«Олень», «свечка» и как они связаны с фигурным катанием
Танцы на льду, пожалуй, самый запутанный с точки зрения правил вид фигурного катания. Что говорить о болельщиках, если сами спортсмены, тренеры и судьи не всегда едины в мнениях насчет танцевальных элементов и уровней их исполнения.
Яркий пример неразберихи - Турнир четырех континентов 2019, когда американская танцевальная пара Мэдисон Хаббел и Закари Донохью , лидировавшая после ритм-танца, осталась в итоге без медали: технический специалист оценил их поддержку в произвольном танце лишь на базовый уровень, что сразу привело к большой потере баллов.
Заметили, что не так? Партнер сильно сместился вправо и не удержался 3 секунды на одном месте, как требуется по правилам. Возможно кого-то удивит, но такой тип поддержки называется "Поддержка на месте" или "Stationary Lift", поэтому ошибка исполнения справедливо не осталась не замеченной судейской бригадой. Судя по очень эмоциональной реакции, сами спортсмены и тренеры не обратили внимания на неточность, или по крайней мере не ожидали, что их так строго накажут за нее.
Конечно, подобные прецеденты возникают в фигурном катании не так часто. Зато от такой распространенной ошибки, как превышение времени исполнения поддержки, которое наказывается снижением на 1 балл, не застрахован никто из спортсменов, ее допускают даже опытные и мастеровитые дуэты. Не так легко успеть за отведенные 7 секунд на обычную поддержку и 12 на комбинированную, выполнить все нужные перестроения, соблюсти количество оборотов и т.п.
Все поддержки в танцах на льду разделены по типу продвижения партнера, и бывают следующих видов: по прямой, по дуге, на месте, вращательная с продвижением, и комбинированная - она состоит из сочетания двух разных поддержек. Каждой поддержке судейская бригада присваивает уровни сложности, минимальный базовый, и далее от первого уровня до четвертого.
Оценивается вход в поддержку, сложность положения тела поднимающего партнера, сложность положения тела поднимаемого партнера или его смена поз, а также выход из элемента. В правилах подробно расписано, каким критериям должна соответствовать каждая часть поддержки для учета уровня сложности. Например, для базового уровня достаточно удержать партера надо льдом в течении 3 секунд, для первого уровня к требованиям добавится сложное положение тела партнера или партнерши и т.д. К сложному положению относятся например кораблик или шпагат.
В правилах нет ограничений по полу, соответственно поднимать партера может как женщина, так и мужчина. Попробуем оценить по современным правилам поддержку, которую в свое время исполняли олимпийские чемпионы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера.
Оба партнера принимают сложное положение, но заход и выход с поддержки простые, выше 2 уровня не получить. В правилах правда есть уточнение, что неожиданный вход без видимой подготовки учитывается как черта сложности или деталь входа . Заход неожиданный? Еще какой. Без видимой подготовки? Вряд ли. Поэтому предположим, что по нынешним правилам поддержка получила бы 2 уровень сложности.
Другим французским олимпийским чемпионам, Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону, иногда ставят в упрек простые и однотипные поддержки, якобы сложные они делать не умеют. Однако обратим внимание, когда пара еще только готовилась без очереди прорваться к пьедесталу, в сезоне 2013/2014 они исполняли навороченные поддержки "как у всех". Это пример поддержки по прямой в их произвольном танце.
Для сравнения, их вариант поддержки по дуге из последнего произвольного танца, который также соответствует критериям 4 уровня, при этом выполнен в фирменном стиле французов, когда все элементы бесшовно вписываются в полотно танца.
Конечно, существовали и более сложные вариации подобных поддержек, но насколько их можно назвать эстетичными и выражающими настроение танца? Это например вариант от Ше-Лин Бурн и Виктора Краатца, чемпионов мира 2003 года.
Пример приведен не для того, чтобы раскритиковать конкретных спортсменов, тем более, что подобных поддержек исполнялось очень много и разными дуэтами. Не будем забывать, что танцорам того времени пришлось приспосабливаться к смене правил судейства, а соответственно и к новшеству - оцениванию каждого элемента в отдельности по шкале уровней сложности.
Вот например отрывок из произвольной программы 2002 года в исполнении других канадцев, Мари Франс Дюбрей и Патриса Лозона, которые являются основателями сильнейшей на данный момент танцевальной школы фигурного катания.
В 2006 году, после внедрения новой судейской системы, поддержку пара усложнила, добавив смену направления, видимо чтобы соблюсти все требования, но стал ли элемент от этого лучше?
Такая вращательная поддержка сложна и по текущим правилам, можно добавить разве что оборот партнера на одной ноге, но скорее всего это физически не возможно. И возникает вопрос, в чем же состоит баланс между получением высшего уровня сложности поддержки и при этом соответствия ее характеру танца и выразительности на льду.
С точки зрения зрителя, следующий вариант поддержки на баланс от тех же Дюбрей Лозона намного более рискованный, трудный, чем сейчас исполняют спортсмены (например упоминавшиеся Пападакис Сизерон), и вызывает вау-эффект.
Можно вспомнить и вариацию от дуэта Кетлин Уивер и Эндрю Поже, которая тоже требует идеально точных, слаженных движений обоих партнеров, а также чревата потерей равновесия в любой момент, а соответственно и падением.
Не являются ли критерии для выполнения 4 уровня поддержки уже недостаточными? В одиночном катании сделать прыжок в 4 оборота является сверхзадачей для многих одиночников и почти всех одиночниц, в танцах же практически всеми дуэтами поддержки выполняются на 4 уровень сложности. Это значит, можно позволить себе не рисковать, выполнять не более чем соответствующий правилам набор движений и получать за это максимальный уровень и высокие баллы.
Может быть настал момент, когда пора в правилах пойти дальше в сторону усложнения, добавить например 5 уровень для поддержек, чтобы спортсменам имел смысл разучивать новые, рискованные элементы и получать за них бонусы? ISU же пока занят другими вопросам, например отменой обязательного паттерна и добавлением прыжков, возможно рассчитывая таким образом сделать танцы более понятными и интересными для широкой аудитории.
И возвращаясь к заголовку, как уже наверно стало понятно, и олень, и свечка - это разновидности поддержек. Пример поддержки с красивым названием "олень" от Виктории Синициной и Никиты Кацалапова приведен на превью поста, а исполнение "свечки" было одним из коронных элементов в программах Натали Пешала и Фабьяна Бурза.
А какая у вас самая любимая и запоминающаяся поддержка в танцах на льду?
Много интересных поддержек вспоминается. Люблю, когда поддержка не выглядит чересчур "навороченной" и "сложной", с кучей перестроений на ходу. Когда-то давно (относительно) очень нравился Малеровский "Гусь" от ВМ. Запомнилась акробатическая поддержка от ДУ в начале Сочинской "Шехеразады" (с закидыванием партнерши на плечо). Очень люблю фирменную по дуге от ПС. Был "вау-эффект" от новой поддержки ХД из их ПТ прошедшего Олимпийского сезона. Да много чего интересного вспоминается. :)
Про новую поддержку ХД тоже соглашусь, эффектная и новаторская, хотя и было удивительно поначалу, ведь высокие поддержки в танцах запрещены, но они нашли элегантное решение в рамках правил.
Танцы, действительно, очень сложный вид, тяжело разобраться во всех нюансах. Поэтому я смотрю только ради красоты 😊.
Я люблю красивые поддержки, поэтому ПС конечно Фирменная их мне больше в Дуэте нравится, там вход просто потрясающие потому что его как бы нет, они просто едут на коньках и раз...уже лежат