10 мин.

«По правилам и без». Штрафы и остановки в фигурном катании.

Пра́вило— требование для исполнения неких условий ( норма и поведение ) всеми участниками какого-либо действия ( игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения ) за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Фигурное катание это Спорт, а спорт это Игра, следовательно, Правила, разработанные ИСУ, должны являть собой не просто некий кодекс, а настоящую Конституцию. Документ, каждая строка в котором должна иметь однозначное толкование без двусмысленностей. 

Это так изначально, наверное, и задумывалось, но мы-то с Вами живём в современном мире, где в любом  правовом документе можно найти лазейку и применить некую вольную трактовку.

В нынешнем сезоне на турнирах, проводимых под эгидой ИСУ, произошло несколько ситуаций, которые заставили болельщиков и околофигурнокатательных специалистов говорить-возмущаться-сотрясать кулаками и удивляться тем или иным судейским вердиктам даже спустя  не одну неделю по окончании турниров. Признаться, я тоже была из этих, из "ярых". И я также как и Вы смотрела на протоколы и не верила глазам своим. НО ! Друзья мои, Вам лучше присесть: хотите верьте, хотите - нет, но арбитры действительно не особо чудили, и результаты появились не от Балды ...

Смотрим и разбираемся вместе.

Наши любимые "ДИДАКШЕНЫ".

В одиночном и парном катании за каждое нарушение следует снижение:

- за нарушение предписанного времени исполнения – 1,0 за каждые 5 секунд лишних или недостающих; Один из самых боянных штрафов; на каждом турнире и в каждой разминке есть "преуспевшие" по данному пункту. - за нарушение по музыке – 1,0 за вокальную музыку (музыку со словами); Тут тоже всё понятно: в одиночном и в парах до сезона 2014-2015 разрешены только "минусовки" и вокализ. Из недавно оштрафованных : Миша Ге на ТурниреЧетырёх Континентов в ПП выступал под "плюс", а получил в итоге минус 1 балл.

- за нарушение, состоящее в исполнении запрещенных элементов – 2,0 за каждый запрещенный элемент; Хм, честно говоря, теряюсь в догадках...Может быть имеется ввиду что-то типо сальто и кульбитов???

- за нарушения в одежде и наличии лишних аксессуаров – 1,0; Честно говоря, возник вопрос по "лишним аксессуарам"... Имеются в виду шляпы, вееры и шали, любимые фигуристами в 90е. Так что ли ?! ))) А под "нарушением в одежде" здесь подразумевается, например, лосины вместо брюк у мужчин. Но в то же время Робин Шолковы за наличие именно этого запрещённого правилами предмета гардероба штраф не получил. Хотя и Тамара Москвина, и Максим Траньков остались удивлены отсутствием "дидакшена" у немецкой пары. Вот Вам и пожалуйста, не все равны перед законом... 

- за падения: – 1,0 за каждое падение (в парном катании – 1,0 за падение одного партнёра и – 2,0 за падение обоих спортсменов). При применении этого Правила падение определяется как потеря спортсменом контроля над своим движением, в результате которой большая часть веса тела спортсмена оказывается на льду, поддерживаемая любой другой частью тела, кроме коньков, а именно, кистью руки (кистями рук), коленом (коленями), спиной, ягодицей (ягодицами) или любой частью руки; Тут вроде бы всё даже "коню понятно": завалились - получите. Но даже в этом, казалось бы, самом очевидном пункте о штрафах, есть момент из серии "как хочу, так и ворочу". Все помнят короткие программы пар на ЧМ в Нице. Я имею в виду конечно же россиян((( Вера и Юра упали после завершения музыки и лимитного времени и не получили 2 баллов "дидакшена". Таня и Максим после падения на тодесе получили 2 балл "дидакшена" за "падение обоих спортсменов". Здесь всё по правилам, как бы обидно не было. Вспоминаем дальше: Юко и Саша падают с поддержки, НО Юко приземляется на Сашу и не касается льда ни кистью, ни коленом, ни даже ягодицами. Но не смотря на чётко прописанные правила россияне получают 2 "дидакшена" как за падение обоих партнёров. В тоже время в абсолютно такой же ситуации  Таня и Максим после падения на выбросе на Финале Гран-При-2012 отделываются 1 баллом штрафа. Почему у очевиднейшего правила разные трактовки??? На дворе 21 век, судейские бригады сидят вооружённые мониторами. В двух абсолютно идентичных ситуациях принимаются различные решения. Не понятно...

- снижения применяются также в случаях перерыва в исполнении программы: –1,0 за 11 - 20 секунд перерыва; –2.0, если программа прервана на 21 - 30 секунд, и т.д. А вот и оно, то самое правило, разъясняющее нам, почему Волосожар-Траньков отделались легким испугом, а не штрафным баллом  после того самого падения в Сочи. А почему Боброва с Соловьёвым "огребли по полной", читаем дальше.  

