10 мин.

Анализ спортивного пути и программ Анны Щербаковой

Это моя вторая статья об Анне Щербаковой. Долго не решался браться за неё, потому что боялся, что не смогу сказать ничего нового к тому, что все и так знают. Но с каждым годом замечаю, что много статей, постов и комментариев, в которых видны попытки принизить заслуги Щербаковой. Решил немного освежить себе и людям память.

Свою первую статью я написал под впечатлением от чемпионата России 2021. Тогда неожиданно для себя выдал несколько забавных пророчеств, например, озаглавил раздел «Аннушка уже разлила масло», и уже в следующем сезоне Анна Щербакова катает произвольную программу «Мастер и Маргарита». Уже тогда я нутром чувствовал, что победа Валиевой будет не такой лёгкой, как все думают (поэтому так озаглавил этот раздел). Уже тогда понимал, что грамотно построенный публичный образ Ани — это немножко не то, что представляет из себя Аня, когда выключаются камеры (это не значит, что она хуже, просто более, скажем так, свободная в поведении). Тогда я правильно угадал стратегию Щербаковых на рекламном рынке: тогда ещё не было контрактов с крупнейшем банком страны и одним из автогигантов Китая (в одном здесь я ошибся — «бородатый грузин» в качестве менеджера в жизни Ани всё-таки появился). Уже тогда я понимал, что после Олимпиады нового Загимеда не случится, потому что с умением Ани существовать над схваткой никакие противостояния с её участием невозможны в принципе.

Понять фигуристов мне помогают программы, которые они катают. Этими пасхалками, которые закладывают тренеры, увы, пользоваться умеют не все, предпочитая формировать мнение о фигуристах по их немногочисленным высказываниям и комментариям экспертов и неэкспертов. Ранние программы всегда ставятся без отсылок, потому что юный фигурист только-только формируется, но уже во взрослых сезонах можно сложить какую-никакую картину о фигуристе. И часто даже сами фигуристы не до конца понимают, почему тренер или хореограф выбрал ту или иную тему именно для него.

Известно, что Аня не любит, когда акцентируют внимание на неприглядной стороне пути на вершину пьедестала, но в этой статье я решил не для неё, а для всех нас проиллюстрировать её спортивный путь, просто чтобы не забывали.

Путь к золоту чемпионата России 2019

Короткая программа «Парфюмер» показывает хрупкость Лауры/Ани в этом опасном мире. Она олицетворяет нежность и необходимость оберегать её от внешнего мира, где водится Парфюмер/Интернет. Произвольная программа «Жар-птица» показывает, насколько надёжной является Аня функционально и насколько сложные программы ей начинают доверять тренеры. В музыке используются сразу четыре акта из классического балета Стравинского. Это всё нужно отыграть правильно 15-летней девочке с соблюдением тайминга, удержанием нужной экспрессии, перевоплощением образа со сложным костюмом и сменой настроения. И всё это с тремя четверными прыжками и риттовым каскадом во второй половине программы. Жар-птица олицетворяет недюжинную силу и загадочность Ани. Все хотят узнать, как такая нежная птица управляет огнём/квадами.

Показательная программа «Kimono» как бы отвечает хейтерам на «бровки домиком», показывая, что Аня может быть другой. Она показывает в программе все трюки, которыми владеет, и которые нельзя вставлять в соревновательные программы. Программа показывает, что нежный образ артистки театра Кабуки — это всего лишь образ, в жизни она может быть полной противоположностью.

