Олимпийский альбом. Ностальгия. 1980 год. Лейк-Плэсид
XIII зимние Олимпийские игры проходили с 13 по 24 февраля 1980 года в американском Лейк-Плэсиде. Этот город во второй раз принимал зимнюю Олимпиаду: в далёком 1932 году здесь прошли III зимние Олимпийские игры. Победителями в общем медальном зачёте стали советские спортсмены, которые завоевали 10 золотых наград.
Несомненно, можно вспомнить много прекрасных спортивных достижений и ярких моментов, произошедших за двенадцать февральских дней, но лично у меня эти Игры ассоциируются со слезами стоящей на пьедестале Ирины Родниной.
Разумеется, её не единожды спрашивали, почему именно в Лейк-Плэсиде она расплакалась, поэтому позволю себе процитировать её слова: «Я понимала, что это мой последний пьедестал; это были слёзы гордости за себя и за свою страну, слёзы от того, что случилась блестящая победа советского парного катания, и понимание того, что это я сделала и больше никто этого не сделает».
За год до Олимпиады Ирина Роднина и Александр Зайцев пропустили чемпионат мира: в их семье произошло радостное событие – рождение сына. В их отсутствие молодые супертехничные ученики легендарного тренера Станислава Жука Марина Черкасова и Сергей Шахрай в борьбе за мировое первенство уступили очень яркой, самобытной и, как сказали бы сейчас, харизматичной паре Тай Бабилония – Рэнди Гарднер. Им удалось прервать многолетнюю победную серию советских фигуристов, начатую Белоусовой – Протопоповым, и впервые за 29 лет выиграть для США титул чемпионов мира в парном катании.
Естественно, что на домашней Олимпиаде американская публика ждала от своих любимцев только победы и желала «развенчания мифа непобедимой Родниной». О перипетиях того противостояния, за которым стояли и политические моменты, подробно рассказано в книге Татьяны Анатольевны Тарасовой, у которой в то время тренировались Роднина и Зайцев.
Тарасова пишет, что на её пару было оказано беспрецедентное давление со стороны средств массовой информации, распространивших сведения о якобы нарушениях правил в произвольной программе советских фигуристов. Однако тренер всеми способами уберегала своих учеников от негативной информации, кроме того даже не позволяла наблюдать за тренировками основных соперников.А вот американцы тренировку Родниной – Зайцева посетили, но им хватило пятнадцати минут, чтобы ощутить полнейшее превосходство советских фигуристов. И они сломались. Партнёр начал падать уже на разминке перед короткой программой, а дальше произошло нечто невероятное.
Тарасова вспоминает: «Бабилония — Гарднер катались третьими в группе сильнейших. Они вышли на лед, когда объявляли оценку предыдущих. Она выходит первой, он за ней... и у борта падает. Поднимается, хихикает, а коньки из-под него снова уезжают, ноги перестают слушаться, он белый как мел. Потом говорили, что Гарднер был с травмой. Но это все чушь, нас, тренеров, обмануть невозможно, мы видели, что с ним делается. Бабилония берет его за руку и выводит к красной линии. Тут же он поворачивается и убегает со льда, тренер держит, не выпускает его. И все это видят, и я стою рядом, в проходе. Гарднер рвется, тренер его держит, все это происходит очень быстро, Бабилония поворачивается и видит, что партнера нет рядом, его уже нет на льду, и начинает рыдать. Едет к нему и рыдает. У каждого фигуриста есть две минуты на выход, и они начинают его уговаривать, но он вырывается и все же убегает. Больше я его не видела. Зал молчит, весь увешанный плакатами: «Бабилония лучше Родниной», «Гениальные спортсмены», «Бабилония — Гарднер — лучшая пара».
Я понимаю, надо что-то делать, подобная ситуация может вывести из равновесия кого угодно. Я лечу к Родниной, перед дверью, что ведет в женскую раздевалку, несколько раз глубоко вдыхаю-выдыхаю и спокойно вхожу. В раздевалке уже вся американская команда рыдает. Роднина сидит злая, спрашивает: «Что там делается?» — «Ничего не делается,— отвечаю,— Бабилония — Гарднер с соревнования снялись. Тебе все нервы перепортили, а сами на старт не вышли».— «Как не вышли?» — «Вот так. Видишь, до чего ты их своей тренировкой довела».— «Ну, погодите,— взорвалась Ира,— я всем покажу, как надо кататься. Иди успокой Сашу». Вызываю Сашу, он ничего не знает, так как Гарднера увели в другую раздевалку. «Ты, Саня, катайся спокойно. Твои друзья со старта снялись».