В танцах на льду за каждое нарушение следует снижение:

- за нарушение предписанного времени исполнения – 1,0 за каждые 5 секунд лишних или недостающих; Как пример: Лена и Никита в КТ на каждом турнире этого сезона ( кроме ЧЕ, слава богу!)

- за исполнение лишних элементов – 1,0 за каждое нарушение; Честно говоря, примеров в данному пункту припомнить не могу(((

- за исполнение запрещенных элементов / движений – 2,0 за каждое нарушение; Как я понимаю, имеется в виду поднятие партнёрши над головой партнёра.

- за нарушение требований к музыке (произвольный танец) – 2,0; Отсутствие чёткого ритма. На этом в прошлом сезоне обожглись Катя и Илья. Паре даже пришлось переписывать фонограмму "Метели", чтобы добавить "ритму". НО на чём погорела наша пара, то прокатило у канадцев! Все "Малера" помнят? А ритм там помните? Ага... 

- за нарушения в одежде и наличие лишних аксессуаров – 1,0; Тут, видимо, так же как у парников с одиночниками.

- в случае падения на лёд детали костюма или украшения – 1,0; Это понятно. Из последнего: ленточка с платья Ксении Монько в ПТ на Капе была арбитрами замечена, и и "минус 1 балл" получен.

- за исполнение поддержки длительностью, превысившей допускаемую, – 1,0 за каждую поддержку; - за падения – 1,0 за каждое падение одного партнёра и –2,0 за каждое падение обоих партнёров. О, один из самых махровых штафов! Был наверняка у каждой пары и не единожды.

- в случае прерывания исполнении программы в результате ошибки одного или обоих партнёров более чем на 5 секунд, применяются следующие дополнительные снижения: –1,0 (за 6 – 15 секунд перерыва) и –2,0 (за 16 – 30 секунд перерыва). А вот это наш случай! Катя и Дима действительно "выпали" из произвольного танца на время, превышающее 6 секунд. ( Обратите внимание, что по этому пункту для парников-одиночников и для танцоров временные рамки дидакшенов различны :  -1,0 за 11 - 20 секунд  и -2.0 за 21 - 30 секунд, и -1.0 за 6-15 секунд и -2.0 за 16-30 секунд. )

Ещё немного о "дедакшенах" за падения именно в танцах. И в помощь нам ни много ни мало, Special Regulations and Technical Rules 2012.  Документ огромный, на 169 страниц. И в этом документе есть правило, которое шокирует не меньше, чем фотосессия Волочковой в стиле ню на Мальдивах. Читаем и пытаемся осмыслить: "Снижение оценки за падение на обязательном элементе помимо штрафа в 1 или 2 балла   также должно быть отражено в судейской оценке (ГОЭ) и в оценке технических специалистов в виде  назначения более низкого уровня для этого элемента." Я не случайно подчеркнула, что этот пункт относится именно к танцам на льду.  Вдумайтесь! Как в виде фигурного катания, где мастерство катания      ( пресловутые "скейтинг скиллс") должно априори ставиться во главу угла, и как на оценку за это самое "мастерство" могут НЕ ВЛИЯТЬ падения???  Как вообще падения ( а в танцах это всё-таки фатальная ошибка) могут понизить  всего лишь общую оценку в ГОЭ и в уровнях??? А что в таком случае делать с "исполнением" и      "интерпретацией" ?! А получается, что ничего не делать. Но это судя по написанным правилам, а что мы имеем в реале:  1) падение Соловьёва: 1 балл за падение, 1 балл за "прерывание программы", понижение уровня за дорожку по кругу и отрицательное ГОЭ за неё же. Да, это по правилам. Но Катя и Дима ко всему прочему имеют слетевшие баллы по каждому из пунктов, составляющих вторую оценку.  Из правил следует вполне себе резонный вопрос: что за ...?!?! 2) падение Луки на твизлах в ПТ на Парижском этапе: 1 балл за падение, 0 уровень за сам элемент и откуда-то взявшееся   ( судя по правилам, опять-таки) понижение второй оценки. Скажете, что только европейцев зарубают? Да в том-то и дело, что нет: 3) падение Алекса Шибутани в КТ на ЧМ в Нице, и американцы получают всё то же, что и итальянцы, но из-за большей плотности результатов они откатываются от лидеров далеко и надолго. Но и тут кто-то оказался равнее перед правилами: 4) падение Скотта Мойра на Финале Гран-При-2011: что имеем в итоге? А имеем мы "минус балл" за падение, понижение уровня дорожки, но почему-то с отплюсованными ГОЭ. И никакой из пунктов компонентов не уменьшился. Вопрос: откуда, что берётся и с какого хрена??? 

О так полюбившихся  всеми остановки в программе.

