Чужие танцы
Результат российской сборной в танцевальном турнире показал, что наша федерация сделала ставку на Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева. Конечно, еще рано говорить о смене лидеров, но, скорее всего, в будущем так и произойдет. Яна Хохлова и Сергей Новицкий проиграли второму номеру сборной в оригинальном танце, что само по себе нонсенс. Разница в классе катания пока заметна невооруженным глазом, и даже ошибки, которые допустили ученики Свинина и Жук, при другом раскладе не стали бы причиной такого результата. Однако данное решение кажется все-таки правильным. И вот почему.
Ванкувер показал направление, в котором будут развиваться танцы как минимум ближайшие четыре года. К сожалению, все российские дуэты оказались вне этого направления. И можно сколько угодно спорить о плюсах и минусах такой тенденции, обижаться, протестовать. Золотые и серебряные призеры Олимпиады оказались впереди, потому что действительно катаются лучше. С таким положением вещей нужно смириться и подумать, как можно конкурировать с заокеанскими парами.
Почему американцы и канадцы выигрывают? Во-первых, обе пары легкие, катаются на очень высокой скорости. В этом с ними никто не сравнится. Бронзовые призеры Турина итальянцы Файелла – Скали, по сравнению со своими соперниками, просто ходили по льду. Во-вторых, и это преимущество, в первую очередь, Тессы Виртью и Скотта Мойра, мировые лидеры катаются в очень близких позициях друг к другу. На льду должны находиться не два отдельных человека, а единый организм. Кстати, это не ново в танцах на льду. Так катались легендарные Торвилл – Дин (кстати, сегодня то, что делают на льду Тесса и Скотт, часто сравнивают с «Болеро» англичан) и Навка – Костомаров. В-третьих, танец в дуэте – это всегда мужчина и женщина, отношения между ними, диалог, общение глаза в глаза. Не соревнование в том, кто выше поднимет ногу, у кого лучше растяжка, кто гибче или кто включит в программу больше наворотов.
Тесса Виртью и Скотт Мойр даже в сложнейших поддержках умудряются вести диалог, смотреть друг другу в глаза, и потому мы им верим. Всего лишь друзья за бортиком, на льду они убеждают нас, что нежно (или страстно, как в оригинальном танце) любят друг друга. У американцев это тоже есть, но, конечно, в меньшей степени. Кстати, о поддержках. Российские фигуристы и тренеры жалуются на то, что новая система судейства привела танцы к пустому атлетизму, секундам. Но ведь олимпийские чемпионы Ванкувера доказали, что можно совместить сложные поддержки и танец, можно добиться синтеза сложности и душевности исполнения. Каждая поддержка четвертого уровня в их программах обусловлена музыкой, характером танца. Как раз российские спортсмены часто грешат «делай раз, делай два». У мировых лидеров все органично, они умеют намного больше, чем показывают, что и создает впечатление гармонии и огромного потенциала.
Россияне, кажется, напротив, включают в программу все, что умеют, одни и те же поддержки кочуют из одного танца в другой. Это наши фигуристы демонстрируют акробатику, канадцы и американцы же танцуют и получают от этого удовольствие. И в-четвертых, новое направление требует иного подхода к выбору музыкального сопровождения. Кататься под изъезженную двадцать пять раз музыку типа «Адажио» Альбинони стало просто-таки дурным тоном. Даже «Призрак оперы» американцев выглядел свежее, чем танец «обо всем и ни о чем» Бобровой и Соловьева. Другое дело, например, Симфония №5 Густава Малера... Это неожиданно, талантливо, глубоко. Конечно, легче выбрать музыку, которая сильнее твоего катания, которая вытянет тебя, если что-то пойдет не так. Но это легкий путь, а чтобы побеждать таких сильных соперников, как Виртью – Мойр и Дэвис – Уайт, легких путей искать нельзя.
Вернемся к российской сборной. Почему же все-таки ставка федерации на Боброву и Соловьева кажется правильным решением? Да просто потому, что они молоды, они являются тем мягким пластилином, из которого пока можно вылепить все, что угодно. Ну или, по крайней мере, многое.
