6 мин.

Школа фигурного катания в Ленинградской области: почему быть спортсменом не из столичных регионов выгодно

Традиционно в России центрами фигурного катания считаются Москва и Санкт-Петербург. Стремясь достигнуть хороших результатов, чаще всего спортсмены из регионов приезжают именно в эти города. При этом фигуристов становится настолько много, что пройти дальше региональных стартов представляется едва ли возможным. Особенно среди девушек кандидатов в мастера спорта, где на стартах принимают участие по 50 спортсменок. Чтобы пройти на всероссийские этапы некоторые фигуристы переходят в федерацию области.

Бывшая фигуристка из Ленобласти, ныне помощница тренера в школе фигурного катания в Колтушах рассказала о ситуации в Федерации фигурного катания ЛО, возможностях и отношении к фигуристам не из столиц. Мы пообщались с Василисой Ивановой.

— В чем разница между фигуристами, которые представляют Петербург и Ленобласть?
— Ребенка привели заниматься спортом в этом регионе. Чаще всего в нашу школу приводят детей, потому что она в пешей доступности. Но так как мы совсем недалеко от города, есть те, кто живет в Питере. 

Конечно, есть отличия, легче отобраться на этапы через внутренние соревнования, первенства Ленинградской области. После попадаешь в сборную. У нас маленькая конкуренция, мало мастеров и кандидатов в мастера спорта и всего на два места меньше, чем у Питера. Первые три места Первенства Ленинградской области — попадание в сборную, а из сборной тебя уже записывают на этапы. Но на самом деле это все относительно. Смотрят, если человек более-менее прыгает тройные и проходит по возрасту, он едет. Тот же Илья Старков в сборной, но пока что маленький.

— Почему некоторые спортсмены целенаправленно переходят выступать за область? Чтобы было меньше конкуренции?
— Возможно в Москве это более распространено, у нас пока что таких немного. Ну вот Соня Ермолова перешла как раз потому, что это было удобно. В этом сезоне съездила на юниорский этап в Магнитогорске. Из-за того, что первый этап, конечно, тяжело. Короткая чисто, произвольная подвела. 

— Стать судьей или тренером в области тоже будет проще?
— В Питере с этим сложнее, так как надо волонтерить семь раз, прослушать два семинара, сдать экзамен, только после этого можно судить. В области же сразу семинары и экзамен. Есть смысл волонтерить, чтобы набрать дополнительные баллы для поступления в Университет Лесгафта, например. Но если сдаешь на третью, вторую и первую категорию в Ленинградской области, то можешь судить только региональные старты именно в рамках этого региона, в Питере не получится.

— Федерации фигурного катания СПб и области как-то связаны? Может есть какое-то предвзятое отношение? 
— Питер, конечно, поглавнее. Все равно в Ленинградской области проходят такие же старты. Проводил семинары Игорь Борисович Бич, еще специалисты из Москвы. 

Особое отношение у кого-то точно есть. Мы сами шутим, что мы колтушарские, колхозники. Как раз создаем мотивацию доказывать на соревнованиях, что это не так. А в целом никаких слухов нет, открыто не обсуждаем такое.

— Вообще много детей занимается, приходят новенькие в школу? 
—  У нас как раз набрали две группы маленьких детей. Набор идет с шести лет, что поздновато. Но в «Звездный Лед» тоже с шести берут, правда вероятно там нужны сначала индивидуальные подкатки. В нашем случае в школу берут даже без особенной подготовки. И из других школ тоже приходят в старшие группы. Они там уже дупли и тройные прыгают в свои 10-11 лет.

— Как строится расписание, устраивают условия тренировок?
— У нас есть утренние и дневные льды. Дневные льды длятся по 45 минут, ну и пару раз полтора часа, туда ставят более маленьких. А утренние льды для старших, они длиннее.

Вроде на количество льдов никто не жалуется, я не замечала. Утренний лёд — два сборных льда, то есть два льда по час пятнадцать и ОФП, потом как раз уже дневные. Это стандартные условия для спортсменов. Первый сборный для старших, а на второй сборный могут приходить и старшие, и младшие. 

— В области менее строгий отбор детей в фигурное катание, как он проходит?
— Если прям младшие, шесть лет, их смотрят только в зале. А если постарше, у нас в августе проводят тестирование. Есть конкретные элементы, которые надо выполнить на тестировании по определенному разряду. Маленьких детей пришло на тестирование у нас много, но взяли ма

ло. В том же Питере еще сложнее пройти отбор.

— Есть ли такое, что спортсмены переходят в Петербург, потому что это более престижно, там более именитые тренеры?
— Чаще всего переходят не по каким-то коммерческим соображениям, но от тренера ситуация зависит. Примерно так было с Лизой Киселевой, например. В основном наши спортсмены не уходят из спорта, а переходят в другие виды фигурного катания. Когда видно, что девочка прыгучая, но хочется выучить что-то новое, ее отдают в пары. Был один мальчик, который перешёл в танцы, но чаще именно в пары.

— Получается, что в области нет спортивных пар и танцев на льду? 
— У нас были танцы, потом их убрали, а сейчас они снова появились. Есть сборные льды, которые теперь выделяются для танцоров, одиночники туда тоже могут ходить, но не мешать. Только вращаться, не разъезжать, не прыгать на танцоров, потому что это считается их лед. 

Первенство СЗФО сделали с танцами, в прошлом году не было. Теперь соревнования в Ленинградской области тоже проводятся с танцами, их добавили. Пар у нас нет, банально нет тренеров по парному катанию.