7 мин.

Медведева поспорила с Ягудиным, канадец упал лицом на лед, а наши стрельнули квадами, но проиграли Брауну без них – ну как так?

 

Мужской турнир на Гран-при Канады по фигурному катанию – сгусток сюжетов:

1. Нэтан Чен исправился за неудачу на прошлой неделе и выиграл – без тренера, которого отстранили между программами.

2. Лучшим после Чена крайне спорно оказался Джейсон Браун, не сделавший четверные прыжки. Хотя ключевые соперники (прежде всего из России) приземляли их градом.

3. У Евгения Семененко – первая награда Гран-при. В его профиле уже значится российский этап, но ковидного формата-2020 – по сути, внутренний старт, но с иностранными судьями. Так что в Ванкувере состоялся уже полноценный дебют.

И это еще не все. Поехали!

• Прошлым сезоном Семененко приучил к надежности – вообще не падал, сражался за прыжки, спасая их характерными движениями, и на каждом старте выдавал максимум. Собственно, во многом благодаря мастерству Евгения в олимпийский Пекин от России поедут трое парней – на ЧМ он не подвел.

Этой осенью Семененко все же пошатывает – возможно, синдром второго сезона (когда после лихого дебюта труднее добавлять или даже сохранять уровень); возможно, пока не та форма. Евгений не был безупречен в произвольной, но осилил три квада и даже с помарками забрался выше наших менее стабильных сборников.

Дьявольская музыка Корнелюка (да и костюм) здорово подошли Семененко – осталось очаровать судей, которые пока будто присматриваются и берегут компоненты. В следующий раз Евгений покажет себя на Гран-при России в самом конце ноября, а потом определяющий ЧР – и разумеется, с отбором в Пекин ничего не решено.

Но почему-то уже задумываешься: а разве не Семененко нужен нам на олимпийском командном турнире?

Макар Игнатов заявил более дерзкий набор по квадам, чем Евгений: риттебергер и тулуп в короткой (все чисто накануне), риттбергер, сальхов и два тулупа в произвольной.

Никогда не угадать, что засбоит в конкретный момент – сегодня в Ванкувере Макара, к его большому удивлению, подвел стартовый риттбергер. Игнатов упал жестко, но – аплодисменты – не рассыпался, дожав остальное, хотя впереди была вся программа.

Больше того, Макара даже не обрубило от усталости, как зачастую происходит ко второй части программы.

Да, он замедлился, но не вызывающе – напротив, боролся за прыжки и пытался удержать скорость. При его габаритах и стиле катания это и правда серьезная задача, комментатор Евгения Медведева хорошо объяснила:

«Макар компонентный фигурист. Такое размашистое катание мало кто может показывать – это широкое катание. Макар собой заполняет пространство арены. Это энергозатратно, сложно и зрелищно. Ты действительно видишь, что человек едет – не перебегает по льду, не шагает, не стоит и ждет элемента. Видна скорость».

Смелый дебют Медведевой-комментатора: легко шутила, вспоминала свои выступления и тренировала дикцию на тайской фамилии

• Тем удивительнее, что и Семененко без грубых ошибок, и Игнатов с пятью качественными квадами за две программы остались позади Джейсона Брауна.

Американец не шел на четверные прыжки в короткой, а в произвольной не осилил сальхов (понижение), к которому давно подступается, затем упал с тройного акселя – но компенсировал прорехи поразительно высокими компонентами. 89,8 – вторая оценка! У Семененко – 78,3, у Игнатова чуть за 76; такое отставание не отбить даже дополнительным чистым квадом.

Несколько недель назад, тоже переиграв российских фигуристов (в том числе Семененко) в Финляндии, Джейсон рассуждал о козырях:

«Каждый разыгрывает свои козыри – и старается сделать это наилучшим образом. Я ведь не делаю квад (пока!) не потому, что просто решил не напрягаться или не хочу его прыгать. Но ведь и то, что хорошо получается у меня, – совсем не простые штуки. Транзишны, качество катания, скольжение – сделать это на высочайшем уровне не простая задача.

Я много лет комплексовал на тему четверных. Я думал, что недостаточно хорош, что не заслуживаю своих побед, что не дотягиваю до установленных другими людьми стандартов. Я, по сути, обесценивал свой успех. Но я просто фигурист, который каждый день работает над тем, чтоб стать лучше. Это спорт. Ты выходишь на лед и показываешь, на что ты способен».

