8 мин.

БИТВА ТИТАНОВ

Битва титанов, а точнее высококлассных тренеров и талантлтвых спортсменов – именно так можно назвать предстоящий новый сезон, который для российских спортивных танцев на льду становится решающим в плане хоть каких то облачных медальных перспектив на Олимпиаде в Сочи 2014. Лёд тронулся, тронулся внезапно, как то хаотично и пока неизвестно чем завершится это начавшаяся сейсмическая активность в виде многочисленных смен тренеров, хореографов и т.д  Но процесс этот безусловно радует. На смену застоя и в отсутствие хоть какой то внутренней конкуренции, пришла раскаленная до предела борьба, результатом которой становится  появление на сцене сразу нескольких равных по масштабу конкурентноспособных танцевальных дуэтов, некоторым из которых, к сожалению, придётся даже остаться за бортом сборной, поскольку она, увы, не резиновая.

На фоне засухи, продолжавшаяся уже несколько лет с уходом из спорта главных лидеров Хохловой/Новицкого, внезапно ставшими лидерами национальной сборной молодой танцевальный дуэт Боброва и Соловьев почувствовали себя безоговорочными вождями, которым не требовалось менять в равной степени ничего, ни нафталиновые постановки, прически,  ни технику, постоянно дающую сбой. Однако на международных турнирах, оказываясь в окружение настоящих китов мирового фигурного катания, дуэт быстро приземлялся на лёд, иногда в прямом смысле слова, осознавая свою второстепенность, но не теряя утопических надежд, что когда нибудь, в один прекрасный день, все эти киты уплывут в далекую миграцию и путь на мировой Олимп для пары будет открыт. Дуэт оказался не готов к международной конкуренции и вышедшие 2 года назад из юниоров, на которых они стали чемпионами мира, дуэт Ильиных/Кацалапов быстро  их потеснил.

ФФКР на внутренних стартах усиленно не решалась давать И/К статус первой пары, вместо неё это сделали международные судьи. Но борьба за лидерство в сборной отнюдь не завершилась, а напротив обещает еще больше разогреться к новому сезону. Предвестником этой борьбы стал переход в прошлом году И/К к тренеру Морозову, ранее сильных заслуг в танцевальном мире не имеющий. Ответом на этот шаг, вслед за неудачным чемпионатом России, на котором они стали лишь только 5-ми, стал переход вечных соперников И/К по юниорам дуэта Монько/Халявина к бывшему наставнику своих оппонентов Александру Жулину. Провалившись на чемпионате мира и заняв далекое для себя и своих амбиций 7 место, примеру М/Х последовали их коллеги по тренерской группе Боброва с Соловьёвым, также перешедшие к Жулину. И наконец, тренер пары Рязановой и Ткачено Алексей Горшков заявил о переезде вместе со своими учениками в Америку с целью получения консультаций и постановки программ у знаменитого хореографа Марины Зуевой.