Хохлова и Новицкий – пара уже полностью сформировавшаяся и, к сожалению, находящаяся вне того направления, в котором развиваются танцы. В таком возрасте что-то кардинально поменять уже практически невозможно. Пример – Домнина и Шабалин, которые попытались, но ничего особенно хорошего из этого не вышло. Яна и Сергей катаются очень далеко друг от друга, на невысокой скорости, диалога между ними практически нет – два акробата, которые делают порой невероятные вещи, но от этого их выступления с натяжкой можно назвать танцами. Уберите из их программ бесконечные махи, демонстрацию шпагатов, другие, порой абсолютно лишние, противоречащие характеру танца, навороты – и что останется?
Почему их «Ночь на лысой горе» произвела такой фурор? Потому что это было что-то новое в фигурном катании, и, кстати, их акробатика туда очень хорошо вписывалась, все было органично. Нужно было двигаться дальше, развиваться. Хохлова и Новицкий же решили эксплуатировать то, что уже умеют, только из года в год выходило все хуже. Не хочется в это верить, но, похоже, Яна и Сергей – пара одного танца, как бывает актер одной роли.
Почти все то же самое касается и нашего третьего дуэта – Екатерины Рублевой и Ивана Шефера. Чем больше они прогрессируют, тем больше становятся похожими на своих более сильных одногруппников. Конечно, 16-я позиция после оригинального танца – вовсе не их место, однако это ничего не меняет. Они тоже вне направления.
Можно, конечно, говорить, что не следуют смотреть на других, нужно поддерживать и развивать традиции русской школы, но этот ура-патриотизм вряд ли к чему-то приведет. В фигурном катании, как и везде, одна тенденция сменяет другую. Так, лидирующую позицию в танцах на льду, принадлежавшую раньше российской школе, заняла школа Шпильбанда и Зуевой. Это нормально, с этим нужно смириться и совершенствоваться в существующем направлении, пока на российской земле не появится команда, способная, благодаря своему таланту, что-то изменить.
Боброва и Соловьев просто восхитили в произвольном танце, смотрела на них с замиранием сердца.
В Яну и Сергея верю и желаю им мужества и терпения)))
Ну амбиции-то это еще не все, Сережа - по нынешним меркам возрастной спортсмен, в технике он не блистает, травмирован (врядли его состояние будет улучшаться). Чтобы чего-то добиться, Яне нужно сменить партнера и тренеров ИМХО, а на такое она наверное не готова...Вообще жалко конечно, такие хорошие у нас в России девушки, а вот с партнерами беда. У Оксаны Максим конечно выделялся - красивый, харизматичный, техничный, но к сожалению, травма:(
Для российской школы хорошо, для тренеров хорошо, а вот для конкретных спортсменов - Хохловой и новицкого - не очень. Им ждать нельзя - или сейчас, или никогда. Не в том они возрасте, чтобы ждать у моря погоды. Тренерский дуэт Свинина и Жук на ДАННЫЙ момент (подчеркиваю - на данный) исчерпал себя: постановки неинтересны и однообразны, техника хромает.
Насчет Вирту-Мойра. Если танец лирический в нескольких сезонах - это не значит, что пара не развивается. Шербургские зонтики - известная музыка и их катание еще было не совершенно. Кататься под Малера -
это ого-го! Я даже не знаю, кто еще брал хоть раз эту музыку себе в программу. И если говорить об их прогрессе - то их поддержки с тысячей смен позиций партнерши в сложном положении партнера выглядят гораздо эффектней и сложней, чем шпагата и кольца Хохловой. А в прошлом сезоне они действительно «опробовали» некоторые элементы и правильно сделали! Во-первых, они уже точно знали, к чему и как отнесутся судьи. Это вам не танец аборигенов Д/Ш или Полюшко-поле Х/Н. Нельзя так рисковать в олимпийский сезон. А во-вторых, они именно опробовали, а НЕ повторили их. Все элементы были усложнены, поэтому тут очевидный прогресс.
