Танцы с интригой
Главная неожиданность этапа Гран-при в Москве – результаты в соревнованиях танцевальных дуэтов. Впервые в своей спортивной карьере Яна Хохлова с Сергеем Новицким обошли соотечественников Оксану Домнину и Максима Шабалина, хотя и уступали им после обязательной и оригинальной программ.
Мнения по поводу лидерства в российской команде разделились еще в прошлом сезоне, когда Яна с Сергеем, во многом благодаря своим ярчайшим выступлениям в произвольном танце, покорили сердца зрителей и специалистов. Говорили: это прорыв, новое направление в танцах, будущее России. Но большинство все-таки отдавало предпочтение Оксане с Максимом – кто в силу привычки, кто в силу своих взглядов на фигурное катание и каким оно должно быть.
Как не раз показывала история, в российском менталитете присутствует одна черта, которая точнейшим образом определяет национальный характер – максимализм. Когда кто-то силен и непобедим, мы превозносим этого человека до небес, но стоит только ему оступиться, дать «слабинку» – и моментально происходит его низвержение с Олимпа. Прискорбно, но факт.
То же самое сейчас можно наблюдать в отношении к Домниной и Шабалину. И единственный способ подавить в себе проявление этой губительной черты и избежать скоропалительных выводов – попробовать посмотреть на ситуацию объективно.
Фигурное катание – это постоянный прогресс, движение вперед и что очень важно – сохранение и преумножение традиций. Со времен своего возникновения и до последнего времени танцы на льду славились прежде всего чистотой конька, слаженностью в работе партнеров, крепкой позицией. Да, сегодня спортсмены учатся выживать в условиях новой системы судейства, где главное – элементы, элементы, элементы. Это пресловутый прогресс, без него никуда. Но ведь и нельзя отказываться от тех традиций (заложенных Пахомовой – Горшковым, Торвилл – Дином и другими великими фигуристами), которые, собственно, и отличали танцы от, например, парного катания. К чему мы в противном случае придем? К стиранию границ между видами, к нивелированию самобытности танцев и бог еще знает к чему.
Домнина – Шабалин и Хохлова – Новицкий. Обе пары сильные. Обе российские. Вопрос: почему их столкнули лбами в самом начале сезона, когда этого можно было избежать, – остается загадкой. Впрочем, Гран-при России дал повод для других размышлений.
Яну с Сережей на турнире в России встречали намного теплее, чем их главных соперников. Причина ясна. Публика хочет зрелищ. Зрелище в танцах на льду – это Хохлова – Новицкий. Яна маленькая, юркая, чрезвычайно гибкая и растянутая. Как результат – ребята исполняют такие поддержки, что другим и не снилось. В связках, где партнерша совершенно невероятным образом изгибается, задирает ноги, успешно выворачивается из сложных позиций – все то, что составляет изюминку их постановок, – Яна с Сережей неподражаемы.
У Хохловой от природы очень мягкие колени, и хорошие «жимы» позволяют ей не терять скорости даже на сложнейших шагах. Но ведь мы имеем дело с танцевальным дуэтом, где свою лепту в общий успех вносит еще и партнер. А по словам Татьяны Тарасовой, в парных видах фигурного катания именно партнер должен выступать главным звеном, именно он должен вести партнершу и если не превосходить девушку в мастерстве, то хотя бы не отставать от нее. Только тогда дуэт будет выглядеть полноценно. Наверное, наиболее ярким примером несоответствия данным требованиям является итальянская пара Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Все помнят многочисленные спортивные неудачи этих фигуристов, причиной которых чаще всего оказывался Маурицио.
Что мы наблюдаем у Яны с Сергеем? Как катается Новицкий? Таз его всегда несколько отставлен назад, что не позволяет ему правильно давить в колено и в результате его «жимы» работают не в набор хода, а вхолостую. В ногах он не аккуратен. Колени не всегда дотянуты, свободная нога вяла. Спина ссутулена. В общем, чемпиону Сup of Russia есть над чем работать. Другое дело, конечно, Хохлова. Можно сказать, что успехом эта пара во многом обязана именно ей.
Теперь обратимся к Домниной – Шабалину. Ребята находятся далеко не в лучшей форме, выглядят какими-то уставшими, элементы не подчищены, а что касается спин-пируэта – так с ним вообще беда. На дорожках россияне если не теряют скорость, то уж точно ее не набирают. Проблем много. В чем же причины? Во-первых, недавняя травма Максима, и в связи с этим – поздно начавшийся сезон подготовки. Во-вторых – новые тренеры, жизнь в Америке, вдали от семьи, друзей, вообще от всего русского. Это не так-то просто, тем более для таких людей, как Оксана и Максим – душевных, открытых, настоящих.
И самое главное – абсолютно новая техника. А как она ставится? Это как хирургическое вмешательство. Ломается все то, на чем ребята катались до этого, а потом из осколков собирается новое. Для того чтобы срослось, нужно время. Сейчас у Домниной и Шабалина реабилитационный период. Поэтому-то они и выглядят тяжеловато, поэтому и скорость не та, что раньше, поэтому и элементы срываются.
Да, пусть сегодня Оксана с Максимом проиграли заслуженно. Важно другое. Хохлова – Новицкий катаются на максимуме: широко, на скорости. У Домниной – Шабалина же чувствуется огромный потенциал, масса пока еще нереализованных возможностей. Кажется, вот приложи они больше усилий – и как поедут! Вот это ощущение и создает уверенность в их большом и светлом будущем.
Главное сейчас – не ставить на ребятах крест, а, наоборот, всячески их поддерживать, помня, что у каждого из нас бывают тяжелые времена. Сильный не тот, кто ни разу не падал, а кто находил в себе силы подняться и идти вперед.
Ольга, данной системе судейства уже больше пяти лет, и называть ее «новой» как то странно. Более корректно было бы название «современная»
Насчет Новицкого правда, но про то, какое светлое будущее у Д-Ш еще поспорить можно...
Надеюсь, Максим Шабалин благополучно вылечит свои колени.