Таким образом 4 топ танцевальных дуэта России незадолго до домашней Олимпиады, осознавая призрачность своих шансов в борьбе с мировыми дуэтами без дальнейших кардинальных изменений, решили пойти ва-банк. Каждый дуэт сделал свой выбор и лишь время покажет насколько он был верным. Рязанова и Ткаченко одна из самых недооцененных мировых танцевальных пар с момента своего недолгого существования сразу привлекли внимание специалистов. Элегантность и некий, присущий только им, образ так называемых «дворян на льду», постоянно подчеркиваемый тренером дуэта Алексеем Горшковым в создаваемых для них программах, поначалу существенно выделяло одинцовских дебютантов внутри российской сборной, но вслед за этим стало играть с ними злую шутку. Горшкова, небезосновательно, начали обвинять в попытках сделать из дуэта слабую копию своих бывших учеников Домнина /Шабалина (с их знаменитым Маскарадом). Вслед за этим на пару посыпались во многом справедливые упреки в отсутствии всяких взаимоотношений на льду, словно спортсмены, случайно повстречавшись на льду, решили как то станцевать. По мере дальнейшего развития дуэта многие упреки в их адрес стали утехать, а отсутствие сильных программ и артистизма у Рязановой/Ткаченко в кулуарах стали объяснять тренерскими просчетами Горшкова. Однако от взгляда многих специалистов не стала ускользать с годами растущая у пары хорошая техника, притупляемая отнюдь не  сильноскоростными программами их тренера. Болезненное настойчивое стремление Горшкова поставить для своих учеников в течение их карьеры все вальсы и романсы композитора Свиридова привело к тому что пара стала сильно проигрывать внутри сборной и  терять бонусы в глазах международных судей. Консультации от Марины Зуевой в межсезонье еще не шанс на реабилитацию, но уж точно последний шаг для того чтобы вдохнуть,  преобразить и реанимировать дуэт, дабы он достойно засиял на международной авансцене. Конечно оптимальным вариантом был бы полный переход дуэта под опеку тренерского тандема Зуева-Шпильбанд, но по видимому ни одной из сторон это особо и не нужно. Зуевой – поскольку она тренерует два основных мировых танцевальных дуэта, претендентов на сочинское золото, а Горшкову – поскольку, в отличие от Кустаровой, в его фабрике звезд дуэтов способных заменить Рязанову и Ткаченко просто нет.

 Ушедший сезон запомнился тем, что под его конец, когда, казалось бы, занавес опущен и спортсменам надо выйти только на поклон, двери «закрытой школы» тренера Кустаровой отворились и все её основные ученики ринулись к выходу, словно желая побольше надышаться воздухом и свободой. Будто испугавшись этого повального бегства ФФКР приняла решение, запрещающее без её разрешения переходить спортсменам к другим тренерам вплоть до окончания Олимпиады в Сочи.  Однако двум основным топ дуэтам Кустаровой было все таки позволено перейти к Жулину. Танцевальный дуэт Монько/Халявин были первыми кто покинул Кустарову. Казалось после целой полосы неудач, выпавший на этот беспорно талантливый дуэт, впереди их ждало безоблачное светлое  будущее в качестве основных учеников Жулина. Стоит напомнить что М/Х были основными лидерами юниорской сборной и лишь фатальная неудача 2010 года на чемпионате мира среди юниоров, когда их внезапно обошли И/К, заставила их остаться в юниорах еще на один год, дабы впоследствии стать чемпионами мира. Вслед за этим танцоров подкосили болезни из за которых они так и не смогли дебютировать на этапах Гран при и неудачно выступили на национальном отборочном туре. Оснащенные хорошей техникой скольжения, на высоких апмлитудах выполняющие сложнейшие поддержки, дуэт беспорно один из главных претендентов на попадание в сборную команды России. Однако переход их бывших сотоварищей по тренерсокй группе Бобровой/Соловьёва к Жулину безусловно, наряду с положительной стороны в плане конкуренции, добавит лишнюю головную боль новым наставникам дуэта и усложнит жизнь самим спортсменам. Жулин стал собирать в своей команде хороших постановщиков и хореографов, создавая тренерскую группу западно-заокеанского образца, прекрасно осознавая что времена единоличного правления одного тренера далеко позади. В качестве примера служит тренерский тандем Крыловой-Камерленго, где, помимо вышеперечисленных тренеров, спортсменов обучают известный в прошлом танцор Массимо Скали, чемпионка мира Ше-Линн Бурн и многие другие. Однако теперь Александру Жулину предстоит подобно заокеанским тренерам ставить двум равнозначным дуэтам одинаково выигрышные программы. Удастся ли Саше не пойти на поводу у ФФКР, до сих пор проповедущая советский прицип очередности дуэтов на медали, или же подобно Зуевой и Крыловой одинаково лоббировать интересы обеих пар, покажет лишь только время. Однако уже сегодня специалисты, в случае объективного разрешения ситуации, делают ставки на более выигрышных Монько/Халявина, дуэта, подобного И/К, с большой долей харизмы у обоих партнеров.

