НОСТАЛЬГИЯ. ОЛИМПИЙСКИЙ АЛЬБОМ. АЛЬБЕРВИЛЬ 1992
Открываем новую страницу нашего альбома.
Перефразируя слова знаменитого фильма, снова вглядываемся в прошлое:
Олимпиады-60-х, они уже скрылись за поворотом. Отшумели 70-е... 80-е пролетели. 90-е проросли. Мы менялись вместе со страной и миром.
Это были бурные времена. Разделилось наше огромное государство. За стремительными изменениями не успевал МОК. Наш национальный олимпийский комитет находился в фазе полураспада.
Поэтому на Олимпиаду спортсмены ехали в последний раз в составе одной команды, под олимпийским, а не национальным флагом. И гимн для наших чемпионов звучал олимпийский.
Игры прооходили в Альбервиле, небольшом альпийском французском городке. Это была последняя зимняя Олимпиада, проходившая в високосном году. Следующую собирались провести через два года, чтобы летние и зимние игры развести по времени.
Турнир фигуристов стал триумфальным для команды Союза Независимых Государств. Три победные золотые медали - такого нам до тех пор не удавалось достигнуть!
В мужском катании заблистала одесская школа Галины Змиевской. Ее представляли Виктор Петренко и Вячеслав Загороднюк, а Алексей Урманов приехал из Санкт-Петербурга. Он вспоминает:"Среди возможных чемпионов называли Курта Браунинга, Петера Барну, Кристофера Боумэна... Сильные были ребята."
Однако победа ждала нашего украинца Виктора Петренко, который пришел к главному в своей жизни старту через трудный период травм и восстановления формы.
Фигурист рассказывал: "Я очень хорошо сделал короткую программу.
А в произвольной допустил ошибки, и дальше решали судьи. Когда я ушел со льда, еще предстояло выступить Браунингу, другим фигуристам. Я ушел в раздевалку и там ждал, чем все закончится. И потом, помню, туда вбежал Боумэн и стал меня поздравлять, мол, парень, ты выиграл! Сначала, конечно, не понял, что произошло. Ощущение победы пришло позже. А в тот момент была только одна мысль - неужели?"
Посмотрите на настоящее мужское катание! ( Как мне было жаль тогда, что могу больше не увидеть этого красавца на соревнованиях. Тогда после побед фигуристы уходили в профессионалы безвозвратно - поминай, как звали).
Именно Петренко стал первым нашим олимпийским чемпионом в одиночном катании после Николая Панина-Коломенкина.
"Я вырос в Советском Союзе, - говорил Виктор, - Я воспитанник школы фигурного катания, которая была создана во времена Советского Союза. Я продукт этой системы. Была заложена серьезная база, и я первый фигурист, который добился такого."
Серебрянную медаль выиграл американец Пол Уайли(Поль Виле, в иной интерпретации).
Третье место занял Петер Барна из Чехословакии.
А неудачником игр оказался Браунинг. "Как показывает практика, некоторые спортсмены просто не олимпионики. Это не их соревнования. Вот Курт как раз из таких..." - говорил Урманов, который занял тогда 5 место. А Загороднюк был восьмым.
Состязания женщин прошли в соперничестве американок и японок. Занятно, что победительницей стала американка японского происхождения Кристи Ямагучи.
(Совет - смотрите видео женщин после 4-й минуты, пока ролик не сократила)
Второе место досталось японке Мидори Ито. Бронзу получила американка Нэнси Керриган.
Наша Юлия Воробьева осталась, увы, только 14-ой.
В парном катании мы упорно продолджали золотые традиции великой советской школы. Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев были вторыми подопечными Тамары Москвиной, которые стали олимпийскими чемпионами.
Тамара Николаевна поставила им исключительно гармоничную программу "Грёзы любви" на музыку Ференца Листа, ставшую шедевром в фигурном катании, с красивейшими линиями, с целой серией разнообразнейших спиралей и тодесов, которые длились последние полторы минуты программы.
Смотрите и наслаждайтесь!
И серебро завоевали ученики Москвиной Елена Бечке и Денис Петров.
Бронза досталась канадцам Изабель Брассер и Ллойду Эйслеру. А наши Шишкова и Наумов стали пятыми. (Эх, сейчас бы так!)
Напоследок вспомним изумительные по красоте соревнования танцоров.
Марина Климова и Сергей Пономаренко до предолимпийского сезона выступали под руководством Натальи Дубовой, с которой они достигли необычайной легкости и красоты классического катания. Но фигуристы решили, что к Олимпиаде им необходимы прорыв, обновление. С этой целью они уходят к Татьяне Тарасовой.
Татьяна Анатольевна подготовила для них современные эффектные программы с оригинальной хореографией и выразительными костюмами. Но не надо забывать, что великолепная техника пары - результат работы Дубовой.
Произвольный танец на музыку Баха - явление не только спорта, но и подлинного искусства! В его постановке принял активное участие французский хореограф Шанти Рюшполь. ( Спасибо за информацию )
Марина и Сергей не оставляют шансов своим извечным соперникам. французам Изабель и Полю Дюшене, которых тренировал Кристофер Дин. Брат и сестра довольствовались серебром.
А третьими стали Майя Усова и Александр Жулин, подопечные Натальи Дубовой.
Наша молодая пара (кстати, чемпионы следующей Олимпиады) Оксана Грищук и Евгений Платов заняли 4 место, но показали удивительный произвольный танец!