Саша нервничал. И все же они показали блестящий прокат короткой программы. Роднина и Зайцев любили эту быструю двухминутную композицию. Они любили откатать короткую на 6.0! В Лейк-Плэсиде, если бы судили из десяти баллов, можно было ставить десять. Эти две минуты были итогом всей их жизни. Скорость, синхронность, абсолютное сочетание движений и музыки — это было идеальное выступление. Я видела их катание тысячи раз: на тренировках, соревнованиях, показательных выступлениях, но так, как в Лейк-Плэсиде, они не катались никогда. И весь тяжело молчавший зал, страдающий от несостоявшейся надежды, встал. И начал скандировать: «Роднина, Роднина, Роднина». Но эта короткая программа, этот вечер забрали слишком много сил у них. Через день они вышли на произвольную, катали ее достойно, не ошибались, однако в конце уже не выглядели темповыми, бодрыми — это происходило не от физической, а от психологической усталости. Запас эмоций у них выплеснулся за день до заключительного вечера. На табло зажглись оценки. Саша подошел ко мне: «Тетя Таня, держи». Я ему плечо подставила, он в бессознательном состоянии, а у него интервью собираются брать, камеры наставлены. Зато Ира как будто сил у бортика хлебнула: «Тетя Таня, я третий раз олимпийская чемпионка!!!» Я говорю: «Ты что, даже не устала?» — «А что уставать, когда третью Олимпиаду выигрываешь!» — «Саше плохо».— «Отойдет»,— отвечает Ира. Мы положили Сашу, дали ему нашатыря... И они поехали к пьедесталу. Там Ирина заплакала».
Серебряные награды в копилку нашей сборной принесли молодые Черкасова – Шахрай, включившие в свои программы элементы ультра-си. Марине Черкасовой было на тот момент всего 15 лет и три месяца. В тот же год эта пара выиграла и чемпионат мира.
А «бронзу» завоевала пара из ГДР (сборная этой страны была основным соперником сборной СССР в общекомандном медальном зачёте) Мануэла Магер – Уве Беверсдорф.
Эти фигуристы отличались прекрасным исполнением выбросов, в том числе редко исполняемым в то время тройным риттбергером. Немецкая пара после короткой программы совсем немного проигрывала нашим молодым фигуристам Марине Пестовой – Станиславу Леоновичу. По жребию первыми с произвольной программой выступали Пестова – Леонович, и они с ней прекрасно справились, продемонстрировав сложнейшие поддержки на одной руке, неплохие линии и темповое катание. Однако немецкая пара исполнила четыре(!) выброса, один из которых на последних секундах программы. В результате с минимальным преимуществом немцы выиграли произвольную и итоговое третье место.
В соревнованиях мужчин тоже не обошлось без интриги, и, на мой взгляд, распределение медалей было не совсем справедливым. Напомню, что состязание одиночников в ту пору представляло собой троеборье: обязательная, короткая и произвольная программы.
Немецкий фигурист Ян Хоффман, ученик знаменитого тренера Ютты Мюллер, после обязательных фигур имел большое преимущество перед англичанином Робином Казинсом. Хоффман выполнил гораздо более сложную, чем основной соперник, произвольную программу, включавшую пять тройных прыжков, против трех самых простых у Казинса, тем не менее судьи отдали первенство англичанину.
Фигурист из ГДР вообще отличался атлетичными, подчёркнуто спортивными программами, что соответствовало распространённому представлению о немцах, как педантичных, скучных и чересчур правильных. Напротив, Робин Казинс был необыкновенно обаятельным и артистичным. Судьи его любили, и в конце своей карьеры англичанин почти всегда получал высокие оценки. Вот и на Олимпиаде, несмотря на существенное отставание по сложности прыжков, двумя голосами он обыграл Яна Хоффмана. А судья из США Р. Макинтайр, поставившая Казинса третьим, даже получила выговор от ИСУ. Не правда ли, поучительная история?
В женском одиночном катании выиграла Анетт Пётч, также ученица знаменитой Ютты Мюллер.
Серебряную медаль завоевала американка Линда Фратиани, на мой взгляд, более интересная фигуристка, чем Пётч. Приведу таблицу результатов их выступлений в Лейк-Плэсиде, выводы делайте сами.
Выступление на Олимпиаде-80
Обязательные выступления: 46,04 очков; место 1.
Короткая программа 39,76 очков; место 4.
Произвольная программа 103,20 очков; место 3.
Итоговый результат: 189.00 очков; 1-ая.
Линда Фратиани
Обязательные выступления: 42,76 очков;место 3.
Короткая программа: 41,44 очков; место 1.
Произвольная программа: 104,10 очков;место 2.
Итоговый результат: 188.30 очков; 2-ая.
Анетт выиграла только благодаря обязательным фигурам, а Линда, которая первенствовала в короткой и показала второй результат в произвольном катании, довольствовалась «серебром». Вот такой нонсенс.
Артистичное и элегантное катание Линды Франтиани.