Своеобразными темными лошадками в предстоящем сезоне выглядят ещё одни воспитаники Кустаровой Синицына/Жиганшин. Юным спортсменам только предстоит дебютировать на взрослых турнирах, но они уже завоевали положительные отклики со стороны опытных специалистов. К тому же на международной арене дуэт дебютирует в качестве действующих чемпионов мира среди юниоров и в этом плане они становятся в один ряд с Б/С, И/К и М/Х. Отличительной чертой дуэта является выполнение своих программ на бешенной скорости, а визитной карточкой безукоризненные твизлы. И вот тут они могут сильно подпортить нервы и Б/С и Р/Т, не особо ладящие с этим обязательным для танцоров элементом фигурного катания. С/Ж, наряду с М/Х, это безусловно будущее российского фигурного катания постсочинского периода, но зачем придерживать этот дуэт на будущее, если они уже сегодня могут громко о себе заявить. Возможно боясь появления еще одного боеспособного дуэта в условиях ограниченных мест ФФКР запретила без своего благославения уходить спортсменам от одного тренера к другому, а желание молодой Илюшечкиной выступать под флагом Франции стало моментом истины, воспользовавшись которым Федерация старается обезопасить себя от неконтролируемых переходов спортменов. На мой взгляд решение это носит архаический характер с отголосками советской эпохи и способно нанести сильный удар по и без того пришедшему в упадок российским спортивным танцам на льду. Без свободной конкуренции нету место дальнейшему развитию и если завтра, осознав свой потолок в работе с Кустаровой, С/Ж пожелают последовать примеру своих старших собратьев и перейти к новому тренеру, Федерация помашет перед их носом листочками о временном запрете на это. Кустаровой предстоит в грядущем сезоне тяжелая работа, попытаться сделать невозможное – протолкнуть своих дебютантов в сборную посредством постановок очень сильных и оригинальных программ, что в ситуации с ней задача прямо скажем фантастическая. Кроме того, ей предстоит навязать осташимся в юниорах с целью стать чемпионами мира ученикам Ирины Жук Степановой/Букину хоть какой то элемент конкуренции посредством своих учеников Яновской/Мозгова. Иначе С/Б в одиночке предстоит бороться с американцами Олдридж/Итон.

Определенно Джокерами в предстоящей борьбе российских титанов являются ученики Натальи Линичук дуэт Пушкаш-Гурейро. Активно лоббируемые со стороны как тренера, известной своим талантом закулисного решения проблем, так и матерью Гурейро, имеюшая так же прямое оношение к фигурному катанию, спортсмены пока не выделяются сильной техникой скольжения, да и программы Линичук слегка напоминают танцы на льду эпохи 90-х. Однако это не помешало дуэту обойти М/Х на чемпионате России, а в произвольной победить самих Р/Т, что вызвало шквал негодования как со стороны болельщиков, так и со стороны специалистов. Линичук в очередной раз продемонстрировала свои способности, к тренерскому таланту отношения слабо имеющие. Как дуэт, осторожно передвигающийся на льду, а также слабо выполняющий твизлы и поддержки, смог обойти М/Х и выиграть у Р/Т произвольный танец, вопрос на которой вряд ли найдется разумный ответ. Но такой подход вызывает определенное беспокойство за более талантливые российские дуэты. Фатальным станет ситуация, в которой национальная федерация станет топить М/Х, С/Ж и даже Р/Т в угоду Линичук.

Большое значение в наступающем сезоне сыграет то как международные судьи оценят российские дуэты на этапах Гран при и в этой связи важную роль для самих спортсменов приобретает возможность самого попадания и участия на этих этапах. Грядущее противостояние знаменитых тренеров Морозов vs Жулин vs Зуева/Горшков под грозные натиски воспитаников Кустаровой и Линичук – бесподобная интрига будущего сезона, наступление которого мы все так нетерпеливо ожидаем.