«Без перерыва «Белый ворон» превратился бы в обтрепанную ворону». Коляда вернул лучшую программу в карьере ради Олимпиады
За две недели до чемпионата России Михаил Коляда вернулся к произвольной программе прошлого сезона. «Список Шиндлера» не выдержал конкуренции с «Белым Вороном» – наверное, лучшей постановкой в карьере Коляды.
Михаил долго выбирал и короткую программу. Теперь у него идеальный набор?
В короткой поставили «Щелкунчика», но на контрольных попробовали Паваротти (эта программа проверку не прошла)
Перед олимпийским сезоном Коляда обновил обе программы. Казалось, выбор тренер Алексея Мишина и его ученика окончательный – работали с проверенными хореографами, да и музыка из «золотого фонда» фигурного катания Коляде подходила.
Короткую ставил Илья Авербух под «Щелкунчика» Петра Чайковского.
«Я сразу сказал, что это то самое! Мы долго искали музыку, слушали много разных вариантов, но ничего по-настоящему меня не зацепило. Но этой музыке удалось», – с восторгом рассказывал Михаил в июле.
Сомнения появились в конце лета – на закрытых прокатах сборной Санкт-Петербурга Коляда два дня подряд катал произвольную программу. Оказалось, команда еще не определилась с короткой на сезон.
Вторым вариантом была еще одна постановка от Авербуха – под «Памяти Карузо» в исполнении Лучано Паваротти. Ее Михаил показал на контрольных прокатах сборной России в середине сентября.
Посмотрев постановку в деле, Мишин вернул Коляде прежний вариант – с «Щелкунчиком» Михаил выступал всю осень и, вероятно, его менять не будет. Программу посвятили Михаилу Барышникову.
«С начала сезона нами были опробованы несколько вариантов короткой программы, но в настоящее время его программой является «Щелкунчик», потому что пластика, которая соответствует музыке Чайковского, наиболее интересна и необычна для Михаила», – объяснил Алексей Николаевич.
По ходу сезона постановка превращалась в цельный спектакль (хотя задумка костюма с одним эполетом Михаила не особо заинтересовала): «Есть история о том, что я изначально деревянный, потом в процессе превращаюсь в принца, а в конце опять закрываюсь. Здесь как бы идет двойная хореография, если так можно выразиться. Немножко деревянного, немного пластичного».
Но даже при обсуждении короткой программы специалисты то и дело возвращались к прошлогодней произвольной Коляды – «Нуреев. Белый ворон». Схожего действительно много: балет, хореография Авербуха и чувственное катание Михаила.
«Все помнят прошлогоднюю произвольную программу, посвященную Рудольфу Нурееву. Мы решили продолжить эту историю.
Как только он прокатает «Щелкунчика» чисто, о программе заговорят как о событии в фигурном катании. Я считаю, что эта программа в плане хореографии и находок даже сильнее «Белого ворона», – уверял Авербух.
Мишин защищал «Список Шиндлера», но вернулся к «Белому ворону». Теперь у Коляды две балетные программы
Несмотря на точное попадание с произвольной в прошлом сезоне, для олимпийского Коляде поставили новую программу.
Хореографом позвали Никиту Михайлова, в качестве музыкального сопровождения выбрали саундтрек из фильма «Список Шиндлера». Вариант с тем, чтобы оставить «Белого ворона» (ее тоже создавал Авербух), не нравился самому Коляде: «Не люблю катать одну программу несколько лет, потому что это надоедает. Кататься тысячу раз под одну и ту же музыку на тренировках, а затем слушать ее еще год, очевидно, сложно».
Музыка из «Списка Шиндлера» – одна из самых популярных в фигурном катании. Даже в этом сезоне у конкурента Коляды Джейсона Брауна постановка на ту же тему, они еще и пересекались на турнирах.
«На мой взгляд, его программа – это больше трагедия, очень тонкая драматургия. Мой же рассказ – именно о том, как сам Оскар преподносит эту историю и чувствует ее изнутри. Есть большие трудности на этом пути, как он с этим справляется – и в конечном итоге его признают героем. Это более возвышенная программа, она именно о поступках Шиндлера.
Я очень гармонично себя чувствую, смотрел фильм, меня эта история тронула. Блин, я почти плакал», – рассказывал Коляда.
В начале сезона тренер и фигурист постоянно защищали новую постановку.
«Специалисты, которые впервые увидели программу Коляды на прокатах в Петербурге, были едины во мнении, что новая программа не уступает предыдущей о Нурееве, которая впечатлила в прошлом сезоне», – говорил Мишин.
«Я в голове представляю некий образ и, уже отталкиваясь от этого, понимаю, смогу я его передать или нет. Я считаю, что с «Щелкунчиком» получилось. И со «Списком Шиндлера» тоже. В этом году обе программы очень удачные — я их понимаю, чувствую, и значит, могу выдать эту эмоцию», – отмечал Коляда.
Михаил органично смотрелся в программе, постановку не назовешь провальной, но сравнения с «Белым вороном» не прекращались. Накануне предолимпийского чемпионата России Мишин сдался и вернул прошлогоднюю произвольную:
«Когда мы приступили к работе над произвольной программой «Список Шиндлера», я не был абсолютно уверен, что эта программа будет лучше, чем «Белый ворон». И вероятность возвращения была со мной. Но я прекрасно понимал, что если бы мы продолжили без перерыва с августа катать «Белого ворона», он бы вскоре превратился из великолепного белого ворона в обтрепанную надоевшую ворону.
Бескомпромиссность в отношении «Списка Шиндлера», которую я обозначил на старте сезона – естественный и правильный ход, который позволил Мише и всему коллективу без оглядки работать. С удовлетворением могу сказать, что программа «Список Шиндлера» получилась бесспорно достойная».
Возможно, именно перерыв в исполнении заставил Коляду передумать и вернуться к «Белому ворону», а может, сработал настрой Михаила на полное доверие тренеру.
И «Список Шиндлера», и «Нуреев», безусловно, отличные и запоминающиеся программы. Главная задача Коляды на предстоящих стартах – не презентовать образ (он это и так умеет), а откатать чисто. В этом сезоне Михаил пока не выдавал идеальные турниры. Может, получится на чемпионате России, который стартует в Санкт-Петербурге 23 декабря?
Коляда знает, в чем его проблема, но не говорит. Мы скажем за него
Фото: globallookpress.com/Raniero Corbelletti; РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф, Максим Богодвид
Над моею Колядой