Ностальгия. Олимпийский альбом. Сараево-1984
8 февраля 1984 года в три часа дня на стадионе «Кошево», вмещавшем пятьдесят тысяч зрителей, открылись XIV зимние Олимпийские игры, которые продлились ровно двенадцать дней. Честь зажечь олимпийский огонь выпала югославской фигуристке-одиночнице, серебряному призёру чемпионата Европы 1981 года Сандре Дубравчич.
Впервые в истории Олимпиад право на проведение зимних Игр получила социалистическая страна. Это произошло в мае 1978 года на сессии МОК в Афинах, где город Сараево – столица республики Босния и Герцеговина, входившей тогда в состав Югославии, – выиграл право принять Игры у японского Саппоро и шведского Фалуна, выступавшего в паре с Гётеборгом.
Многие сомневались, что Югославия справится с организацией соревнований такого масштаба, но уже за год до открытия все объекты были практически готовы. Для того чтобы праздник спорта удался, не жалели ни сил, ни средств. Стройка развернулась масштабная. Под лозунгом «Сараево – самая большая строительная площадка Европы» в городе бесплатно работали тысячи юношей и девушек, организованных «добровольными трудовыми акциями югославской молодежи», а жителей Югославии заставили сдавать взносы – таким способом оргкомитет дополнительно выручил около полумиллиона долларов. Но, как оказалось, в этом не было большой необходимости, т.к. доходы от телетрансляций по сравнению c Играми-1980 возросли почти в пять раз и превысили отметку в 100 миллионов долларов.
Однако советские болельщики вполне могли лишиться удовольствия следить за спортивными баталиями. 9 февраля умер Юрий Андропов, генсек ЦК КПСС, и в стране объявили траур – какой уж тут праздник спорта. Но, видимо, партийные бонзы не хотели и себя лишать яркого зрелища, в сравнении с которым обязательное «Лебединое озеро» однозначно проигрывало, поэтому Игры в Союзе всё-таки увидели. Правда, советское телевидение исключило из программы трансляцию предварительного турнира по хоккею, а спортсмены СССР начали свои выступления с траурными повязками на рукавах.
На церемонии закрытия Хуан Антонио Самаранч, для которого эта Олимпиада стала первой в качестве президента МОК, скажет, что это были лучшие Игры из всех ранее проведенных. Впоследствии он станет повторять эту фразу после каждой новой Олимпиады, но в столице Боснии она была произнесена впервые, а участникам Игр-1984 действительно не к чему было придраться.
Погода тоже благоволила организаторам: сразу после церемонии открытия на олимпийскую столицу обрушилась настоящая метель, так что проблем со снегом не возникло. Впрочем, соревнования фигуристов, проходившие в культурно-спортивном комплексе «Скендерия» и на ледовой арене «Зетра», от прихотей природы не зависели.
Талисманом Игр стал хулиганистый волчонок Вучко, придуманный словенским дизайнером и иллюстратором Жозе Тробецом.
Первыми в борьбу вступили спортивные пары, и советские болельщики не без основания надеялись на продолжение победных традиций в этом виде. Главные надежды возлагались на воспитанников ленинградской школы Елену Валову и Олега Васильева, которые годом ранее на своём дебютном чемпионате мира переписали существующую табель о рангах и сенсационно выиграли. Хотелось верить, что безвременье, царившее в парном катании после ухода Ирины Родниной и Александра Зайцева, закончилось и ученики Тамары Москвиной пришли всерьёз и надолго. И они не подвели, первенствовав в обоих видах программы.
В олимпийском сезоне неугомонная Москвина пошла на смелое решение, взяв для короткой программы «Калинку», которая у любителей ФК всегда ассоциировалась с Родниной. Однако новая интерпретация оказалась совершенно оригинальной и свежей, и это ещё раз подчеркнуло высокий класс и широкий творческий диапазон нашей пары. В Сараево зрители встретили «Калинку» на ура, да и арбитры проявили щедрость. В каждом шаге, в каждом элементе новых лидеров чувствовалась та внутренняя сила, та вера в себя, в свой стиль, которые и приносят в итоге чемпионские медали.
А ведь соперники у Валовой и Васильева были серьёзные: экс-чемпионы мира Сабине Бэсс – Тассило Тирбах из ГДР, канадцы Барбара Андерхилл – Пол Мартини, американцы Китти Каразерс – Питер Каразерс, и те и другие уже успевшие побывать бронзовыми призёрами мировых первенств. Но и вторая наша пара, Лариса Селезнёва – Олег Макаров, не собиралась стоять в стороне. Ученики Игоря Москвина удачно исполнили короткую программу и разделили второе место с американцами. Всё решала произвольная программа. К сожалению, обе наши пары не избежали неточностей, а вот брат и сестра Каразерс (правда, ими они стали только в семье приёмных родителей) откатались почти безупречно. Однако судьи посчитали программу Валовой и Васильева более сложной и единогласно отдали им первое место, Селезнёва с Макаровым стали бронзовыми призёрами.
