Ностальгия. Олимпийский альбом. Калгари 1988
XV зимние Олимпийские игры прошли на юге Канады, в «ковбойской столице» – Калгари. Это почетное звание город, основанный во время нефтяного бума на рубеже XX века, заслужил благодаря крупнейшему в мире родео, собирающему ежегодно до миллиона зрителей. Причем, канадцы добились права принимать олимпийские игры с четвертой попытки.
В нашей памяти зимняя Олимпиада в Калгари 1988 года осталась как самая удачная для спортсменов Советского Союза, выигравших рекордное количество медалей - 29, из которых 11 золотых, 9 серебряных и 9 бронзовых. Второй стала команда ГДР. Для обеих команд выступление в Калгари стало «лебединой песней», поскольку к следующей Олимпиаде оба государства исчезли с политической карты мира.
И вот стартовал турнир по фигурному катанию. Первыми на лед вышли мужчины. В те годы два фигуриста – Б.Бойтано(США) и Б.Орсер (Канада) держали в руках всё мужское фигурное катание планеты. Их соперничество было не менее захватывающим, чем постоянные дуэли Ягудина и Плющенко десяток лет спустя. Битва двух Брайанов на Олимпиаде 1988 была поистине великолепным зрелищем. В итоге Бойтано стал обладателем золотой олимпийской медали, а Орсер – серебряной. Произвольная программа Бойтано на музыку Кармено Копполы к фильму "Наполеон", создающая образ романтического героя, отправляющегося на войну и возвращающегося с победой, по сей день считается одной из ярчайших в истории фигурного катания.
Брайан Орсер.
Третье место неожиданно для всех занял 18-летний одессит Виктор Петренко. Из интервью В.Петренко агенству Р-Спорт: «- Я планировал войти в шестерку. Основная ответственность возлагалась на Сашу Фадеева и Вову Котина. А я был дебютант, мне просто нужно было научиться выступать, пройти через Олимпиаду. Но так получилось, что образовалась некая брешь, Саша допустил ошибку, Вова тоже не совсем чисто откатал короткую программу, а я "выстрелил", подобрался близко к лидерам. То же самое получилось и в произвольной программе.»
Произвольная программа В.Петренко «Дон Кихот».
Следующими разыграли медали женщины. Советские фигуристки Кира Иванова и Анна Кондрашова заняли соответственно 7-е и 8-е места.
Кира Иванова
.
Анна Кондрашова.
А победила в Калгари 1988, как и в Сараево 1984, блестящая Катарина Витт (ГДР), ставшая двукратной олимпийской чемпионкой. «Я уверена, что пройдет немало лет, прежде чем кому-то из фигуристок удастся повторить мой олимпийский успех,— заявила в Калгари, в день своей второй олимпийской победы, Катарина Витт.— Ведь и мне удалось добиться такого результата лишь через 52 года после знаменитой Сони Хени».
Главная дуэль Олимпийского турнира фигуристок должна была состояться между Витт и Деби Томас (США), двумя Кармен (их композиции были на одну тему и близки по музыке: Бизе — Щедрин — у чемпионки ГДР, Бизе — у чемпионки США). Но нервы Томас не выдержали — она допустила целый ряд ошибок и довольствовалась в итоге бронзовой наградой.
Деби Томас.
К тому же в спор вмешалась одна из хозяек Олимпиады — канадская фигуристка Элизабет Мэнли, победившая в произвольном катании и получившая в награду «серебро». А 22-летняя двукратная олимпийская чемпионка на редкость ровно прошла дистанцию олимпийских соревнований. Она была третьей в «школе», первой в короткой программе и второй в произвольной, еще раз доказав, что в многоборье побеждает тот, кто достаточно силен во всех его компонентах. «Я оказалась все-таки покрепче,— не без вызова заявила Катарина.— Чтобы четко выполнить все прыжки, нужно иметь незаурядное самообладание. Мне не удалось избежать ошибки, ну а Деби и вовсе оказалась не в форме. Нет, она обыкновенный человек, отнюдь не чудо». Кстати, в 1990 году, Витт, Бойтано и Орсер получили каждый по премии Emmy за роли, сыгранные в спектакле на льду «Кармен», который считается лучшим ледовым спектаклем.
В соревнованиях спортивных пар ярчайшей звездой блеснули Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, которые отобрали золото у триумфаторов Сараево Елены Валовой и Олега Васильева. Эта победа в соревнованиях спортивных пар по фигурному катанию стала седьмой по счету подряд, начиная с олимпиады 1964 года. В свое время Катю и Сергея объединили в пару по причине того, что прыжки у обоих были недостаточно сильными для одиночного катания. Их тренировал Станислав Леонович, а затем – Станислав Жук. В ноябре 1987 года Катя на тренировке получила травму — сотрясение головного мозга. Пара пропустила чемпионат СССР. Несмотря на это, они выиграли чемпионат Европы и отправились на олимпийские игры в Канаду. Обе программы были доведены до совершенства, причем произвольная (на музыку Мендельсона, Шопена и Моцарта) стала шедевром в истории фигурного катания.
