Страсти по пасодоблю
Что ж, самое время попытаться немного заглянуть в будущий сезон и пофантазировать на тему новых программ. И если предугадать, что приготовят нам одиночники, будет практически невозможно, то тема короткого танца нам известна. Так что достану я свой хрустальный шар и попытаюсь примерить заданную тематику на пары русской сборной и мировых лидеров.
Итак, в коротком танце этого сезона будут испанские ритмы. Сразу скажу, что в танцах на льду я можно сказать чайник. Уровень дорожки шагов или поддержки на глаз не определю. Так что предлагаю разобраться хотя бы в общих чертах.
Короткий танец состоит из:
- 1 серия паттерна;
- 1 креативная серия в танцевальных позициях (как я понимаю, танцоры должны сами придумать последовательность шагов в стиле и характере танца, включив в нее заданные ки-пойнты);
- 1 короткая танцевальная поддержка;
- 1 параллельная дорожка шагов (по центральной прямой или диагонали);
- 1 серия твизлов.
В качестве паттерна – пасодобль, который может быть скомпонован с фламенко, хотой, болеро, фанданго и севильянас.
В переводе с испанского, Paso doble означает «двойной шаг», так как каждый второй шаг в танце подчеркнут. Пасодобль, как и многие испанские танцы, отображает один из аспектов жизни и быта испанцев, а именно корриду. Это своеобразное театрализованное действие, где партнер изображает гордого, уверенного в себе тореро, а партнерша – его плащ. Иногда партнерша может изображать другого тореро, и очень редко – поверженного быка. Внимание зрителей должно быть обращено исключительно на партнера.
В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу.
Я выделила эти характеристики, потому что наши спортсмены зачастую об этом забывают. И получается что вместо скрытой экспрессии – «страсть в клочья» и в конце «все умерли» – очень пафосно и драматично.
Позиции и характер движений пасодобля сильно отличается от латиноамериканских танцев. В нём отсутствуют выраженные движения бёдрами, пружинистые и скачущие шаги. Отличается даже осанка танцора: верх корпуса высоко поднят, плечи широко расставлены и опущены вниз, голова жестко фиксирована.
Испанская тема всегда хорошо принимается зрителем, благодаря страстным образам, яркой музыке, колоритным костюмам. Однако, есть и подводные камни. В испанском танце наружу легко вылазят многие огрехи (особенно огрехи осанки и недостаточная четкость движений). Так же очень легко переборщить с эмоциями.
Испанская программа рано или поздно просто обязана быть у любого фигуриста)) Ну а в этом сезоне нас просто ждет фестиваль испанского танца) Ох готовьтесь)) Однако, на мой взгляд, ни одной танцевальной паре из русской сборной ни повезло с коротким танцем. Эта не та тема, в которой они бы могли наиболее полно отразить все свои сильные стороны. Почему? Будем разбираться по порядку.
Начнем с Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Они сейчас, как ни крути первая пара страны, их-то не скосило вирусом «давай пошлем все «на» и распадемся». У пары много достоинств, но испанская тематика это ни разу не про них. И дело не во внешности (тут даже новый цвет волос Кати не поможет).
Из них в испанской теме можно было бы сделать ну если не конфетку, то хотя бы что-то интересное и вкусное. Но для этого нужно отказаться от театральных образов, драмы и актерствования. Это все им просто противопоказано. Знаю, хочется показать какие мы страстные, но поверьте не надо. Еще одной игры лицом, как в «Птицах» зритель не выдержит, да и судьи боюсь тоже.
Вот эту бы страсть перенести на лед!
На мой взгляд, у Кати с Димой есть два пути для короткого танца. Первый - поставить танец в очень сдержанной и лаконичной концепции. Сделать акцент на технику. Да, у нас тут страсти не кипят и юбкой мы не размахиваем, но зато посмотрите как все широко, легко, на каких дугах и на 4й уровень. Второй - отойти от аутентичности в сторону современного танца. Но это будет сделать труднее, потому как у всех еще свежа в памяти Черная Кармен Виртью Моир.
Все либретто с сюжетом "прямо в лоб" паре не подходят, думаю яркие и известные образы это не для них, мера не чувствуется и постановка скатывается в излишнюю театральность. А еще им бы не побояться и вывести на первый план партнера, Дмитрий очень вырос, как партнер за последнее время, и нужно этим воспользоваться, тем более пасодобль как бы к этому обязывает. Сдержанная и лаконичная концепция так же относится и к костюмам. Им нужны максимально простые костюмы. Никаких пышных юбок с оборками, никаких расшитых золотом костюмов тореро!
