявления об этом не более, чем самомотивация и правильный настрой на гонку. В действительности, на ней имеет преимущество тот, у кого тупо меньше удельное давление на поверхность лыжи, или попросту тот, кто легче. Поэтому нашим девочкам и было ещё так тяжело - посмотрите на тех же Брюне и Дора..."

Итак, девчонки на смазчиков "бочку катить не будут" - это понятно. Но что мешало тренерскому составу объявить прессе главную причину поражения в борьбе за медали в женском спринте? Тем более, что несколько дней спустя эту причину всё таки назвал Михаил Прохоров. Так сказать, проговорился:

"Обидно было, когда в спринте Анна Булыгина стала четвертой с минимальным отставанием от призового третьего – из-за проблем со смазкой лыж".

Но этих его слов уже никто не услышал. Вовсю по СМИ и болельщикам ходили рассказы о глупых спортсменках и их отсутствующей форме. Этой формы позже вполне хватило и на медаль Зайцевой, и на победу в эстафете. Но до того было и давление болельщиков, и слова Слепцовой в ответ про "никто никому ничего не должен", и вызванное ими возмущение, и ещё большее давление... Кому всё это помогло?.. Спортсменов на Олимпиаде может вывести из себя любая мелочь, а тут на них свалилась целая общественная кампания.

Зачем тренерам понадобилось открыто гнобить (иного слова и не подберёшь) в интервью различным СМИ капитана мужской сборной Максима Чудова? Глупостей и в закрытом режиме говорить не стоит, а уж для прессы... Свой потенциал Максим продемонстрировал в эстафете. А думай наши тренеры и чиновники прежде, чем говорить, глядишь, Максим показал бы себя и в индивидуальных соревнованиях. Да и вся сборная, что мужская, что женская, выступили бы лучше. Рабочая атмосфера такому варианту развития событий весьма способствует. Зато истерика вокруг да около сильно мешает.

Предпосылки выступить лучше были. Полностью провалилась немецкая сборная: мужчины вообще не завоевали ни одной медали (на прошлых Играх в Турине немецкие биатлонисты взяли четыре "золота" из возможных пяти), неудачи женщин немного "прикрыла" собой Магдалена Нойнер. Провалились лидировавшие весь сезон шведки. А природа ведь, как известно, не терпит пустоты. Но где-то помешала погода. Где-то не справились тренеры: золотая медаль Устюгова - это прекрасно; но то, что на пик формы Устюгов вышел за полтора месяца до начала Олимпиады, - совсем не дело. Но что получилось, то получилось.

В последних кубковых гонках сезона я собираюсь усиленно следить за Антоном Шипулиным и Ольгой Медведцевой. За Антона я очень опасаюсь. Когда-то похожим образом и тоже в эстафете "вырубило" молодого талантливого немецкого биатлониста Моргенштерна, после чего его штерн ("звезда" по-немецки) закатилась, а карьера в сборной по медицинским показаниям закончилась. Хотелось бы, чтобы врачи сборной уделили сейчас Антону повышенное внимание.

Ольга Медведцева (Пылева), возможно, проводит свои последние гонки. Ей очень не повезло четыре года назад в Турине, где она пострадала совершенно не по своей вине. Подробностями той истории давеча поделился специалист по допингу Николай Дурманов:

"Рассказываю, как было дело. Когда ровно в 24-00 по туринскому времени появились два черных гонца из Медицинской комиссии МОК и сообщили - у Пылевой карфедон в пробе, я ох... очень удивился. Пылёва?! Да ни в жисть! Она же осторожная, как Кутузов. В Солт-Лейк-Сити отказалась от витаминов, мы пытались её "заплацебить" перед гонкой, а то она была в полном дауне.

"Нет!" - говорит. "Сопли подберу и без ваших таблеток!". И подобрала, и назавтра выиграла золото.

Турин, ночь, паника. Спрашиваем Пылеву и обретаем из ее тумбочки коробку с названием "Фенотропил", производства Щелковского витаминного комбината. "Это что, Оля?!" - "Витамины, там же написано!".

Кто-то говорит, что с ней на сборах крутилась какая-то тетка из Красноярска, вроде личный врач. Выясняем, ага, Нина Виноградова, год рождения, место работы, хобби, семейное положение, адрес, телефон.

Звоню в Красноярск. "Здравствуйте, Нина Анатольевна! У нас тут к вам пара вопросов. Первый - вам знакомо слово фенотропил?"

Далее цитирую ответ. Именно цитирую. "И не думайте даже, что это допинг! Я этот препарат и так, и сяк вертела - это не допинг. Залезала в научную литературу и смотрела формулу. Формула похожа, но там метильная группа в другую сторону смотрит. Мы тут посоветовались - я, кстати, кандидат медицинских наук - И РЕШИЛИ, ЧТО ЭТОТ ПРЕПАРАТ ПРИМЕНЯТЬ МОЖНО."

"Нина Анатольевна, родная! А позвонить?!" - "Но я же кандидат медицинских наук! Я опытный врач! Я знаю, как лечить такие травмы".

Так что, даю 100% гарантию. Пылёва в том случае, действительно, ни в чем не виновата. Начудили опытные врачи."

Пожелаем Ольге, если она действительно решит уже в этом году оставить спорт, счастливой семейной жизни и удачной карьеры после спорта и чуть заглянем в будущее российского биатлона. Его новый руководитель, Михаил Прохоров, уже вложил в него несколько миллионов долларов из личных средств и не намерен останавливаться на достигнутом. Федерацию очевидно ждут пертурбации, отдельным её функционерам, любителям числиться и ничего не делать, уже объявлены выговоры, не дожидаясь конца сезона.

Большую группу детей-подростков Прохоровым отправил на генетическую экспертизу в Австрию. Обследование должно выявить оптимальный для ребёнка вид спорта: лыжи, биатлон, горные лыжи... Лучшие юниоры-лыжники начали переходить в биатлон. Последнее, кстати, не вызвало большого энтузиазма у лиц, ответственных за лыжный спорт. Но новый руководитель лыжной федерации (а я надеюсь, что по окончанию сезона лыжи в России возглавит новый человек) обязан обратить этот минус в плюс, добившись паритета с Прохоровым в обеспечении всем необходимым для успешных выступлений своих спортсменов.

В блоге Михаила Прохорова можно ознакомиться с его программой. Остаётся посмотреть, что и как из неё удастся реализовать на деле.