Поражённые судьи поставили 14 оценок 5,9 и четыре - 5,8 (единственной, кто дал наиболее низкие, обе 5,8, была британская судья С. Степлфорд, известная своим тенденциозным судейством против спортсменов из социалистических стран). Хочу привести цитату Сергея Ческидова из газеты "Советский спорт": "...После изящной, как бы невесомой программы на музыку Шопена и Мендельсона, исполненной москвичами Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, зал встал, аплодируя, - ни единой помарки не позволили себе спортсмены, каждый элемент, каждая связка были исполнены вдохновенно, изящно. …сидевшая рядом со мной 3-кратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина шутливо воскликнула: "Это просто "безобразие" - кататься так уверенно и свободно на олимпийском турнире!" Удивительный факт по тем временам: Катенька Гордеева сразу же стала самой популярной спортсменкой на Олимпиаде-88, в не самой дружелюбной по отношению к советским спортсменам Северной Америке. Лично для меня абсолютно верным является утверждение: можно бесконечно долго смотреть на огонь, воду и катание прекрасных, гениальных Гордеевой и Гринькова.
Елена Валова и Олег Васильев тоже упорно готовились к защите своего титула олимпийских чемпионов-84. Но, тщательно продуманный и разработанный план, осуществить не удалось — помешала тяжелая травма ноги у Елены. Вместо тренировок на льду — длительное лечение. За месяц до начала олимпиады Валова и Васильев приступили к тренировкам, и здесь огромное спасибо нужно сказать нашему великолепному тренеру - Т. Н. Москвиной. Благодаря ее высокому профессионализму и умению вывести спортсменов к большим стартам, пару включили в число олимпийцев-88. Валова/Васильев полностью выполнили сложнейшую программу, не «сорвав» ни одного элемента, и заслуженно завоевали серебряные медали.
Менее успешно выступила в Калгари 3-я наша пара — Лариса Селезнева — Олег Макаров. Ошибки во время исполнения короткой, а затем произвольной программы не позволили этим спортсменам подняться выше 4-го места. Бронзовые медали завоевали американцы Джиль Ватсон и Петер Оппергар.
В танцах на льду Наталья Бестемьянова и Андрей Букин заняли первое место, Марина Климова и Сергей Пономаренко - второе. На третье место поднялись канадцы Треси Вильсон и Роберт МакКалл.
Хочу написать о дуэте, для которого золотая медаль XV зимних Олимпийских игр в Калгари, стала вершиной их 11-летней совместной спортивной карьеры – Бестемьянова-Букин. Пара, поразившая меня в те (юные для меня) годы своей экспрессией и ставшая для меня надолго самой любимой. Перед началом олимпиады, на общем собрании команды, Андрею была доверена большая честь – его избрали знаменосцем советской сборной на церемонии открытия Олимпийских игр. Он стал первым из наших фигуристов, получившим такое право. А потом потекли олимпийские будни - обязательные танцы : пасодобль, килиан и венский вальс, оригинальный танец танго, после которых Бестемьянова и Букин лидировали.
Перед началом сезона многие специалисты считали, что Тарасова пошла на большой риск, поставив «Половецкие пляски», поскольку тема специфичная и не всем западным зрителям будет понятна. И вот настал день «Х» - 23 февраля 1988 года. Из статьи в «Советском спорте»: « Бледная Тарасова у бортика олимпийского катка «Сэдлдоум» традиционно кивает головой, напутствуя Наташу и Андрея. Они в ответ одобряюще кивают ей. Чуть-чуть. Легким, незаметным наклоном, мол, все будет в порядке, выезжают на середину катка так мощно, так просторно, как могут в мире только они…
Наташа: - Когда мы вышли на лед, на главный старт в своей жизни, я была в таком хорошем состоянии, так себя чувствовала хорошо, что мне казалось – я готова снести горы. А Татьяна Анатольевна стояла рядом и говорила: « Ничего не нужно делать, кататься нужно средне, это Олимпийские игры, здесь вылезать из себя не надо» … в начале программы произошел сбой, который сразу привел меня в чувство, Сбой был небольшим, но для нас он – грубая ошибка. …В общем, когда мы откатались, я опять начала плакать. А Андрюшка перестал со мной разговаривать сразу, еще соревнования не закончились.
Нет смысла описывать композицию, исполненную Наташей и Андреем, лучше всего о ней сказал давний соперник наших фигуристов знаменитый Кристофер Дин, который здесь, в Калгари, комментировал состязания фигуристов для австралийского телевидения. «Я так увлекся этим зрелищем, - сказал он, - что не сразу смог очнуться и приступить к работе, я был просто потрясен!» Овация, устроенная зрителями, сидящими на трибунах «Сэдлдоума» стала лучшим подтверждением тому, что Наташа и Андрей сумели донести до сердца каждого смысл своего последнего, и потому такого пронзительного танца.»
