7 мин.

Беливмить?

Роман Красновский

1

Не думал, что напишу что-либо к Олимпиаде – зимние виды спорта – не мой конек (да и Сочи ничего кроме отвращения у меня не вызывает, поскольку входит в тройку самых «мертвых» городов, что я посещал), однако история с выбором нашего представителя в мужском фигурном катании равнодушным не оставила. Высказаться я решил не сразу, хотя очевидные мысли о справедливости требовали выплеснуть все, что думал в день, когда узнал о проталкивании Плющенко. И правильно сделал, что не стал писать, поскольку ситуация, на самом деле, совершенно неоднозначная (при всем моем уважении к Игорю Порошину и другим апологетам «справедливости»).

К фигурному катанию я имею весьма опосредованное отношение – занимался я им четыре сезона (родители привели в секцию за два года до школы, во втором классе был годовалый перерыв, затем опять на год пошел разучивать ласточки, пистолетики и не сложные прыжки), однако в итоге променял на шахматы, в которых и добился наивысших спортивных результатов.

Но по ТВ фигурное катание мы не пропускали. Сядем, бывало, с бабушкой и смотрим часа три. Признаюсь, главной целью просмотра было дождаться какого-либо падения и начать это обсуждать (именно поэтому танцы на льду мы особо не жаловали).

Сейчас все изменилось, времени на фигурное катание нет, и, к сожалению, компанию, в которой я смотрел его раньше, уже не воссоздашь, а потому просмотр этого вида спорта последние годы был лишь эпизодическим. Вот я и упустил, что у нас-то, оказывается, вовсю бушует интрига, во главе которой человек, чье победное катание я крайний раз видел во время памятного Евровидения (вообще-то я этот «праздник» «музыки» не жалую, но тогда «беливмил» - глагол от названия песни), человек, который, как мне казалось, уже давно стал медийной, а не спортивной фигурой.

А тут прямо какой-то ураган новостей, от которых в течение года невозможно было укрыться. Плющенко хочет поехать на Олимпиаду, под это дело он ложится под скальпель, а затем восстанавливается. Плющенко восстановился и примет участие в чемпионате России. Плющенко сенсационно проигрывает чемпионат России и не отбирается в олимпийскую сборную. Плющенко дает интервью, в котором говорит о том, что с помощью таких-то махинаций он все равно будет выступать в Сочи. Плющенко, отказывается от выступления на Чемпионате Европы, который после провала на российском первенстве, по логике, должен стать для него последним шансом. Ковтун – молодой мальчик, которого все (у кого берут интервью) называют надеждой нашего фигурного катания и который в честной борьбе победил Плющенко в национальном первенстве (и теперь по всем раскладам должен представлять родину в Сочи) за каким-то хреном едет на Чемпионат Европы и проваливается, не попадая «в призы» (хотя ехать был не обязан и не должен). Плющенко, в свою очередь, после Чемпионата Европы дает какое-то закрытое представление для избранных, посмотрев которое все наши фигурные эксперты хором заявляют, что ехать на Олимпиаду должен именно Евгений. На том и порешили, оставив ряд вопросов о критериях и правилах отбора, а так же недоумение по поводу нужности этих критериев (раз уж все равно все решено).

Я решил без эмоций разобраться в сложившейся ситуации, изучил публикации на этот счет и понял, что мы сейчас имеем дело с одной из самых неоднозначных ситуаций, которые только возможны в спорте.

Предтеча текущего скандала. Во время последних Олимпиад у нас выступало по три одиночника, связано это, как я понимаю с тем, что наше мужское  фигурное катание – было сильнейшим в мире (одна дуэль Плющенко и Ягудина чего только стоила). Сейчас ничего подобного нет и в помине, именно поэтому мы и дошли до ситуации, когда лучшие фигуристы страны «дерутся» за единственную путевку на игры.

И пока все кричали о справедливости или несправедливости итогов «драки», я заинтересовался, а почему мы вообще так низко пали, что на домашние Игры выходим с одним представителем. И здесь выяснилось, что оказывается виной тому 17 место (я и не знал, что российский фигурист может так низко  оказаться) КОВТУНА на предшествующем Олимпиаде Чемпионате Мира 2013. Получается, что Максим своими коньками произвел обрезание российской квоты до минимума. Правда, здесь вопрос не только к нему. Я специально нашел  мартовское интервью еще одного медийного лица – Татьяны Тарасовой, которая активно опекает Ковтуна. Оказывается, мальчика послали на ЧМ, чтобы «он набрался опыта». Ребята, о каких спортивных принципах можно говорить, если на главное предолимпийское мероприятие «главный отберун» едет набираться опыта? Конечно, здесь возникнет вопрос – а где, собственно, был Плющенко (с вариантами ответа от светского раут коктейля в «Сохо» до пляжной вечеринки в Майами), почему он отдал свою олимпийскую мечту в руки вчерашнего юниора? Плющенко (согласно официальной информации) делал операцию и был не готов выступать на таком уровне, его специальным образом вели к Сочи…