Думаю, что Кате очень бы пошел подобный фасон
Пока я писала все эти бредни про сдержанность и лаконичность, ребята в интервью анонсируют, что в коротком танце будет Кармен. Мне аж захотелось пойти и стукнуться головой о стенку. Нет, я конечно, понимаю, что если вы не катались под Кармен, то ваша жизнь в фигурном катании прошла зря. И возможно каждая девушка думает, что этот образ ей ну очень подходит. Но это распространенное заблуждение. Я честно не понимаю, как можно после "постановочного провала" прошлого года, брать Кармен, когда надо снова громко о себе заявлять и отвоевывать назад свое место в мировом топе. Вы, конечно, можете мне возразить, мол а вдруг получится интересно, свежо и новаторски. Но, я честно сомневаюсь. Очень боязно, что снова будет игра лицом сомнительного качества, театральщина или перекраивание программы Навки Костомарова. И раз уж Кармен в сборной будет не одна, то может стоит пока не поздно задуматься и поставить что-то другое?
Я еще давное думала, что вот этот танец и образы очень бы пошли Лене с Никитой, но теперь увы и ах.
Теперь о "свингерах". Чтобы никого не выделить или обидеть - начну в алфавитном порядке. Еще одна пара, считающая, что Кармен и так было мало, что мы вероятно уже и забыли, как звучит эта музыка - Елена Ильиных Руслан Жиганшин. Да, да я знаю, что многие скажут, что Лене очень пойдет этот образ. Да, возможно. Но она выступает не одна. Да и опять же, паре нужно выделиться, запомниться, но вряд ли 1000я Кармен в фигурном катании им в этом поможет. Так же вызывает опасение любовь Елены к актерствованию и стремление быть "дивой", есть риск, что на фоне всей этой страстной красоты, да под Кармен, Руслан просто потеряется. Мне очень трудно оценить, насколько он справится с ролью лидера в паре да и позволят ли ему это. Хватит ли ему зрелости и мужественности, чтобы рядом с такой знойной красоткой не выглядеть юнцом.
Опять же тренерский тандем не славится свежими идеями и современными постановками (не знаю насколько поможет приглашенный очень известный хореограф), так что опасность овердрамы в костюмах из прошлого гардероба Бобровой (надеюсь хоть этого возможно удастся избежать благодаря хорошему вкусы Лены) все же есть. Безусловный козырь этой пары - яркая и темпераментная партнерша. Думаю, ей и придется вытягивать всю постановку.
На мой взгляд, паре Виктория Синицына Никита Кацалапов может не хватить некоторой страстности, искорки и напряжения между партнерами, нужных для пасодобля. Они мне все же видятся больше парой лирического и романтического амплуа. Выходы из этой ситуации такие же, как и у Бобровой Соловьева. Не ударяться в яркие и узнаваемые образы и аутентичность, а сделать акцент на технику, чистоту и аккуратность исполнения. Что до образов, то мне почему-то вспомнился вот этот отрывок из фильма с Антонио Бандеросом.
Да, я знаю, что они там танцевали танго, а не пасодобль, но общую стилистику можно позаимствовать - просто пара исполняющая танец из программы бальных танцев и никакой предыстории. Просто он, она и танец. Козырем, безусловно, является тренер и постановщик этой пары - Марина Зуева, которая прекрасно умеет скрывать недостатки своих учеников.
Единственные из русской сборной, кто мог бы очень хорошо смотреть в испанской тематике - это Ксения Монько Кирилл Халявин. У них для этого есть и внешние данные, и нужная страстность, и внутренней стержень. Думаю именно им подошел бы классический и аутентичный пасодобль. И единственный вопрос сможет ли Жулин это сделать? Сможет ли он поставить танец, чтобы не утяжелить ребят, не переборщить с эмоциями и не навернуть в постановке слишком много неудобных мелких связок, мешающих его выкатывать и показывать широту их катания. У Александры Степановой Ивана Букина, на мой взгляд, тоже может получиться очень даже неплохой танец. В особенности благодаря партнеру. Есть в нем нужный темперамент, позволяющий поставить танец полностью на него. Подчеркнуть мужественность и харизму, показать, что ведет именно партнер и преподносит свою партнершу, как украшение их пары и танца. Так же могло бы получиться передать характер пасодобля у Анны Яновской Сергея Мозгова, но, к сожалению, ребята решили остаться в юниорах. Хотя, как знать, может они подготовят и взрослый танец, для участия в Чемпионате России.