Повторюсь, всё это не из головы, а из официального документа! На всякий случай сообщу, что далее будет идти мой личный перевод, тк данный документ по ходу дела существует только на английском.  Но можете не волноваться за качество и достоверность перевода - изучение мною английского  ин зе кэпитал оф Грэйт Британ, Лондоне, не прошло впустую)))

Поехали:

1. Если темпа и качества музыки не хватает, пара может перезапустить программу с начала, при условии, что Рефери будет уведомлен в течение 30 секунд после запуска музыки и начала программы. Как пример: ПТ Ильиных и Кацалапова на ЧМ-2011 в Москве. Из-за громких оваций болельщиков Никита и Лена не услышали музыки и не вступили, потом Лена всё-таки начала программу в отличие от партнера. Из-за этого момента у дебютантов танец в прямом смыле слова посыпался: ведь в программе расчитанной по музыке на "раз-два-три" непопадание даже в первый такт рушит всё по принципу домино. Потом Никита признался в интервью, что Жулин был удивлён, почему они всё-таки поехали, а не воспользовались правилом "качества музыки". Ну что тут скажешь, молодая пара просто-напросто растерялась на своём дебютном ЧМ. Похожая ситуация возникла на Капе в этом году: музыка для ПТ Ксении и Кирилла была включена крайне тихо ( даже мы на трибуне это заметили! ), на что оперативно среагировал тренерский штаб пары - Олег Волков сделал сигнал звукачу , как говорится, "накатить звуку", музыку усилили, и никакого казуса с Монько и Халявиным не произошло. Ну, кроме, оторвавшейся ленточки.

2. Если происходит сбой, или остановка музыки, или любые другие неблагоприятные условия (не связанного с парой или их музыкальным носителем), такие как освещение, ледовой арены и т.д. В этом случае пара должна остановить исполнение программы по акустическуму сигналу Рефери. Пара должна продолжить выступление с точки прерывания сразу же после того, как проблема была решена. Тут всё более или менее понятно и очевидно, и прецедентов пока не было. 

3. Если пара получает травму во время исполнения или происходит неблагоприятное происшествие, связанное с партнёрами или с их экипировкой (например, проблемы со здоровьем или неожиданный ущерб для своей одежды или коньков), и если всё вышеперечисленное препятствует их дальнейшему выступлению, пара должна остановиться самостоятельно. Если они не остановятся, должен последовать аккустический сигнала Рефери. Пара должна продолжить выступление с момента вынужденной остановки, если неблагоприятные условия  устранены без задержки. Если это не возможно, Рефери должен дать отсрочку до трех (3) минут  Паре, чтобы возобновить катание с точки прерывания. Если Пара не возобновит  свою программу в течение трех минут периода, она будет считаться дисквалифицированной. Это, пожалуй, самое скандальное правило, получившее нереальную популярность в этом сезоне. Майа и Алекс ссылаются на "проблемы со здоровьем", останавливаются и в течение отведённых 3 минут возобновляют программу. Единственный косяк, который им можно приписать, это то, что в начале пара подъехала не к главному рефери, а к Марине. По остальным пунктам   Шибутани чисты. Абсолютно идентичная ситуация с Тессой и Скоттом: проблема со здоровьем-остановка-рефери-тренер-устранение проблемы-возобновление проката в течение положенных 3х минут. "А откуда "сизон бэст", твою мать?!"- спросите  Вы. "А всё оттуда же!"- отвечу я Вам. Ведь из правила следует, что никаких "дидакшенов" или понижения оценок  быть не должно. Вот так вот и никакая "целостность" и "восприятие" программы не теряются у господ арбитров. А почему у нас теряется? Мы что, какие-то не такие?! 

Вот тоже интересный момент "в тему" данного правила: наверняка все помнят пикантный конфуз, произошедший с нашей парой Рублёва-Шефер. В КТ у партнёрши отрывается лямка платья, что несомненно (цитируем правило) "препятствует их дальнейшему выступлению". Что имеем в итоге? Катю с голой грудью. Ладно пара не остановилась сама, но где "аккустический сигнала Рефери"??? Или старым сластолюбцам было не  до правил в тот момент???

Из примера Алекса и Тессы следует только один вывод: ПРАВИЛА НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ИХ ВОВРЕМЯ ПРИМЕНИТЬ. Что ученикам Марины удалось на 100%.  Другой вопрос: верю или не верю в пресловутые "проблемы со здоровьем". Лично я не верю. Но я и не арбитр.

Ну что ж, господа, надеюсь, теперь у нас у всех вопросов и недоумений стало намного меньше. Мне было очень интересно изучить и перевести основные правила, интересовавшие нас по этим моментам.  К сожалению, конретных примеров было "не дадено", поэтому, какие смогла- привела, с остальной интерпретацией, надеюсь, мы разберёмся уже вместе. Ведь эта тема для обсуждений оказалась на редкой благодатной )))