Одновременно с парами свой олимпийский бал открыли танцоры. Программы, показанные двумя ведущими дуэтами, английским и советским, на чемпионате Европы, вызвали поток противоположных мнений, суждений и эмоций. Тогда ожидаемо победили Джейн Торвилл – Кристофер Дин, и теперь им предстояло доказать своё превосходство уже на олимпийском льду. И они опять безоговорочно стали лучшими во всех трёх видах программы.
В день святого Валентина зрители на ледовом стадионе «Зетра» и многомиллионная телевизионная аудитория следили за прекрасным танцем двух молодых людей из Ноттингема: клерка страховой компании Джейн Торвилл и полисмена Кристофера Дина. Они катались под «Болеро» Мориса Равеля, сократив его с 18-ти до 4-х минут 28-ми секунд. Больше сократить было невозможно, и эти первые секунды, превышающие временной лимит произвольного танца, пара выполняла движения на одном месте, причем партнер не поднимался со льда. Именно затянутое вступление вменяли в вину англичанам, но тогда правила ИСУ этот момент не регламентировали, поэтому судьи с чистой совестью поставили за «Болеро» рекордное количество оценок 6.0: три за технику и девять за артистизм. Джейн и Кристофер создали элегантный и страстный танец, который до сих пор считается непревзойдённым шедевром.
Наш дуэт, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, пытался вести борьбу с лидерами, однако их танец «Русская ярмарка» судьи оценили значительно скромнее. Прекрасно выступили молодые танцоры Марина Климова и Сергей Пономаренко, сенсационно обыграв в произвольном танце американцев Джуди Бламберг и Майкла Сайберта и став бронзовыми призёрами.
В мужском одиночном катании советскую команду представляли чемпион Европы 1984 года Александр Фадеев, на которого и возлагались основные надежды, и Владимир Котин. Увы, но наши фигуристы не смогли вмешаться в борьбу за медали, заняв соответственно седьмое и восьмое места. А основное соперничество развернулось между представителями североамериканской школы фигурного катания: трехкратным чемпионом мира Скоттом Хамильтоном из США и бронзовым призёром прошлогоднего мирового форума канадцем Брайаном Орсером. А ведь состав участников мужского турнира был поистине звёздным: Руди Черне, Норберт Шрамм, Хайко Фишер из ФРГ, американец Брайн Бойтано, француз Жан-Кристоф Симон, а также Йозеф Сабовчик из Чехословакии, который и отвоевал третью ступень пьедестала, прекрасно исполнив произвольную программу. Оценивая итоги соревнования мужчин, наш первый чемпион мира Сергей Волков заметил, что в таком сложном турнире, как олимпийский, в особой мере нужны психологическая стойкость и уверенность в своих силах. Именно эти качества в полном объёме продемонстрировал Скотт Хамильтон. Приёмный ребёнок, в детстве он заболел и перестал расти; врачи так и не смогли поставить точный диагноз, но рекомендовали специальную диету и физические упражнения. Маленький Скотт вместе с сестрой начал ходить на каток, и болезнь постепенно отступила. Правда, на пике своей карьеры он весил всего 49 кг, а его рост был 1,59. В дальнейшем он вырос ещё на 4 сантиметра. Наверное, его победа на Олимпиаде была высшей справедливостью и достойной наградой за проявленное мужество в поединке с болезнью, однако он первенствовал только в обязательных фигурах, остальные два вида программы выиграл канадец Орсер, владевший более сложным набором прыжков, в том числе тройным акселем. Но вот его способности чертёжника судьи оценили лишь седьмым местом. К Играм в Сараево правила в очередной раз изменили, увеличив долю произвольной программы в общей победе до 50-ти процентов, но на практике получилось, что выполнение обязательных фигур опять оказалось определяющим.
И завершали ледовый праздник спорта, музыки и красоты представительницы прекрасного пола. В течение многих лет в нашей сборной рассчитывали исключительно на одну фигуристку – Елену Водорезову. Но, к сожалению, тяжёлая болезнь не позволила ей в полной мере раскрыть свой талант. К Олимпийским играм Елена подошла не в лучшей форме, сумев отлично выступить лишь в первом виде программы. В итоге она заняла только восьмое место. А вот её подруги по команде в решающий момент смогли собраться и выстоять. Конечно, в первую очередь надеялись на Анну Кондрашову, чья произвольная программа 1983 года, поставленная тренером Эдуардом Плинером и хореографом Еленой Матвеевой, на техническом комитете ИСУ приводилась как пример нового направления в женском одиночном катании. Вот только на результатах Анны нередко сказывалась чрезмерная эмоциональность. В Сараево она показала пятый результат. Для Киры Ивановой олимпийский сезон был труднейшим с психологической стороны: она возвращалась в большой спорт после двухлетней дисквалификации. Но тем не менее в Сараево продемонстрировала, что не только сохранила, но даже увеличила свой боевой потенциал. Ровно выступив во всех видах троеборья, она завоевала «бронзу» – первую в истории советского спорта олимпийскую медаль у одиночниц.