Путь к золоту чемпионата России 2020

В новом сезоне для короткой программы была выбрана трагедия «Эринии» французского поэта Шарля Мари Рене Леконта де Лиля под музыку Жюля Массне. Музыку критиковал сам поэт за то, что она не отражает происходящее в трагедии, а звучит как самостоятельное произведение, за что, в свою очередь, её похвалили другие критики. Эринии — это фурии у древних греков, — богини мести и ненависти. В пьесе «эринией» является девушка по имени Электра, которая проходит путь от скорби из-за убийства отца до обретения ненависти и желания мести. Здесь даже не буду гадать, что хотели сказать тренеры, возможно им просто понравилась музыка, потому что Аня показала только скорбь, да и музыка в обработке Джошуа Белла по настроению предполагает только эту часть. Эта неразбериха с пьесой и музыкой в те времена словно воплотилась в программе Ани, и тренеры тоже поддались обаянию музыки, «выкинув» из программы тему «эриний». Постановка этой программы пришлась на ковидное время и заставила заболевшую пневмонией Аню страдать вместе с героиней. На этапах Кубка России программа шла тяжело. Аня её, как и произвольную, вытаскивала на обезболивающих, а на том самом чемпионате России у неё закружилась голова, вероятно, из-за побочных эффектов от жаропонижающих, которыми сбивали температуру, и перед самым стартом пришлось применить нашатырный спирт. Что было дальше, все знают. Это тот случай, когда фигуристка вышла из образа и показала саму себя, несгибаемую и собранную Анну Щербакову с твёрдым характером, преодолевающую болезнь на пути к цели. Именно этот образ запомнился всем, да простит нас всех Электра. 

Путь к золоту чемпионата России и чемпионата мира 2021

На произвольную программу тренеры выбрали ещё одну череду лиричных композиций, с которой Аня выступила на контрольных прокатах. Две подряд заунывные программы раскритиковали в СМИ, не в последнюю очередь из-за неуверенной презентации программ на «контролках». Критикам захотелось увидеть разную Аню, и тренеры заменили меланхоличную «No One Ever Called Me That» Дарио Марианелли на «Beethoven's 5 Secrets» группы The Piano Guys с нарастающей динамикой в финале. Произведение является музыкальной компиляцией песни «Secrets» группы OneRepublic и четырёх частей 5-й симфонии Бетховена. Композитор известен тем, что будучи глухим написал множество шедевров, среди которых 5-я симфония. The Piano Guys назвали композицию «5 тайн Бетховена», подчёркивая, что композитор, несмотря на глухоту, знал тайны, позволявшие ему писать шедевры. «Не только практикуйте своё искусство, но и проникайте в его тайны, ибо оно и знания могут возвысить людей до божественного» (Людвиг ван Бетховен). Вероятно, Ане, как и Бетховену, любовь к фигурному катанию помогла познать какие-то тайны в тот удивительный вечер на чемпионате России, показав после тяжёлой болезни лучшее своё выступление в жизни. Критики «одного образа Ани», сами того не понимая, заставили её изменить законы природы, потому что они, как и тренеры, не могли предугадать, что Аня тяжело заболеет. Фигуристке пришлось с горем пополам набирать форму для программы, где помимо прочего предполагались два/три квада (в зависимости от пиковой формы), риттовый каскад во второй половине и сложная темповая дорожка в конце. Перекраивать было уже поздно, Валиева не дремала, а чемпионат мира сам на себя не отберётся. Что планировалось показать в сюжетной части программы, одному Богу известно, но 24 декабря 2020 года мы увидели незапланированную личную историю преодоления, которая уже вошла в историю. Всякий, кто пережил ковидный 2020, вам скажет, что в тот год поводов для улыбки и слёз счастья практически не было, и это выступление подарило надежду.

Новая показательная программа того сезона, по сути, открыла олимпийский марафон, где вчерашние подруги вступают в борьбу за главный приз в жизни. Вообще, трудно найти более похожую на спорт высших достижений историю, чем роман «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. И какая ирония, что образ победительницы Китнисс Эвердин сыграла именно Аня.

Путь к пьедесталу чемпионата России и Европы 2022

В олимпийский сезон Аня традиционно вошла с травмами. Преследующие травмы шеи, колена, пальца, и, как позже выяснится на Кубке Первого канала, периодические носовые кровотечения открывали новую главу спортивной биографии. Тренеры решили психануть и доверить Ане образ на сопротивление. Неожиданнее Щербаковой — восточной повелительницы песчаной бури, была, наверное, только Щербакова-Маргарита. Аня по-ученически справилась с задачей. Всё честно изобразила. Но как будто что-то не то. Аня?.. Восток?.. Тренеры быстро опомнились и поставили «Dangerous Affairs» — динамичную программу, требующую максимальной концентрации на каждом движении, выдерживания высокого темпа. Программа получилась больше технической. Компиляция треков «Dangerous Affairs» и «Total View» израильского композитора Инона Цура раскрывает лишь одну сторону Ани — способность выполнять сверхсложные технические задачи на катке. Сюжетно Аня, по задумке тренеров, сменила «трон» и стала повелительницей струн, что как бы вернуло её из Востока в привычную классику со скрипками и контрабасами. Даже несмотря на сложнейшую работу рук и корпуса в программе, понять, что перед нами струнная борьба, без авторского манифеста довольно сложно. С другой стороны, слабо себе представляю, что какая-то другая фигуристка, включая учениц Тутберидзе, смогла бы справиться с такой трудной программой (ну, может быть, Загитова в своей лучшей форме).

