Прекрасные лебеди
Всем здравствуйте!
Решила сделать немного необычный пост. Он будет посвящён одному из самых легендарных балетных танцев и нескольким наиболее удачным воплощениям его на льду. Пост посвящён "Умирающему лебедю".
Французский композитор Камиль Сен-Санс создал в 1886 году музыкальную пьесу "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных". А хореограф Михаил Фокин поставил короткую зарисовку на тему лебедя. Премьера состоялась на благотворительном концерте в Мариинском театре 22 декабря 1907 года.
"Для постановки танца потребовалось всего несколько минут, — вспоминал Фокин. — Это была почти импровизация". Танцу-импровизации суждено было занять место среди лучших произведений Фокина. Он рассказывал о том, как создавалась эта "почти импровизация": "Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как нужно держать руки". Поначалу лебедь не был умирающим. Сначала "Лебедь" в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла "рана" – рубиновая брошь.
Специально для этого номера знаменитый художник Леон (Лев) Бакст создал эскиз платья с той самой рубиновой брошью, которая смотрелась как капелька крови на прекрасном теле лебедя.
Я, к сожалению, не знаю, где хранится это платье... Но красоты оно необычайной!
ПС теперь знаю)) Спасибо пользователям Рэббит и ЛиРи! Восстановленный оригинал платья находится в музее парижской оперы.
Анна исполняла танец, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.
Одна из подруг и преданных последовательниц балерины, Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью: "Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!"
Когда Камиль Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы сказать: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!"
Уникальное видео: "Умирающий лебедь" в исполнении Павловой. Обратите внимание, что Анна весь номер находится на носках. Она словно не касается пола... Потрясающе!
1994 год. Олимпиада в Лиллехаммере. Победа Оксаны Баюл в турнире одиночниц. Для показательного номера был выбран образ "Умирающего лебедя". Мне очень нравится эта интерпретация. Очень тонкая. Чувствуется бережное и уважительное отношение к оригиналу. Оксане всего 16 лет, но как она деликатно подошла к работе. Номер поставлен действительно по мотивам легендарного танца. Потрясающее начало на мысках! Оксана практически не касается поверхности этакого застывшего озера. Даже платье создано подобно оригиналу: с пухом, с "капелькой крови" и с головным убором, как у Павловой.
Номер грустный. Но грусть очень светлая и тихая. Оксана произвела на тех Играх настоящий фурор. Она взлетела высоко-высоко. Она смогла дотянуться до самого Солнца, но обожглась. Этот её показательный является для меня самым лучшим воплощением "Умирающего лебедя" на льду.
2010 год. Блистательное и победное выступление Юко Кавагути и Александра Смирнова на европейском первенстве. Прекрасная постановка! Перформанс начинается ещё до стартовой позы. Программа лёгкая, практически невесомая. Она очень подходит Юко. Все элементы прекрасно вписаны в музыку и исполняются на высокой скорости. Очень нравится насыщенная дорожка шагов. Очень красивые костюмы: на голове партнёрши диадема, напоминающая костюм Павловой. Программа тоже получилась светлой и трепетной, в том числе, за счёт вокализа. Опять-таки никакой драмы!
Ну, а это просто бонус, сюрприз, мимими - называйте, как хотите. Восьмилетняя (восемь! 8 лет ей всего!!!) Камила Валиева. Я была потрясена. Не ожидала, что в восемь лет дети на такое способны... Техника-техникой (но техника-то весьма неплоха), но какое чувство музыки. Какая музыкальная и пластичная девочка! Очень понравились вращения: и скорость, и центровка, а какие у неё певучие руки. С удовольствием отметила для себя это чудо. Буду следить за её начинающейся "карьерой"))
Достойное платье с "капелькой". И финальная поза...
Думаю, Анна Павлова и Михаил Фокин, посмотрев это выступление улыбнулись бы. Но не снисходительно, а восхищённо.
По-моему просто прекрасно, что фигурное катание так неразрывно связано с искусством. Что оно не позволяет забыть шедевры великих мастеров: композиторов, актёров (множество программ, посвящённых Чаплину), танцовщиков (великолепнейшее посвящение Нижинскому от Евгения Плющенко) и даже художников ("Пикассо" Уртадо-Диас). И так здорово, что у нас есть возможность прикоснуться к этому великолепию. Пускай посредством видеозаписей и фотографий, но всё равно мы отдаём должное этому наследию.
ПС под музыку "Лебедя" Сен-Санса было поставлено немало программ. Если у вас есть любимая, то напишите о ней в комментариях и поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Будет очень интересно прочитать и посмотреть))
Благодарю пользователей за прекрасные ссылки!
От просто болельщица:
Людмила Белоусова и Олег Протопопов, 1984 год
Джонни Вейр, 2006 год. Интересное решение костюма - алая перчатка исполняет роль клюва, а рука спортсмена гибкую шею лебедя. От просто болельщицы и от РэдБэст:
Только трое балерин смогли довести до совершенства этот танец: Павлова, Уланова и Плисецкая, сделав его шедевром.
Среди фигуристов я не знаю имени, которое можно было бы поставить в один ряд с именами вышеперечисленных балерин, по мастерству приближенное к ним.
Были хорошие и удачные работы, у той же Баюл, Белоусовой и Протопопова, но чтобы танцевать "Умирающего...", нужны руки-крылья, полное перевоплощение и перерождение в птицу, проживающую последние минуты в этом мире.
***
Маленькая Камила - это чудо расчудесное, пересмотрела несколько раз и нахожусь в полном мимишном настроении и восхищении. Аня, спасибо за это видео, а за сам пост и прекрасную тему, хорошо поданную, огромный плюс и благодарность!))
http://www.museumoflondonprints.com/image/138325/leon-bakst-anna-pavlovas-swan-lake-ballet-dress-20th-century
Костюм для бессмертного номера Павловой — «Умирающего лебедя», был выполнен, как уже упоминалось выше, по рисунку Бакста. Однако приоритетное право на этот костюм, равно как и на сам балетный номер, оспаривала жившая в 1920-е годы в Англии Лидия Кякшт, для которой Фокин будто бы его первоначально и поставил. Как бы то ни было, в концертных программах Павловой на протяжении почти двух десятилетий «Умирающий лебедь» оставался гвоздем дивертисмента. Современники отмечали, что никто ни мог сравниться с нею по выразительности в интерпретации этого фокинского шедевра. В каждом представлении Павлова импровизировала, и с годами этот образ в ее исполнении становился все более трагичным. Сен-Санс впервые увидел ее «Умирающего лебедя» в Лондоне и, придя после спектакля в уборную к великой Ассолюте, сказал: «Я боялся, что мою музыку изуродуют. Но когда я увидел на сцене Вас, то понял, что шедевр музыки находится в исключительной гармонии с шедевром танца!». «Умирающий лебедь» стал образом души Анны Павловой и ее «лебединой песней». Недаром, последними словами, пронесенными артисткой уже в бреду на смертном одре, были: «Приготовьте мне костюм Лебедя…» и — некоторое время спустя: «Играйте медленнее коду». Костюм этот, ставший символом нетленного искусства великой Павловой, в 1997 году был отреставрирован и находится теперь в музее парижской «Гранд-Опера». Его идентичная копия хранится в частной коллекции в США.