Американец без четверных прыжков обыграл наших фигуристов – за счет чего и почему он этого не стесняется?

Справедливо это или нет, но то, на что способен Браун, судьям пока нравится больше нашего арсенала из квадов.

• Главный выживший этого вечера – Киган Мессинг. Риттбергер на экваторе программы чуть не отправил канадца в больницу – Киган неудачно выкрутился и рухнул лицом вперед, жутко ударившись о лед.

Но быстро встал и, проверив то ли губу, то ли челюсть, самоотверженно доработал программу. В чем Мессингу никогда не откажешь – даже в трудной ситуации он доигрывает постановку до конца.

А после проката, как и вчера, Киган счастливо показывал из КиКа родню на смартфоне – видимых повреждений на лице нет. Но не исключено, что когда адреналин отступит, обратиться к врачу Мессингу все же придется.  

Александр Самарин, по контрольным прокатам в сентябре выглядевший едва ли не самым надежным из наших, снова расстроил. В самом начале ему удался тяжеленный каскад четверной лутц – тройной тулуп, а потом программа посыпалась. К середине выглядело так, что Самарина покинули и силы, и мотивация – он сник и закономерно закончил турнир далеко от тройки.

Характерно, что именно блеклый выход Александра спровоцировал колкий диалог между Медведевой и Алексеем Ягудиным:

Медведева: У Саши не было права на ошибку, но ошибок было много. Что его и лишает хороших оценок. В каких-то местах боролся, в каких-то очень обидно отпустил ситуацию. Четверной лутц – это очень энергозатратный элемент. Если ты исполняешь их два, это прям колоссальная сложность. Либо идеально исполнять их, либо произойдет так, как сейчас.

Ягудин: У меня возник вопрос. Почему два четверных лутца? Окей, первым элементом – это его козырь, который достаточно часто играет. Совершив этот каскад, он получает под 20 баллов. Но почему он идет на второй лутц – и например, нет больше ни одного четверного? Я говорю о тулупах. Это один из самых легких…

Медведева: Леш, мы понимаем, что ты очень любишь четверной тулуп.

Ягудин: Это единственное, что я любил. И еще поклон после программы. Нет, ну тулуп для Саши – это как для меня теперь шнуровать коньки. Но почему выбор пал на два четверных лутца? Вернее, на второй…

Медведева: Потому что это четверной лутц! Леша. Это же четверной лутц! Он его умеет – почему бы не пойти сделать два? Если такой набор стоит – значит, он его тренировал и на тренировках были чистые прокаты. Просто так же не будут писать в контент те элементы, которые спортсмен не умеет.

Ягудин промолчал.

Нэтан Чен после нелегкого домашнего Гран-при (первое поражение с Олимпиады-2018) пересобрал и попутно облегчил заявку.

Вместо бронебойной (но пока не реализованной) шестиквадки в произвольной – вполне земные четыре. Зато чисто, и это без сопровождения тренера: по итогам короткой программы Рафаэля Арутюняна дисквалифицировали за нарушение ковидного протокола.

Менее официально все звучит как шутка: Арутюнян нарушил разметку, хотя ее не было – как не было заграждений, сотрудников и других ограничителей. Но была потенциальная возможность выхода за чистую зону.

Опыт Чена, который в 2020-м тренировался по скайпу, в экстренной ситуации очень пригодился: с бронзой Гран-при США и победой в Канаде Нэтан наверняка отберется в финал. Не говоря уж о том, что отыграться сейчас было принципиально важно, чтобы не утонуть в сомнениях задолго до главных стартов.

Гран-при по фигурному катанию

2-й этап

Гран-при Канады (Skate Canada)

Ванкувер, Канада

Мужчины

1. Нэтан Чен (США) – 307,18

2. Джейсон Браун (США) – 259,55

3. Евгений Семененко (Россия) – 256,01

4. Макар Игнатов (Россия) – 244,17

5. Киган Мессинг (Канада) – 238,34

6. Морис Квителашвили (Грузия) – 232,87

7. Сота Ямамото (Япония) – 225,74

8. Александр Самарин (Россия) – 224,20

Видео и скриншоты: Первый канал

Фото: 1tv.ru//скриншоты трансляции

Фото: globallookpress.com/Darryl Dyck/Keystone Press Agency; 1tv.ru//скриншоты трансляции