Путь к золоту Олимпиады 2022

Произвольная программа «Мастер и Маргарита» с самого начала вызывала странные ощущения. Это произведение известно сложностями переложения на экран, слишком уж оно многослойное. Глейхенгауз, словно понимая это, отказался от книжной Маргариты и максимально сюжетно всё упростил, сделав героиню, «переходящую на сторону тьмы». Это и понятно, у Ани в произвольной стояли слишком сложные технические задачи, и в попытках передачи образа Маргариты Аня в лучшем случае выглядела бы ведьмой, ковыляющей в тяжёлых оковах на балу у Сатаны. Всё же мистика романа не обошла и Аню, заставив её проходить круги ада чемпионата России и Европы 2022. Критики Латунские современности буквально хоронили её карьеру. А она назло им... нет, не разгромила ночью их квартиры, а доводила до идеала свою форму. Даже в самые сложные психологические моменты она меняла настроение в середине программы и с улыбкой доводила её до конца. Такой уравновешенностью и самообладанием владеют немногие. Разношёрстность музыки немного подпортила восприятие программы как отдельной единицы. Тут, скорее, стояло «нечистое исполнение» против «чистого исполнения». Исполнишь программу нечисто — проиграешь ты и программа, исполнишь чисто — выиграешь ты, а достоинство программы уже неважно.

Показательная программа «Ave Maria» — это то, как мы видим Аню, — нежную, ясную, умную — ангел во плоти. Глейхенгауз ставит образ, придуманный нами. И этот образ предзнаменует дальнейший медийный путь Ани. За кадром останется тренировка перед исполнением этого образа на Олимпиаде, где Аня и Саша устроили, как его назвали некоторые присутствовавшие там журналисты, квад-баттл судного дня.

После Олимпиады

На Олимпиаде перед девочками возникли сложнейшие психологические испытания. Да, основной удар приняла на себя Валиева, но «лес рубят — щепки летят». Западные СМИ не упускали возможности всё обобщать: «русские», «эти русские», «опять эти русские». А Аня и Саша — тоже русские, и тоже из группы Тутберидзе. Самое разумное, что могли делать девочки в такой ситуации — придерживаться своего плана. Скажу то, в чём мы с вами никогда не захотим себе признаться, потому что любим Аню и Сашу. Самый большой удар девочки получили не из-за ситуации с Валиевой, а узнав, что никто из них не примет участие в произвольной программе командника. Мы весь сезон вешали золотую медаль личника на шею Валиевой, и почему мы с вами решили, что Аня и Саша, читая это, думали иначе? Чтобы понять, что на самом деле девочки думали о ситуации с Валиевой, достаточно вспомнить ответ Алексея Ягудина на вопрос про лучший момент в его карьере — падение Плющенко в короткой программе Олимпиады 2002. Это спорт высших достижений. Голая правда может быть только такой.

Ну что мы всё о грустном. Последние четыре года подарили нам одну из лучших спортсменок современности. Хрупкость и нежность, надёжность и сила, твёрдость и несгибаемость, ясность и ум, собранность и трудолюбие, уравновешенность и самообладание. Вот те качества, которые раскрылись в программах Ани. После фактического завершения карьеры она будет заслуженно «собирать урожай», участвуя в различных коммерческих мероприятиях. Уже сейчас можно сказать, что дальнейшие показательные программы будут символизировать поиски себя. Все мы хотим возвращения Ани в большой спорт, но вы сами видите фотографии, которыми я проиллюстрировал статью. Мы видели, каким трудом была добыта эта медаль. Первые строчки композиции «Кометы» певицы polnalyubvi из недавнего показательного выступления Ани лучше меня расскажут о её будущем:

Тот, кто погас, будет ярче светить,

Чем кометы, пролетающие над планетой.

Из пустоты без твоей красоты

Не родится юности вольная птица.