Очень много можно написать и про вторую нашу пару – Марину Климову и Сергея Пономаренко, но их лучшее олимпийское выступление еще впереди. А пока, давайте вспомним их оригинальный танец, смотреть который просто наслаждение!
А еще, Олимпиада в Калгари – первая для очень известного братско-сестринского дуэта Дюшене. Яркие, имевшие огромную популярность не только на западе, но и у нас (на чемпионате Европы в Ленинграде им аплодировали стоя), серьезно изменившие танцы в начале девяностых. На Олимпиаде в Калгари Дюшене произвели фурор поставленным Дином "Танцем дикарей" (Savage Rites).
Смотрите видео со 2-й минуты.
На той олимпиаде они остались только восьмыми, однако их заметили, а это главное. В следующем олимпийском цикле они вошли в круг основных претендентов на все титулы, а публика ждала каждую их новую работу: хореография Дина очень сильно отличалась от господствующего "русского" стиля.
Вот такими получились Олимпийские игры в Канаде, где наши фигуристы выиграли 2 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую медали. Пожалуй, никто из нас, не отказался бы от такого результата на грядущих Сочинских играх. И в заключение, хочу привести высказывание Н.Бестемьяновой после победы в Калгари: - «Не повторяться» - наш девиз, наше кредо на протяжении 10 прошедших сезонов, Говорят, что у нас есть свой почерк, что мы умеем уходить от шаблонов. Но, наверное, в этом и заключена особенность тех мастеров, которые побеждают на льду.» («Советский спорт» 1988).
Гордеева/Гриньков мне невероятно понравились с первого появления - как и всем. Но в Калгари болел за Валову и Васильева. Очень сильная программа, смотрятся хорошо, но травма всё же дала знать.
Вова Котин хорошо мог кататься только на Европе. Как ЧМ или ОИ - Вова забывает всё: как и где прыгать, сколько оборотов делать. В общем, не мог Вова в Калгари ни на что рассчитывать.
А с Фадеевым что-то там случилось. Уже не помню что, но провалился экс-чемпион мира. Жук с ним готовил какую-то суперсложную программу, что-ли. А в итоге мальчик Витя с бронзой. А мальчик ехал третьим номером.
В танцах ББ выиграли вообще без вопросов. Хотя Климова и Пономаренко владели коньком намного, даже очень намного лучше, но программа была традиционной. С такой программой тогда выиграть было сложно. И всё же мне Марина и Сергей понравились больше, чем чемпионы.
Спасибо тебе за воспоминания! И пост замечательный, всё так, как я люблю...ничего лишнего))
" Пришёл, увидел, победил". Их сразу приняли : и судьи, и публика - талант был очевиден и бесспорен.
"Половецкие пляски" Бестемьяновой и Букина наверное самый яркий танец, выражавший стиль и кредо катания этой пары. Но обратите внимание, арбитр из ФРГ рискнул выставить им за артистизм оценку , явно выбивающийся из общего ряда высоких баллов - 5, 5. Тогда помню меня это глубоко возмутило. Я обожала Наталью Бестемьянову. Сейчас могу объяснить низкую оценку немецкого арбитра не принятием стиля катания нашей пары, которая по большому счёту уводила от сути танцев на льду.
А Марина Климова и Сергей Пономаренко исполнили более академичный, в хорошем смысле этого слова танец. Очень техничное и синхронное катание с упором на коньковые кренделя показали и канадцы Треси Вильсон и Роберт МакКалл. Вот такие мои воспоминания.
Пост замечательный, автору спасибо и за труд и за возможность высказаться.
Я ооочень уважаю Татьяну Анатольевну, но для меня в некоторых ее постановках ( в основном - прошлых) был некий перебор. Более "поздняя" Тарасова - другая. Влияние Крайнева, безусловно, отшлифовало ее вкус.
Спасибо тебе еще раз!
Анна Кондрашова
КП http://www.youtube.com/watch?v=5taEW8VhlDo
ПП http://www.youtube.com/watch?v=a_8XhM4n6wo
Кира Иванова
КП http://www.youtube.com/watch?v=MDT8ucTwPh0
ПП http://www.youtube.com/watch?v=Q2uNj9JXIKs
У меня та Олимпиада ассоциируется с эпическим противостоянием Катарины Витт и Деби Томас. Про двух Кармен тогда не слышал, наверное, только глухой. Жаль, что Деби сплоховала, мне её программа казалась интереснее, хотя за Витт, конечно, было радостно: двукратная чемпионка ОИ - не фунт изюма)
Я, конечно, дилетант полнейший, но ББ, по-моему, победили заслуженно. Ну потеряла Бестемьянова на мгновение равновесие, так не упала же. Зато танец какой: драйв, экспрессия! А КП мне всегда казались скучноватыми.
И самая моя печаль: опять второе место Орсера. Не фартило ему на Олимпиадах, эх(
Ну и повредничаю, уж простите) Фотки-то наших девушек времён сараевской Олимпиады)