А победила, в трудном соперничестве с чемпионкой мира 1983 года американкой Розалин Самнерс, представительница Восточной Германии 19-летняя Катарина Витт, чья звезда взошла именно в олимпийский год и ярчайше горела на фигурнокатательном небосклоне следующие четыре года.
Через несколько лет после окончания Игр в Боснии разразился кровавый межэтнический конфликт, в результате которого было уничтожено или заброшено практически все олимпийское наследие. Спортивный комплекс «Зетра», где во время Олимпиады соревновались хоккеисты и фигуристы, подожгли в начале войны. Потом был частично сожжен концертно-спортивный комплекс «Скендерия», заминированы и наполовину уничтожены горнолыжные трассы и стадион биатлонистов, конькобежный каток. Вот такой грустный конец красивой истории…
P.S. Огромное спасибо за помощь моим подругам Ксюше и Нюре.
Всех любителей ФК с наступающим Новым годом и Рождеством!
Жаль, что многие сейчас в разъездах и предновогодних хлопотах, отсюда и мало комментов под постом. Пост заслуживает самой высокой оценки, респект тебе!!!
И тебя и всех любителей ФК с наступающим Новым годом! Всем любви, добра, счастья!
Тоже немного пройдусь по участникам.
Валова Васильев. Великолепный дуэт. А ведь они и могли и не попасть на Олимпиаду.
До Олимпиады Валова и Васильев ни разу не становились призёрами чемпионата СССР. Каким-то образом за год до Олимпиады Москвина протолкнула их на чемпионат Европы, где они стали серебряными призёрами, и в том же году выиграли чемпионат мира. Вот так, на международной арене пару оценили намного объективней.
Очень мне нравилось катание Ани Кондрашовй, ученицы знаменитого Плинера. Да, не всегда справлялась с технической частью, но если удавались прыжки, Аня раскрывалась артистически и такое женственное катание демонстрировала и обычное вращение в заклоне у неё превращалось в супер элемент.
Хамильтон был неподражаем, блестяще прыгал и в конце программы демонстрировал серию прыжков и заканчивал выступление на мажорной победной ноте.
В танцах молодые Климова и Пономаренко блестяще откатали оперетту Кальмана и спокойно отправились на трибуны, поскольку после обязательных и оригинального их опережал более опытный американский дуэт Блумберг - Зиберт. Потом организаторы разыскали Климову и Пономаренко, чтобы вручить бронзовые медали.
В борьбе за золото сама Тарасова признала, что неадекватно расценили силы. Бестьемьянова - Букин рассчитывали навязать с " Ярмаркой" борьбу Торвилл - Дин. Но это было нереально. Помню , что одна из английских болельщиц сказала , что эта "рыжая" ( Бестемьянова) ей очень симпатична. Мне пришлось утешиться такой похвалой.
И немного личного. Во время этой Олимпиады я заболела ангиной. И вполне законно пропуская школу , посмотрела все соревнования от А до Я. И была счастлива, не смотря на смерть Генерального секретаря.
Прошлое обязательно нужно знать.
Вообще, хочется выразить слова признательности за саму идею всем тем, кто задумал этот цикл работ и авторам постов. Прошлое обязательно нужно знать. И нужно помнить всех тех, кто боролся на ОИ за честь страны. Имена Чемпионов ОИ и призеров навсегда останутся в нашей памяти.
Еще раз хочу поблагодарить автора поста. Видно, что проделана большая и серьезная работа при подготовки данного материала.
Прочитала с удовольствием, потому что написано от души и вложено очень много в этот труд.
Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с наступающим Новым годом, пусть он будет наполнен победами на наших домашних ОИ, пусть не разочарует и подарит радость и надежду.
И с примесью горечи, потому что мы знаем, что произошло в местах той уютной и дружеской олимпиады всего лишь через десяток лет...
Торвилл и Дин совершили прорыв в танцах. А Валова и Васильев сохранили наши победные традиции в парном катании. Приято было все это вспомнить и снова увидеть.
Спасибо Вам.)
Танец Бестемьяновой и Букина назывался "Русская ярмарка". По крайней мере, под таким названием он проходил в прессе и комментариях. С этой "ярмаркой" Тарасова сильно промахнулась. Пожалуй, единственный такой пример. ББ уступали ТД абсолютно во всем - и в технике, и в артистизме, и программой. Если называть прямо - жалкое было зрелище.
Водорезова выиграла тогда обязательные фигуры, но прыгать уже не могла.
Кондрашова мне никогда особо не нравилась, и в Сараево тоже каталась поганенько. А вот Кира Иванова показала отличные прокаты. Впрочем, я о ней когда-то писал в блоге, уж не помню когда и где.
Хэмилтон был великолепен.
Торвилл и Дин много привнесли в танцы на льду. Бичуния подробно писала об этом, если не читали - полюбопытствуйте, не пожалеете. А Катарина - красотка)