И наконец про Керров...У них похожая проблема, что и у Х/Н. В прошлом году их произвольный вошел в историю! Это был потрясающий танец! В идеале это должен был быть олимпийский танец. Но превзойти планку прошлого года было очень трудно. Но все-таки британцы каждый год экспирементировали и удивляли чем-то новым. Поэтому я бы не стал их сравнивать с Х/Н. Они - это что-то другое. Совершенно неоцененная пара, которая навсегда всем запомнится. И тем более нельзя сравнивать мощь российской федерации (хотя в последнее время она серьзно пошатнулась) и британской. Ну кто у них уроме Керров есть? Жена Кевина ван дер Перрена? И все.
Поэтому не думаю, что это политика двойных стандартов, при всем уважении к Вам.
На мой взгляд выбила из колеи их крайне неудачная постановка произвольного танца (Полюшко-поле), танец был абсолютно не их (особенно Сереже не подходил), а они ему посвятили большую часть времени, вживались в образ и этот образ «выжил» их. Жар птицу пришлось ставить в спешке, но после первого проката сразу стало ясно, что танец их, но ребята психологически уже были подавлены и не было того блеска, который бы дополнил новый произвольный..Плюс судьи ошибок не простили и запомнили неудачное Полюшко-поле..Не понимаю как Тарасова могла им такой танец навязать (а еще что-то про произвольный Домниной и Шабалина говорила).
Яне с Сережей надо в следующем сезоне поставить абсолютно другие танцы, поразить судей,отходить от русской темы как в оригинальном так и в произвольном не зацепит это мировую общественность, а если и ставить что-то то под музыку в стиле Жар-птицы...И как правильно отмечено в статье действительно на фоне тех же канадцев Яна с Сережей не смотрятся как единое целое (и дело не в росте), а именно в отсутствие диалога. Кстати Соловьева с Бобровым как раз в своем произвольном показали диалог, смотрелись как единое целое, Яне с Сережей надо как раз в этом ключе работать...И еще один их минус в том, что уступают по скорости катания, я их видела в живую, действительно где-то к середине программ они практически «встают»..
Мне эта пара нравится, несмотря на имеющиеся минусы, у них есть и плюсы, свой стиль, не сказали Яна с Сережей своего последнего слова, пусть даже и судьи будут засуживать, но нужно уйти, откатав велеколепно свои программы, чтобы никто не смог упрекнуть в качестве и стиле исполнения.
И кстати сегодня у Кати день рождения!. 20 лет:)
Спасибо, согласна он также не уступает партнерши и их индейский танец, да и под список Шиндлера очень понравились!
Я тоже этого очень боюсь! У ребят сильные характеры, но то, что сейчас творится в наших СМИ и в среде болельщиков!...Во всех смертных грехах ХН обвинили. А мы можем потерять одну из самых ярких пар в современных танцах на льду...
Д/Ш пытались на фоне тяжелой травмы, не то,чтобы это поддержка «страданий»,а реальность! Травма колена - тяжелая вещь, с ней в обычной жизни тяжело, при ходьбе боль ощущается, на корточки не всегда можно присесть, не говоря уже о поддержках,которые выполняли Д/Ш на льду. Потому о них говорить нечего.
А вот Хохлову-Новицкого искренне жаль. Они совсем не пара одного танца, просто, так называемая очередь, очень жестокое дело. И они просто пересидели на втором месте,к сожалению. Кто знает, чтобы было,если бы очереди этой пресловутой не существовало и тех же Д/Ш выпускали не второй парой после Н/К, а первой. Они в Турине были просто прекрасны. А Н/К, например. мне никогда не нравились.Их «Розовая пантера» просто доставала, но они олимпийские чемпионы, а Д/Ш нет.
Про Вирту-Мойер. Они замечательные ребята, их очень приятно смотреть. И надо смириться с тем,что мы не можем 100 лет подряд быть олимпийскими чемпионами. И, наверное, хорошо(если не учитывать то.что Д/Ш могли бы стать чемпионами в этом году), что не Россия выиграла эту Олимпиаду. Потому как пошло уже почивание на лаврах, а необходим прогресс. Пожалуй, в танцах в этом году чемпионы и ОИ, и ЧМ заслуженные. А наши чиновники может наконец задумаются,что же надо делать, имея великую школу ФК в России, отличных тренеров и такие обидные результаты.