Теперь о правилах отбора Единственного. Как выяснилось их просто нет. Ни в одном регламентирующем документе я не нашел четкой формулировки кто должен представлять страну на Олимпиаде. Если провести параллель с Лигой Чемпионов (пример, родственный тем, что приводил в своей статье Игорь Порошин), то четко в регламентах прописано, что в нее по результатам чемпионата страны попадают Чемпион и вице-чемпион. Это же прописано в соответствующих регламентах УЕФА. И ни Мутко, ни Путин не смогут протолкнуть туда какую-нибудь «Томь» за то, что та провела потрясающий матч на лесной поляне для избранных зрителей (даже если очень сильно захотят). В наших же условиях все иначе. Олимпийские документы не накладывают подобных обязательств на национальные федерации, выбор представителей от страны, по сути, представляет собой процесс в «черном ящике». Отсутствие прозрачности – вообще наше кредо (в частности, это помогает пилить бабки, назначать на ключевые посты родственников, освобождать кого-то от ответственности, в том числе, уголовной), и здесь оно как никогда кстати.

Еще в середине прошлого года было понятно, что на Олимпиаду поедет Плющенко. Евгений – это бренд, это человек, которого весь предыдущий год пиарили как старую/новую олимпийскую надежду, который сам поверил, что ему это надо и заразил этим остальных (или его заразили, что, уже не важно), да и заменить его было некем. Я прочел ряд статей, предваряющих российский чемпионат, после которого, собственно и начались споры «Плющенко или Ковтун». Большинство авторов вообще не допускали иного варианта, кроме как победа Евгения. И когда ее не случилось, оказалось, что никто не знает – что делать. Точнее сразу же придумали, что делать, и Плющенко, по дури, это прямым текстом изложил. Неготовность к такому развитию событий, именно этим можно объяснить откровения опытного спортсмена о снятии после командных соревнований по медицинским показаниям.

Началась странная возня, Ковтуна отправили на необязательный Чемпионат Европы, и большинство (чиновников, обывателей и т.д.) сильно надеялось, что мальчик на чужбине снова не справится с волнением. Мальчик не справился. ЧТД. Сметенная общественность снова на стороне Плющенко.

Затем устраивается эксклюзивный вид национального отбора – закрытый внесоревновательный (это важно) прокат, то есть фактически тренировочный. И по его результатам чиновники (и якобы тренерский штаб) принимают решение, что первым номером сборной будет сверхзаслуженный человек, но при этом проигравший национальное первенство и вообще не участвовавший в предолимпийских чемпионатах мира и Европы (и каких-либо определяющих стартах).

В общем ситуация запутанная и крайне неоднозначная.

Где гарантия, что Ковтун справился бы с олимпийским давлением (тем более, не пустив любимца страны на уже точно последние для него Игры), если на всех международных стартах он не справлялся с куда более простой нагрузкой.

Где гарантия, что престарелый (по меркам вида спорта) «полукиборг» (переоперированный везде, где только можно) Плющенко, сможет вообще? И, главное, как объяснить самым верным болельщикам фигурного катания в правительстве (и выше), решение оставить общественного деятеля, доверенное лицо президента страны, великого спортсмена и т.д. вне заявки?

Сложно было Мутко и Ко. Они свой выбор сделали и, несомненно, сильно раскрутили интерес к мужскому (да и всему) фигурному катанию. Лично я теперь точно буду его смотреть, все (вообще без исключения) мои знакомые, в своем большинстве сильно далекие от этого вида спорта, смотреть тоже будут. All in в ситуации, когда победа будет чудом, всегда интересен, и я хочу, увидеть это чудо, но не знаю, хочу ли в это «беливмить».

Получив, фактически по блату, место в Олимпийской сборной, Плющенко поставил на кон главное, что заработал в предыдущие годы – свое имя, свои достижения. Он не побоялся пойти на это, несмотря на то, что его катание (во всяком случае, то, что мы видели на чемпионате России) сильно уступает лучшим образцам современного фигурного катания, и этих образцов сейчас больше, чем мест на олимпийском пьедестале. Бытует мнение, что Плющенко не интересует ничего кроме золота, и это еще больше стремит ситуацию к девизу - «Миссия не выполнима» (хотя я считаю, что основная причина рвения Евгения лежит за пределами спорта). Если он пролетит, то окажется под куда большим давлением, нежели Ковтун, в качестве единственного представителя России в мужском турнире. Серьезно к Плющенко в случае поражения (может быть, непопадания в тройку), тем более, на фоне все еще тлеющего скандала, относиться уже не будут. Если же он победит, то это будет какой-то запредельной полуфантастической историей о героизме.

Только стоило ли ради этого ломать госмашиной спортивное будущее и судьбу молодого парня?!