Как и все хорошее, олимпийский турнир фигуристов пролетел яркой кометой, но остался незабываемым.
Из-за небольшого периода между этой и последующей Олимпиадами многие фигуристы в ближайшем будущем получили еще один шанс добиться олимпийских высот. Но эти страницы альбома посмотрим в следующий раз.
До встречи!
P.s. Огромная благодарнось всем пользователям и, не побоюсь этого слова, коллегам по созданию поста, которые внесли и вносят дополнения и предложения!
Читайте их комментарии и присоединяйтесь к совместному творчеству!))
позвольте несколько уточняющих реплик.
По поводу Мишкутенок-Дмитриева: программа ГРЕЗЫ ЛЮБВИ ставилась не к олимпийскому сезону, а к сезону 1991 года и с ней ребята стали чемпионами мира. Она была столь удачной и была принята настолько хорошо, что,по-видимому, Тамара Николаевна решила не искать добра от добра и программа практически без изменений перешла в Олимпийский сезон.
По поводу Климовой и Пономаренко: не нужно приписывать Тарасовой несуществующие заслуги- к постановке программ она не имела практически никакого отношения- ШЕДЕВР на музыку Баха был поставлен французским хореографом Шанти Рюшполь, с которой ребята начали работать в 1991 году и создали один из своих лучших танцев-Лоуренса Аравийского.Именно с Рюшполь связано изменение их стиля. Тарасова занималась уже шлифовкой. Отом,что работать с Тарасовой Климова и Пономаренко начали уже с практически готовыми программами говорила в интервью и сама Марина(ссылку могу представить позже).Кстати, в постановке польки Марина принимала непосредственное участие
Учитывая, что технически эти пары не сопоставимы в принципе, модерн Климовой и Пономаренко стал бить стиль Дюшене, тем более, что в силу родственных взаимоотношений, катать тему любви они не могли, а идеи для новых оригинальных постановок иссякли и их Вестсайдская история 1992 была, наверное,их самым неудачным и неинтересным танцем
Мне тоже очень нравилась пара Мишкутёнок - Дмитриев и программа "Грёзы любви". Когда-то "Грёзы" катали Белоусова- Протопопов, и эта программа считалось эталонной в их исполнении. Так вот Олегу Протопопову программа подопечных Тамары Москвиной категорически не понравилась, посчитав нарушенными каноны парного катания.
История медали Климовой- Пономаренко имеет свою предысторию.Воспитанники Дубовой (все три пары) обладали виртуозной техникой, но в постановках наметилась стагнация. Чем незамедлительно воспользовались брат и сестра Дюшене, которым Дин ставит необычные, нестандартные постановки и в предолипийсмкий год пара завоёвывает титул чемпионов мира. Дальше Дубова делает ставку на Усову Жулина и Климова и Пономаренко от безысходности принимают верное решение, уходят к Тарасовой. Дальше шедевральная программа и французы бьются их же оружием - новаторской постановкой на классическую музыку.
Справедливость требует отметить, что самой виртуозной техникой обладали Климова-Пономаренко , самыми чистыми линиями Усова-Жулин, но хореография Дина для французов произвела маленькую революцию в танцах на льду. Таковы мои воспоминания. С удовольствием пересмотрю все подготовленные автором видео.
Ведь нужно помнить наших великих, и не только наших,впрочем
Наиглавнейшими кандидатами в чемпионы были Брассёр с Эйслером. Но у них конкретно нервы сдали: Мишкутенок откатала обе программы практически безупречно.
Наталья вообще отличалась этой редкой чертой: плюс старт. У нее был Большой Плюс. Через два года они ехали с Артуром на Игры, и Наталья была (по рассказам) вообще полуразобранная. А произвольную откатали великолепно.
Теперь можно признаться, что болела за Дюшене) Постановки Дина для них, помню, вызвали тогда много споров, но это было по-настоящему ново и интересно. Видимо, поэтому Климова с Пономаренко пришлось вносить изменения в свой стиль. Но это принесло свои плоды.
Справедливости ради замечу, что Курт Браунинг катался на ОИ с травмой спины и прекрасно понимал, что шансов победить у него практически не было. А вот Пол Уайли (как его только не обзывают, но в ВИКИ он фигурирует именно под этой фамилией) удивил всех. Его даже на Олимпиаду отправлять не хотели, так плохо он начал сезон, а он возьми и стань серебряным призёром.)
Произвольный танец Климовой/Пономаренко - это спектакль, тонкая и возвышенная история, смотрю всегда с непередаваемыми эмоциями!
А твое "Смотрите и наслаждайтесь" перед ПП Мишкутенок и Дмитриева абсолютно в точку! Именно "смотрела и наслаждалась") Наташа и Артур, конечно, большие молодцы, но я хочу вновь и вновь восхищаться Тамарой Николаевной Москвиной!! На протяжении всех своих лет в ФК она всегда, как модно теперь выражаться, в тренде!! Гениальнейший тренер, "бьютифул хореографи, перфекшен" - эти комментарии во время прокатов ее учеников нисколько не преувеличение. Ее творчество - это всегда стильно, изящно, и на высочайшем уровне сложности. Еще раз спасибо за прекрасные воспоминания!!
Ещё я болела за Мидори Ито. Это была первая фигуристка, которая исполнила тройной аксель.