На следующий год, под влиянием этого прецедента, ИСУ пошёл на изменения в правилах, значительно сократив роль обязательных фигур в итоговом результате. Бронзовую медаль завоевала тоже немецкая фигуристка, только из ФРГ, Дагмар Лурц, которая в настоящее время работает судьей Международного союза конькобежцев.
Ну, и наконец наши с вами любимые танцы. Победные олимпийские традиции советских танцоров, начатые Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым, были продолжены учениками Елены Чайковской Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым.
Линичук и Карпоносов великолепно исполняли обязательные танцы, а также бесподобно танцевали "Лезгинку"
Но эта победа не была безоговорочной. В произвольном танце наша пара споткнулась, да и в течение сезона специалисты не раз отмечали, что олимпийский танец Линичук – Карпоносова не есть попадание в точку, что он не достаточно сложный, не лидерский. «Серебро» завоевали танцоры из Венгрии Кристина Регёци – Андраш Шаллаи, исполнившие технически сложную программу и принесшие своей стране первую и пока единственную медаль зимних Олимпиадах после 1956 года. Их тренировала знаменитая Бетти Каллауэй, наставник Торвилл и Дина. На послеолимпийском чемпионате мира венгерская пара взяла реванш и вынудила учеников Чайковской покинуть лёд с приставкой «экс» к званию чемпионов мира. Людмила Пахомова резонно замечала, что стратегической ошибкой Линичук – Карпоносова стало то, что они не привнесли в танцы своё, индивидуальное, а целиком следовали их с Горшковым стилю, что рано или поздно привело бы к поражению.
Ну, а «бронзу» в Лейк-Плэсиде в остром соперничестве с представителями Чехословакии Лилианой Рехаковой – Станиславом Драстичем выиграли Ирина Моисеева – Андрей Миненков. К тому времени они ушли от Тарасовой и тренировались у Пахомовой, которая вместе с Еленой Матвеевой поставила им весьма необычный танец. Ирина Моисеева подстриглась, Вячеслав Зайцев специально к их произвольному танцу, который они прокатали очень достойно, придумал оригинальные костюмы, и пара, конечно, рассчитывала на большее, чем итоговая «бронза». Однако судьи довольно прохладно отнеслись к инновациям от Моисеевой – Миненкова.
Ну, и нельзя не упомянуть о двух парах – дебютантах Олимпиады: Наталья Бестемьянова – Андрей Букин и Джейн Торвилл – Кристофер Дин. Бестемьянова – Букин заняли только десятое место, но тем не менее запомнились своей экспрессией, скоростью и яркостью. Торвилл – Дин вполне могли стать четвёртыми, но в итоге заняли пятое место. Именно по поводу этих двух пар комментировавший соревнования Георгий Саркисьянц заметил, что за этими фигуристами будущее. Так оно и случилось. Но эта уже другая история.
Отдельная благодарность Дарлинг за помощь.
С уважением, ко всем любителям ФК.
Жаль, что видео с соревнований тех времён не всегда хорошего качества, но посмотреть на прокаты наших спортсменов, думаю, будет интересно
1980 Lake Placid
Linichuk & Karponosov http://www.youtube.com/watch?v=Gxu4LbJUXrM
Irina Moiseeva - Andrei Minenkov http://www.youtube.com/watch?v=h4ouqwmn2A0
Cherkasova & Shakhrai
http://www.youtube.com/watch?v=35kSvTVCeks
http://www.youtube.com/watch?v=vcOjtMYdTNo
Как летит время, и как все меняется!
Спасибо за эту память и за прекрасную работу!
...квалифицированный болельщик фигурного катания взрывается лишь тогда, когда перед ним истинный повод для взрыва. Когда плавали по льду и летали - широко и длинно, как журавли, - юный, изящный американец Гарднер и и его длинноногая оливковая партнёрша со странной фамилией Бабилония (мать у неё мулатка, отец - гаваец)...
Вы точно подметили, что разница в росте у них минимальная, но с какой же лёгкостью они выполняют элементы! Жаль, что они перегорели на Олимпиаде. Соревновательный опыт был у них уже приличный, но при этом они были совсем молодыми. А пресса в Америке, заранее объявив их чемпионами и тем самым усилив на них давление , сыграла на руку нашей паре. Конечно, я радовалась, что Роднина с Зайцевым снова стали чемпионами ОИ, но, честно говоря, уже задолго до Игр мне их катание нравиться перестало. В сущности они всю карьеру катали одно и то же, и даже переход к Тарасовой ничего не изменил.
А, кто-то уже и минусонул, ну, это за Имя, доброжелателей больше!
Бабилония и Гарднер - очень маленькая разница в росте. наша Василислчка похудей, а "Депутатик" - помощней.
Наверное, ссылка получилась не активной((
Несмотря на все это от Московской Олимпиады осталась добрая аура - чего не стоит улетающий Мишка с Олимпийского стадиона и тоже со слезами на глазах ...
Спасибо Вам!