Ну и конечно не удержусь от возможности "примерить" пасодобль на другие топовые пары. Я продолжаю рыдать по Тессе и Скотту и от того, что мы не увидим их пасодобль. А основываясь на впечатлении, которое производило их фламенко сезона 2009-2010, думаю их танец в этом сезоне мог быть просто....крышесносным. Но увы....
Кейтлин Уивер Эндрю Поже однозначно справятся с коротким танцем этого сезона. На них отлично "сядет" классический вариант. Им не нужно ничего изобретать, не нужно кого-то выделять, а кого-то слегка задвигать. Это классическая пара, где ведет партнер, и он определенно справится со своей ролью. По их произвольному танцу прошлого сезона, можно сделать вывод, что пара хорошо чувствует баланс и сможет преподнести танец в нужном свете и дать в меру эмоций там, где это нужно. И я полагаюсь на хороший вкус их тренеров и постановщиков.
У итальянцев Анны Каппеллини Луки Ланотте я уверена будет хороший танец, с красивыми растанцовочками, как по учебнику. Единственное, мне кажется танец может получиться слишком милым и сладким...как и сами исполнители. Ему может не хватить какой-то резкости и страстности.
Брату и сестре Шибутани с коротким танцем определенно не повезло. Очень сложно представить их в страстном испанском танце. Даже интересно, как Марина Зуева будет из этого выкручиваться. Чок Бейтс - еще одна загадка. Скажем прямо - чисто внешне пасодобль совсем не их танец) Но посмотрим, что из этого получится, а вдруг им удастся нас всех удивить. И конечно я жду, что нам приготовят Сара Уртадо Адриа Диаз, ведь кому, как не им показать, как нужно танцевать испанские танцы!
Конечно, кому-то идут одни танцы, а кому-то другие, универсальных танцоров, которые бы одинаково отлично смотрелись и в вальсе, и в латине единицы. Так что на самом деле это все отговорки, что кому-то легче, а кому-то сложнее. И основная задача постановщика, тренера и самой пары трезво оценить свои недостатки и достоинства и с учетом этого выработать правильную концепцию постановки. Так что, я всем желаю удачи, а нам с вами мужества и терпения для переваривания всего этого испанского творчества))
И на последок, так сказать разговорами о пасодобле навеяло.
Так вот пусть у нас с вами в этом сезоне при просмотре короткого танца ни к одной паре не возникнет вопроса: "А это точно пасодобль?"
а если серьёзно, на той Олимпиаде ключевым как раз стал оригинальный - где Лининчук сильно прогадала с постановкой, а наши соперники и Вирту - Моейр, и особенно Дэвис - Уайт выдали шедевральный индийский танец
+1000! Улыбнулась 100 раз
"Мне аж захотелось пойти и стукнуться головой о стенку"
моя реакция была почти такой же!
И значение короткого танца в общем раскладе сегодня трудно переоценить ( вспомним последний чемпионат в Японии). Вот и Жулину уже сто раз аукнулось "главное ки-пойнты, а там хоть под спокойной ночи малыши катайся".
Лучшим пасодоблем "всех времён и народов" считаю конечно же танец от Торвилл и Дин, где как раз Джейн в роли плаща и даже платье у неё как плащ.Очень хорошо помню пасодобль Бестьямяновой -Букина, где экспрессия зашкаливала.
Кстати, фламенко Вирчу-Мойер с которым они выиграли оригинальный танец в олимпийский год тот самый известный хореограф Нахарро посчитал не совсем фламенко
В погоне за баллами уже давно не фиксируют красивые элементы и позы, чтобы судьи оценили, а публика восхитилась. Поддержки превратились в акробатическое перекидывание партнерши при максимально неудобной позе у партнера. Идеальный вариант - завязать ее узлом на шее вместо галстука, встать на одну ногу и навернуть штук десять твизлов.
Цирковые штучки прокатывают в польке-бабочке или акробатическом рок-н-ролле. В вот что пасадобль, что фламенко с цирком не дружат. У меня от них самое яркое ощущение - это огромное чувство собственное достоинства, помноженное на многовековую испанскую аристократичную гордость.
Спасибо автору за статью, читать было интересно. Пожалуй, не соглашусь только с тем, что Ильиных затмит Жиганшина и задвинет его в такой угол, что мы не сразу разберем, это еще танцы или уже одиночное катание. Это невозможно с постановочной точки зрения: в пасадобле мужчина - ведущий, женщина - ведомая, фламенко - борьбы полов, ни один из которых не должен быть главным.
p.s. про КМС и юношеский разряд - это тоже феерия. как-то всю жизнь казалось, что все определяется талантом и трудолюбием, а не бумажками. и так - во множестве областей. но стоит ли разубеждать профессора?)